Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
что темпы развития мелкооптовой торговли не полностью отвечают предъявляемым требованиям.
Уже в настоящих условиях имеется возможность рас ширения объема товарооборота мелкооптовых магази нов, передав им обеспечение многих мелких (по объему потребляемых ресурсов) потребителей продукции, рас пределение которой предусматривается планом развития народного' хозяйства.
В плане развития народного хозяйства республики по каждому виду материально-технических ресурсов имеет ся ежегодно до 50% фондодержателей, доля которых в общем объеме потребления данного вида продукции сос тавляет от 0,5 до 5%. Так, по прокату черных металлов в 1968 г. 17 потребителей из 49 предусмотренных планом развития народного хозяйства потребляли 0,53% прока та; в 1969 г. 17 из 46 — 0,42%; в 1970 г. 19 из 49 потре бителей— 0,52%. По деловой древесине в 1968 г. 25 пот ребителей из 45 потребляли 3,7% древесины; в 1969 г. 29 из 45—4,6%; в 1970 г. 28 из 49—5,3%.
Целесообразно в плане развития народного хозяйст ва республики не указывать каждого такого фондодер жателя в отдельности, а указывать их общий фонд в графе «прочие потребители», передав их на обеспечение через мелкооптовую торговлю. Магазины мелкооптовой торговли в состоянии справиться с работой по обеспече нию дефицитной продукцией, а планирующие органы не будут в течение года отвлекаться на оформление мно жества документов по дополнительному отпуску мате риально-технических ресурсов в небольших количествах.
По нашему мнению, для расширения объемов товаро оборота и ассортимента мелкооптовой торговли продук цией производственно-технического назначения можно привлечь часть ресурсов из фондов, выделяемых предпри ятиям и организациям. Для решения этой задачи мини стерства и ведомства, предприятия и организации, распо ложенные на территории республики, независимо от их ведомственного подчинения должны отчислять Главснабу БССР в его распоряжение материальные ресурсы в пределах до 1 % от своих фондов. Эта мера значительно расширит возможности по удовлетворению материаль ными ресурсами через оптовую торговлю этих же пред приятий и многих других, сделает систему оптовой торгов ли еще более устойчивой и оперативной. Для того чтобы
44
исключить ущемление интересов предприятий и органи заций, передающих ресурсы для расширения оптовой тор говли, следует установить порядок, что переданные ма териальные ресурсы должны быть в течение данного года возвращены или компенсированы предприятию. Оуществление этого мероприятия вполне возможно и не потре бует никаких капитальных затрат.
Резервом расширения мелкооптовой торговли в рес публике является торговля продукцией производственнотехнического назначения через базы и склады. Снабжен- ческо-сбытовым организациям Белоруссии необходимо изучить положительный опыт в решении этих вопросов, накопленный работниками снабжения Латвии, Литвы и Московского территориального управления. В Литовской ССР оптовая торговля уже в 1967 г. велась на 11 базах, в Латвийской ССР — на 12 базах. Московским террито риальным управлением организована мелкооптовая тор говля в специальных торговых залах при базах, где про дажа ведется без заявок и нарядов с упрощенными рас четами за проданную продукцию 2 . Преимущество этой формы в том, что мелкооптовую торговлю можно в этом случае организовать в короткий срок, т. е. до завершения строительства магазинов или выделения для их органи зации необходимых помещений.
Нельзя считать оправданным существование парал лельно мелкооптовых магазинов, принадлежащих разным ведомствам, например магазины «Наука» и «Приборы». Первый принадлежит Главснабу БССР, второй — Мини стерству приборостроения, средств автоматизации и сис тем управления СССР. Оба магазина находятся в одном здании и разделены только перегородкой; снабжают поч- 'ти одной и той же продукцией, и есть смысл в передаче магазина «Приборы» Главснабу БССР, в ведении которо го находятся все магазины по мелкооптовой торговле продукцией производственно-технического назначения в республике.
Требует упорядочения и вопрос установления наценок за реализуемые через мелкооптовые магазины материаль но-технические ресурсы. Ничем не оправдано, когда на ценки на некоторые виды материалов, сырья и оборудова ния, реализуемые магазинами, доходят до 10%, в то вре-
2 В. Д ы м ш и ц. Дело большой |
государственной |
важности. |
«Материально-техническое снабжение», |
1967, № 10, стр. |
14. |
45
мя как наценки на материально-технические ресурсы, реализуемые специализированными снабженческими организациями республики, находятся в пределах 3—4%.
Повышению эффективности мелкооптовой торговли через магазины будет способствовать улучшение их раз мещения. Многие мелкооптовые магазины расположены в старых, неприспособленных зданиях.
В большинстве магазинов отсутствует какая-либо ме ханизация, и все погрузочно-разгрузочные работы при ходится выполнять вручную.
Учитывая быстрое развитие мелкооптовой магазинной торговли в современный период и перспективы ее разви тия, необходимо разработать типовые проекты соответ ствующих специализированных и универсальных мелко оптовых магазинов с торговыми и демонстрационными залами, складскими помещениями и необходимыми сред ствами механизации.
Целесообразно при проектировании и строительст ве многоэтажных жилых домов предусматривать выде ление площадей для магазинов мелкооптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, как это осуществляется сейчас для магазинов розничной торговли.
2. БЕСФОНДОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА
С переходом на новую систему планирования и эко номического стимулирования в сфере обращения средств производства получило развитие бесфондовое обеспече ние продукцией производственно-технического назна чения.
Бесфондовое обеспечение предполагает продажу пот ребителям материальных и технических ресурсов без вся ких ограничений по предъявлению заказа в отличие от торговли средствами производства по лимитам, предо ставляющей потребителю право на покупку продукции в любые сроки, но в количестве, которое не превышает уста новленного.
Объективной предпосылкой внедрения этой новой фор мы в обращение средств производства являются меро приятия хозяйственной реформы: децентрализация пла нирования значительной части средств производства,
46
предоставление предприятиям больших прав и самостоя тельности в решении хозяйственных вопросов, введение платы за основные фонды, уменьшение количества утвер ждаемых предприятиям показателей и т. д.
Созданию благоприятных условий для развития бес-, фондового обеспечения способствует концентрация за пасов материальных ресурсов на базах и складах терри ториальных органов снабжения, что создает возможности для необходимого маневрирования материалами и сырь ем в целях своевременного, комплектного и наиболее пол ного обеспечения предприятий и организаций всем необ ходимым.
В 1966—1968 гг. в виде опыта были переведены на бесфондовое снабжение строительными и химическими материалами (по 765 групповым наименованиям) потре бители Челябинской, Оренбургской и Курганской обла
стей. В 1968 г. в этих областях было реализовано цемента |
|
около 40 тыс. т., мягкой кровли |
16,5 млн. м2 , оконного |
стекла 2,2 млн. м2 , отопительных |
радиаторов 466 тыс. м2 , |
серной кислоты 650 тыс. т и др. При этом по 23 из 38 ре ализуемых в порядке бесфондового снабжения видов продукции были снижены запасы, в том числе шифера — на 27%. мягкой кровли — на 11%, радиаторов — на 18% 3 .
Осуществлено бесфондовое обеспечение нефтепродук тами в 8 областях РСФСР, Эстонской ССР и Минской области Белорусской ССР. В этих областях поставле но потребителям до 7%. общего объема поставок нефте продуктов по стране в целом.
О большом народнохозяйственном значении совершен ствования планирования и управления нефтеснабжением свидетельствуют следующие показатели: в 1975 г. в стране предусматривается увеличить добычу нефти почти в 1,4 раза по сравнению с 1970 г. и довести ее до
500млн. т 4 .
Одоле нефтеснабжения в системе материально-техни ческого снабжения народного хозяйства свидетельствуют
следующие данные: в |
оптовом товарообороте |
страны |
||
3 |
В. М. Л а г у т к и н. |
Совершенствование |
организации |
снабже |
ния |
и сбыта — важнейшее |
условие повышения |
эффективности обще |
ственного производства. В кя.: Некоторые проблемы совершенство
вания |
материально-технического |
снабжения. М., 1970, стр. 15—16. |
4 |
Материалы XXIV съезда |
КПСС, стр. 248. |
47
складской товарооборот нефтебаз составляет 30%; в общих издержках снабженческо-сбытовых органов стра ны издержки нефтеснабжения составляют более 42%, из них 36,6% приходится на транспортные расходы5 .
Несмотря на ускоренное развитие прогрессивного и экономически выгодного трубопроводного транспорта, нефть и нефтепродукты в общем объеме грузооборота промышленной продукции страны составляют: на желез нодорожном транспорте — 20%|; на морском и речном—• 44%. Средняя дальность железнодорожных перевозок нефтегрузов достигает более 1200 км6 .
ВБелорусской ССР пока не имеется опыта бесфондо вого обеспечения народного хозяйства республики сырь ем и материалами, кроме нефтепродуктов. Поэтому и проведенные нами исследования касаются только нефте снабжения.
ВБелорусской ССР складской товарооборот нефте баз составляет в оптовом товарообороте продукции про изводственно-технического назначения республики около 10%; в общих издержках снабженческо-сбытовых орга нов республики издержки нефтеснабжения составляют 40%.
Повышение эффективности снабжения нефтепродукта ми зависит от рационального размещения нефтеперера батывающих заводов, от ассортимента вырабатываемых на них нефтепродуктов, от работы нефтесбытовых орга нов, от правильной организации работы по обеспечению потребителей. В условиях ежегодно увеличивающихся объемов производства и потребления нефтепродуктов раз витие оптовой торговли ими становится объективной не обходимостью.
Бесфондовое обеспечение народнохозяйственных нужд нефтепродуктами в условиях хозяйственной рефор мы представляет собой рациональное, наиболее эконом ное расходование нефтепродуктов при ограниченности ресурсов.
Основные задачи оптовой торговли нефтепродуктами состоят в том, чтобы бесперебойно обеспечивать потреби телей нефтепродуктами независимо от выделенных фон дов, выявить новые возможности, формы и методы снаб-
«Материально-техническое снабжение», № 3, 1968, стр. 30. Т а м ж е .
48
жения народного хозяйства нефтепродуктами, определить порядок взаимоотношений потребителей с поставщиками, выбрать оптимальные*показатели для планирования ра боты и оценки деятельности нефтебаз и нефтесбытовых организаций, установить правильное экономическое сти мулирование коллективов нефтесбытовых организаций. Решение этих задач сделает систему снабжения более эффективной.
Бесфондовое обеспечение потребителей нефтепродук тами осуществляется в Минской области Белорусской ССР с 1967 г. В основе этой формы снабжения лежит плановый балансовый метод распределения нефтепро дуктов между потребителями. Каждое ведомство, каж дое хозяйство области получает на планируемый год от соответствующих вышестоящих организаций определен ный фонд, лимит. Однако в условиях бесфондового обес печения устанавливаемый фонд или лимит является расчетным показателем, используемым для плановых проектировок, и не обязывает потребителя получать не фтепродукты в выделенных размерах и в определенные сроки. Несмотря на лимит, отпуск нефтепродуктов потре бителям области производится в требуемых им количест вах, без каких-либо ограничений.
При фондовом распределении и обеспечении потреби тели во избежание уплаты штрафа за невыборку нефте продуктов накапливали у себя большие запасы, в то время как другие испытывали недостаток в них. Это на носило серьезный ущерб народному хозяйству, так как в одном случае нефтепродукты лежали «мертвым» грузом, а в другом — ставилось под угрозу срыва проведение многих народнохозяйственных работ из-за трудностей с обеспечением нефтепродуктами.
При бесфондовом снабжении все потребители полу чают нефтепродукты бесперебойно, и это не вызывает не обходимости делать запасы «на всякий случай»; суще ственно улучшилось планирование завоза нефтепродук тов на нефтебазы. Раньше исходными данными для планирования завоза служили выделенные потребителям фонды, которые зачастую не выбирались, и по этой при чине на базах скапливались большие запасы нефтепро дуктов. В настоящее время планирование завоза осуще ствляется по квартальным заявкам потребителей с рас пределением по месяцам.
4. Зак. 990 |
49 |
Опыт работы свидетельствует о том, что предприятия и организации Минской области в 1968 г. получили 84,4 °/<н а в 1969 г.— 96% заявленного количества нефтепродук тов. Только в 1970 г. потребители области вышли на тот уровень потребления нефтепродуктов, который был ими заявлен в 1968 г. Это позволяет говорить о том, что но вая форма нефтеснабжения с первых шагов завоевывает авторитет и является с народнохозяйственной точки зре ния экономически эффективной.
Потребление нефтепродуктов ежегодно возрастает. Это объясняется рядом обстоятельств: значительным уве личением парка машин, механизмов и оборудования, пот ребляющих нефтепродукты; ростом плана грузоперево зок по транспорту общего пользования и увеличением автомобильного и тракторного парка в сельском хозяй стве.
Кроме указанных причин, возрастающий расход неф тепродуктов в некоторой степени объясняется недостат ками в планировании и организации снабжения нефте продуктами и их использования, допускаемыми отдель ными министерствами и ведомствами и подчиненными им предприятиями и организациями.
В связи с тем что бесфондовое обеспечение нефтепро дуктами из семи административных единиц республики (шесть областей и г. Минск) осуществляется только в одной, Минской области, некоторые министерства и ве домства не выделяют подведомственным им предприяти ям, расположенным на территории области, фонда на нефтепродукты, а за счет выделенного министерству или ведомству лимита увеличивают обеспеченность предпри ятий и организаций, расположенных в других областях. Предприятия и организации Минской области, видя, что у них отсутствует фонд на нефтепродукты в необходимом количестве, и не имея опыта работы в условиях бесфон дового снабжения, стали производить запасы нефтепро дуктов, выбирая выделенные им ресурсы в сроки, зна чительно меньшие, чем предусмотрено планом снабжения.
Такое положение складывается по многим |
союзным |
и союзно-республиканским предприятиям и |
организа |
циям. |
|
На ряде предприятий и организаций области совер шенно не контролируется использование нефтепродуктов, что привело к необоснованному перерасходу топлива и
50