Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чинены областные

организации

по снабжению и

сбыту

нефтепродуктов и сеть баз и складов.

 

Основные показатели работы снабженческо-сбыто-

вых организаций

республики

характеризуются

данны­

ми, приведенными в табл. 1.

 

 

Данные табл.

1 показывают, что система органов ма­

териально-технического снабжения Главснаба БССР наиболее мобильна и экономична. Так, в общем объеме

товарооборота

Главснаб БССР

занимал на 1 октября

1970 г. 53,4%,

а по численности

работающих — только

15,1%- На одного работающего в Главснабе

БССР при­

ходится 1,2 млн. руб. товарооборота

(при

871,5 тыс.

руб. в 1961 г.), а в системе снабжения

остальных орга­

низаций — около 200 тыс. руб. (при

349 тыс. руб. в

1961 г.). За последнее десятилетие выработка на одного работающего возросла в Главснабе почти на 40%, в то

время

как в органах обращения

средств

производства

всех

остальных

министерств и

ведомств

республики

уменьшилась почти на 30%.

 

 

 

 

Затраты

государственных

средств на обеспечение по­

требителей

материальными

ресурсами

в

Главснабе

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

 

Основные

показатели работы снабженческо-сбытовых

 

 

организаций на 1 октября 1970 г.

 

 

Организацирганизация

К-во организаций

Общий

объем

Среднесписоч­

 

 

обра­

оптового то ­

ная числен­

Фонд

заработ­

 

варооборота

ность

работа­

ной

платы

Издержки

в го д

ющих

 

 

млн .

%

человек

%

тыс .

%

 

р у б .

р у б .

 

1 руб.

товаро­

коп.

щения на

оптового

оборота,

Общесоюзные и

 

 

 

 

 

 

 

 

союзно-рес­

27

130,6

1,8

1759

8,9

528

7,7

2,6

публиканские

Главснаб БССР

62

3834,3

53,4

2968

15,1

1059

15,5

0,5

Союзно-респуб­

 

 

 

 

 

 

 

 

ликанские

 

 

 

 

 

 

 

 

министерства

 

 

 

 

 

 

 

2,7

и

ведомства

189 2465,0

34,3

12139

61,5

4396

64,2

Республиканские

 

 

 

 

 

 

 

 

министерства

 

 

 

 

 

 

12,6

4,5

и

ведомства

75

761,8

10,6

2852

' 14,5

865

Итого

по БССР

353 7191,7

100

19718

100

6848

100

1,7

32


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

Уровень издержек обращения средств производства

 

 

по Главснабу БССР

к товарообороту за 1967—1971 гг.

 

 

Наименование

1967 г.

1968 г.

1969 г.

1970 г.

1971

г.

Товарооборот

(складской+транзит

 

 

 

 

 

с участием

в расчетах),

млн.

 

 

 

 

 

руб.

 

520,0 588,0 654,2 700,3 729,2

Издержки обращения, %

3,0

2,9

2,84

2,39

2,4

 

БССР

значительно

ниже, чем в остальных

снабженче­

ских организациях.

При удельном весе по объему това­

рооборота в 53,4%

издержки обращения

Главснаба

БССР

занимают около 16,2% от общей суммы издержек

обращения средств производства по республике. Кроме того, как показывают данные табл. 2, уровень издержек обращения по отношению к товарообороту с участием в

расчетах

систематически снижается.

 

Система

материально-технического снабжения

рес­

публики

в последние годы

значительно окрепла,

на

базах и складах созданы запасы

материальных ресур­

сов,

углубляется специализация

снабженческо-сбытовых

организаций,

расширяется

материально-техническая

база

органов снабжения. В

этих условиях Главснаб

БССР может взять на себя функции других снабженче­ ских организаций, таких, как «Белс'ельхозтехника», «Ремтехснаб» Министерства автомобильного транспор­ та, контора снабжения Главного управления шоссейных дорог при СМ БССР и др.

Упразднение указанных снабженческих организаций позволило бы не только исключить параллелизм и дуб­

лирование, но и дало бы возможность экономить

еже­

годно только на заработной плате по республике

около

3 млн. руб.

 

Наряду с укреплением вневедомственной системы не­ обходимо совершенствовать центральный аппарат Глав­

снаба БССР. Вполне возможно и целесообразно

передать

функции некоторых отраслевых отделов

централь­

ного аппарата Главснаба соответствующим

спецснаб-

сбытам. Осуществление этого мероприятия первоначаль­ но можно провести по менее трудоемким материалам и

3. Зак. 990

33


сырью по мере подготовки и создания необходимых условий. Это позволило бы в некоторых спецснабсбытовых организациях соединить воедино планирование и реализацию материально-технических ресурсов, а в центральном аппарате Главснаба усилить диспетчер­ скую службу, создать структурное подразделение по изучению спроса и потребностей в материально-техниче­ ских ресурсах, не увеличивая в целом административноуправленческий персонал.

Среди некоторой части экономистов и практических работников существует мнение о необходимости подчи­ нения специализированных снабженческо-сбытовых организаций Госснаба СССР соответствующим отрас­ левым министерствам и ведомствам. Нам представляет­ ся наиболее целесообразным и соответствующим совре­ менным условиям вневедомственное положение снабсбытов. Действующий в настоящее время порядок организации работы союзных и республиканских снаб­ женческо-сбытовых органов обеспечивает необходимую объективность в их работе, исключает элементы местни­ ческих и ведомственных тенденций. Изменение этого порядка поставило бы республики в вопросах занарядки и реализации продукции в неравное положение. Напри­ мер, Белорусская ССР, не имея собственной металлур­ гической базы, оказалась бы в более затруднительном положении в вопросах занарядки и поставки продукции черной и цветной металлургии, чем некоторые другие республики.

Г л а в а II

НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Хозяйственная экономическая реформа, изменив методы планового руководства и экономического стимулирования работы предприятий, потребовала перестройки хозяй­ ственных связей между предприятиями, как непосред­ ственных, так и осуществляемых при посредстве снабжен- ческо-сбытовых организаций. Все охватывающее фон­ дированное, централизованное распределение средств производства сыграло огромную роль в развитии нашего народного хозяйства. В условиях, когда необходимо было создавать новые отрасли промышленности, всемерно раз­ вивать и укреплять хозяйство, собирать воедино и на­ правлять материально-технические ресурсы на нужды обороны в период Великой Отечественной войны и на нужды восстановления разрушенного хозяйства после ее окончания, централизованное, строго фондированное пла­ нирование средств производства было единственно-прием­ лемой формой материально-технического обеспечения.

В условиях проводимой в стране экономической ре­ формы детализированное натуральное распределение средств производства затрудняет увязки планов произ­ водства с планами их материально-технического обеспе­ чения. Отсюда вытекает необходимость перехода к пла­ номерному распределению материальных ценностей путем оптовой торговли. «Необходимо решительно улуч­

шить систему материально-технического

снабжения,—•

указано в Директивах X X I I I съезда КПСС,— и подгото­

вить постепенный переход к плановому

распределению

оборудования, материалов и полуфабрикатов путем опто­

вой

торговли»

'

Материалы X X I I I съезда КПСС. М., 1966, стр. 232.

з*

35


За период, истекший с начала осуществления эконо- мическо-хозяйственных преобразований, в республике по­ лучила развитие оптовая торговля средствами производ­ ства. Накоплен опыт мелкооптовой торговли продукцией производственно-технического назначения через магази­ ны; производится безлимитное обеспечение потребителей отдельными видами ресурсов; успешно осуществляются децентрализованные заготовки материальных ценностей и мобилизация материальных ресурсов; получила широ­ кое развитие комиссионная торговля средствами произ­ водства, в том числе ярмарочная.

На основе централизованного планирования обраще­ ния продукции производственно-технического назначения во взаимоотношениях предприятий — поставщиков и по­ требителей — развились прямые хозяйственные длитель­ ные связи по поставкам продукции, которые являются важным фактором сочетания централизованного плани­ рования сверху с инициативой и экономическим регули­ рованием снизу.

Изучение опыта работы с использованием новых форм обращения средств производства необходимо в целях определения путей дальнейшего совершенствования пла­ нирования и организации обращения средств производ­ ства как важнейшей стороны всей системы мер по повы­ шению эффективности общественного производства.

1. МЕЛКООПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДУКЦИЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Одним из начальных этапов перехода к плановому распределению средств производства путем оптовой тор­ говли является мелкооптовая торговля, основной органи­ зационной формой которой следует считать мелкооптовый магазин.

Первоочередное развитие торговли продукцией произ­ водственно-технического назначения через мелкооптовые магазины вызывается несколькими обстоятельствами. Во-первых, почти все потребители республики нуждаются в очень небольших количествах определенного ассорти­ мента продукции, отпуск которых с баз и складов крайне затруднен, а подчас вообще невозможен. Во-вторых, по сравнению с общим объемом потребления тех или иных видов материальных ресурсов в республике доля мелкого

36

потребления настолько мала, что без всякого ущерба для крупных потребителей позволяет производить отпуск даже дефицитных, строго фондируемых материалов. В третьих, отпуск продукции мелкими партиями в обыч­ ном порядке, не через мелкооптовые магазины, связан с оформлением сложных документов. Это оформление за­ нимает много времени, снижает показатели работы баз и складов и делает невыгодным для них обслуживание мел­ ких потребителей. Реализация продукции мелкими пар­ тиями сопряжена со значительным циклом ее складской переработки, включающим раскрой, расфасовку, разбив­ ку тарных мест, подборку, складирование и т. п. Базы снабжения и сбыта, основу работы которых составляет отпуск продукции крупными партиями, не обеспечивают выполнение указанных операций, а следовательно, и от­ пуск продукции в малых количествах. В отличие от них мелкооптовые магазины имеют возможность выполнять весь комплекс услуг и обеспечить отпуск продукции в размерах, ограничиваемых лишь ее физической дели­ мостью.

Обеспечение потребителей материально-техническими ресурсами через мелкооптовую торговлю представляет собой переход к таким методам доведения материальных ресурсов, которые позволяют устранить жесткую регла­ ментацию предприятий сверху в решении различных во­ просов, связанных с материально-техническим снабже­ нием, и активно использовать регулирующую роль стои­ мостных категорий.

Важной предпосылкой перехода к распределению средств производства путем мелкооптовой торговли явля­ ется изменение плановых отношений в области матери­ ально-технического снабжения путем децентрализации распределения значительной части промышленной про­ дукции. Об этом говорит то обстоятельство, что уже в 1967 г. Главснаб БССР распределил свыше 6 тыс. наиме­ нований продукции групповой номенклатуры, а в 1968 г.— более 9 тыс. наименований продукции, т. е. большую часть номенклатуры продукции, распределяемой Госсна­ бом СССР и его органами.

В соответствии с Директивами X X I I I съезда КПСС создание в республике ячеек оптовой торговли в системе материально-технического снабжения началось в 1966 г., когда были открыты два магазина.

37


Несмотря на неудовлетворительное освоение средств, выделенных для строительства и оборудования мелкооп­ товых магазинов, установленный на 1967 г. Госснабом

СССР для Белорусской ССР план организации мелкооп­ товых магазинов был перевыполнен: при плане 5 мага­ зинов было открыто 8 магазинов.

Реализация продукции через мелкооптовую торговлю производится:

а) без ограничения потребителям по перечням товаров для свободной реализации, устанавливаемым Госснабом

СССР, и по номенклатуре продукции, определяемой Главснабом БССР с учетом обеспеченности ресурсами рес­ публики;

б) без ограничения установленному кругу потребите­ лей в республике по дефицитным видам продукции.

В число таких потребителей, перечень которых уста­ навливается в централизованном порядке органами материально-технического снабжения, в первую очередь должны включаться научно-исследовательские, конструк­ торские и проектные организации, опытные производства, высшие учебные заведения, предприятия сферы обслужи­ вания и т. п.

По особо дефицитной продукции мелкооптовая реали­ зация может осуществляться всем без исключения потре­ бителям по выделенным им фондам или установленным лимитам.

По каждому мелкооптовому магазину определены основные группы товаров, торговля которыми осущест­ вляется как в порядке свободной продажи, так и по ли­ митам.

Магазины имеют право на основании спроса покупате­ лей заключать хозяйственные договоры, расширять и укреплять хозяйственные связи с поставщиками про­ дукции.

Мелкооптовые магазины организуются как самостоя­ тельные хозрасчетные преприятия или находятся на ба­ лансе соответствующих снабженческо-сбытовых баз, кон­ тор или управлений. Магазины на самостоятельном ба­ лансе целесообразно создавать лишь в тех случаях, когда объем их деятельности позволяет обеспечить рентабель­ ную работу магазинов.

В составе мелкооптовых магазинов в зависимости от объема товарооборота создаются следующие структур-

38

ные подразделения: группа или отдел заказов, плановоэкономический отдел или группа, группа товарного обе­ спечения, бухгалтерия, склад магазина, товарные отде­ лы или инспекции, отдел доставки товаров потребителям.

Группа или отдел заказов выявляет текущий потреби­ тельский спрос, обобщает заказы потребителей и контро­ лирует их исполнение товарными секциями. Планово-эко­ номическая группа изучает перспективный потребитель­ ский спрос на предстоящий плановый период, ведет рекламную работу, разрабатывает проект планов хозяй­ ственной деятельности магазина, оперативную и стати­ стическую отчетность. Группа товарного обеспечения на основе планов хозяйственной деятельности магазина и обобщения данных, получаемых от группы заказов, орга­ низует обеспечение магазина товарными ресурсами по­ средством заключения хозяйственных договоров с по­ ставщиками продукции, децентрализованных закупок, мобилизации внутренних ресурсов. Бухгалтерия осуще­ ствляет денежные операции и учет в стоимостных пока­ зателях всей финансово-хозяйственной деятельности ма­ газина, составляет бухгалтерскую отчетность. Склад осу­ ществляет приемку и хранение поступивших в магазин товаров, их подсортировку, подборку и отпуск. Товарные отделы (секции) проводят работу по выявлению плате­ жеспособного спроса потребителей и рекламированию товаров, осуществляют операции по продаже товаров потребителям. Отдел доставки товаров потребителям осуществляет комплектование товарных партий, их упа­ ковку и отправку потребителям почтой или любым видом транспорта, либо доставку товаров автотранспортом ма­ газина.

Численность персонала определяется исходя из объ­ ема товарооборота и специфики реализуемой продукции.

С развитием мелкооптовой торговли через сеть мага­ зинов в системе обращения средств производства рес­ публики встал вопрос о подготовке специальных кадров для этих магазинов. Эффективность мелкооптовой тор­ говли в значительной степени зависит от того, насколько квалифицированные люди будут ее осуществлять. Подго­ товка кадров работников мелкооптовой торговли практи­ чески отсутствует, в то время как в этой работе есть мно­ го специфического, отличительного от остальной работы по материально-техническому снабжению. Необходимо

39