Файл: Коробов Г.Ю. Совершенствование снабжения с применением ЭВМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что темпы развития мелкооптовой торговли не полностью отвечают предъявляемым требованиям.

Уже в настоящих условиях имеется возможность рас­ ширения объема товарооборота мелкооптовых магази­ нов, передав им обеспечение многих мелких (по объему потребляемых ресурсов) потребителей продукции, рас­ пределение которой предусматривается планом развития народного' хозяйства.

В плане развития народного хозяйства республики по каждому виду материально-технических ресурсов имеет­ ся ежегодно до 50% фондодержателей, доля которых в общем объеме потребления данного вида продукции сос­ тавляет от 0,5 до 5%. Так, по прокату черных металлов в 1968 г. 17 потребителей из 49 предусмотренных планом развития народного хозяйства потребляли 0,53% прока­ та; в 1969 г. 17 из 46 — 0,42%; в 1970 г. 19 из 49 потре­ бителей— 0,52%. По деловой древесине в 1968 г. 25 пот­ ребителей из 45 потребляли 3,7% древесины; в 1969 г. 29 из 45—4,6%; в 1970 г. 28 из 49—5,3%.

Целесообразно в плане развития народного хозяйст­ ва республики не указывать каждого такого фондодер­ жателя в отдельности, а указывать их общий фонд в графе «прочие потребители», передав их на обеспечение через мелкооптовую торговлю. Магазины мелкооптовой торговли в состоянии справиться с работой по обеспече­ нию дефицитной продукцией, а планирующие органы не будут в течение года отвлекаться на оформление мно­ жества документов по дополнительному отпуску мате­ риально-технических ресурсов в небольших количествах.

По нашему мнению, для расширения объемов товаро­ оборота и ассортимента мелкооптовой торговли продук­ цией производственно-технического назначения можно привлечь часть ресурсов из фондов, выделяемых предпри­ ятиям и организациям. Для решения этой задачи мини­ стерства и ведомства, предприятия и организации, распо­ ложенные на территории республики, независимо от их ведомственного подчинения должны отчислять Главснабу БССР в его распоряжение материальные ресурсы в пределах до 1 % от своих фондов. Эта мера значительно расширит возможности по удовлетворению материаль­ ными ресурсами через оптовую торговлю этих же пред­ приятий и многих других, сделает систему оптовой торгов­ ли еще более устойчивой и оперативной. Для того чтобы

44

исключить ущемление интересов предприятий и органи­ заций, передающих ресурсы для расширения оптовой тор­ говли, следует установить порядок, что переданные ма­ териальные ресурсы должны быть в течение данного года возвращены или компенсированы предприятию. Оуществление этого мероприятия вполне возможно и не потре­ бует никаких капитальных затрат.

Резервом расширения мелкооптовой торговли в рес­ публике является торговля продукцией производственнотехнического назначения через базы и склады. Снабжен- ческо-сбытовым организациям Белоруссии необходимо изучить положительный опыт в решении этих вопросов, накопленный работниками снабжения Латвии, Литвы и Московского территориального управления. В Литовской ССР оптовая торговля уже в 1967 г. велась на 11 базах, в Латвийской ССР — на 12 базах. Московским террито­ риальным управлением организована мелкооптовая тор­ говля в специальных торговых залах при базах, где про­ дажа ведется без заявок и нарядов с упрощенными рас­ четами за проданную продукцию 2 . Преимущество этой формы в том, что мелкооптовую торговлю можно в этом случае организовать в короткий срок, т. е. до завершения строительства магазинов или выделения для их органи­ зации необходимых помещений.

Нельзя считать оправданным существование парал­ лельно мелкооптовых магазинов, принадлежащих разным ведомствам, например магазины «Наука» и «Приборы». Первый принадлежит Главснабу БССР, второй — Мини­ стерству приборостроения, средств автоматизации и сис­ тем управления СССР. Оба магазина находятся в одном здании и разделены только перегородкой; снабжают поч- 'ти одной и той же продукцией, и есть смысл в передаче магазина «Приборы» Главснабу БССР, в ведении которо­ го находятся все магазины по мелкооптовой торговле продукцией производственно-технического назначения в республике.

Требует упорядочения и вопрос установления наценок за реализуемые через мелкооптовые магазины материаль­ но-технические ресурсы. Ничем не оправдано, когда на­ ценки на некоторые виды материалов, сырья и оборудова­ ния, реализуемые магазинами, доходят до 10%, в то вре-

2 В. Д ы м ш и ц. Дело большой

государственной

важности.

«Материально-техническое снабжение»,

1967, № 10, стр.

14.

45


мя как наценки на материально-технические ресурсы, реализуемые специализированными снабженческими организациями республики, находятся в пределах 3—4%.

Повышению эффективности мелкооптовой торговли через магазины будет способствовать улучшение их раз­ мещения. Многие мелкооптовые магазины расположены в старых, неприспособленных зданиях.

В большинстве магазинов отсутствует какая-либо ме­ ханизация, и все погрузочно-разгрузочные работы при­ ходится выполнять вручную.

Учитывая быстрое развитие мелкооптовой магазинной торговли в современный период и перспективы ее разви­ тия, необходимо разработать типовые проекты соответ­ ствующих специализированных и универсальных мелко­ оптовых магазинов с торговыми и демонстрационными залами, складскими помещениями и необходимыми сред­ ствами механизации.

Целесообразно при проектировании и строительст­ ве многоэтажных жилых домов предусматривать выде­ ление площадей для магазинов мелкооптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, как это осуществляется сейчас для магазинов розничной торговли.

2. БЕСФОНДОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА

С переходом на новую систему планирования и эко­ номического стимулирования в сфере обращения средств производства получило развитие бесфондовое обеспече­ ние продукцией производственно-технического назна­ чения.

Бесфондовое обеспечение предполагает продажу пот­ ребителям материальных и технических ресурсов без вся­ ких ограничений по предъявлению заказа в отличие от торговли средствами производства по лимитам, предо­ ставляющей потребителю право на покупку продукции в любые сроки, но в количестве, которое не превышает уста­ новленного.

Объективной предпосылкой внедрения этой новой фор­ мы в обращение средств производства являются меро­ приятия хозяйственной реформы: децентрализация пла­ нирования значительной части средств производства,

46

предоставление предприятиям больших прав и самостоя­ тельности в решении хозяйственных вопросов, введение платы за основные фонды, уменьшение количества утвер­ ждаемых предприятиям показателей и т. д.

Созданию благоприятных условий для развития бес-, фондового обеспечения способствует концентрация за­ пасов материальных ресурсов на базах и складах терри­ ториальных органов снабжения, что создает возможности для необходимого маневрирования материалами и сырь­ ем в целях своевременного, комплектного и наиболее пол­ ного обеспечения предприятий и организаций всем необ­ ходимым.

В 1966—1968 гг. в виде опыта были переведены на бесфондовое снабжение строительными и химическими материалами (по 765 групповым наименованиям) потре­ бители Челябинской, Оренбургской и Курганской обла­

стей. В 1968 г. в этих областях было реализовано цемента

около 40 тыс. т., мягкой кровли

16,5 млн. м2 , оконного

стекла 2,2 млн. м2 , отопительных

радиаторов 466 тыс. м2 ,

серной кислоты 650 тыс. т и др. При этом по 23 из 38 ре­ ализуемых в порядке бесфондового снабжения видов продукции были снижены запасы, в том числе шифера — на 27%. мягкой кровли — на 11%, радиаторов — на 18% 3 .

Осуществлено бесфондовое обеспечение нефтепродук­ тами в 8 областях РСФСР, Эстонской ССР и Минской области Белорусской ССР. В этих областях поставле­ но потребителям до 7%. общего объема поставок нефте­ продуктов по стране в целом.

О большом народнохозяйственном значении совершен­ ствования планирования и управления нефтеснабжением свидетельствуют следующие показатели: в 1975 г. в стране предусматривается увеличить добычу нефти почти в 1,4 раза по сравнению с 1970 г. и довести ее до

500млн. т 4 .

Одоле нефтеснабжения в системе материально-техни­ ческого снабжения народного хозяйства свидетельствуют

следующие данные: в

оптовом товарообороте

страны

3

В. М. Л а г у т к и н.

Совершенствование

организации

снабже­

ния

и сбыта — важнейшее

условие повышения

эффективности обще­

ственного производства. В кя.: Некоторые проблемы совершенство­

вания

материально-технического

снабжения. М., 1970, стр. 15—16.

4

Материалы XXIV съезда

КПСС, стр. 248.

47


складской товарооборот нефтебаз составляет 30%; в общих издержках снабженческо-сбытовых органов стра­ ны издержки нефтеснабжения составляют более 42%, из них 36,6% приходится на транспортные расходы5 .

Несмотря на ускоренное развитие прогрессивного и экономически выгодного трубопроводного транспорта, нефть и нефтепродукты в общем объеме грузооборота промышленной продукции страны составляют: на желез­ нодорожном транспорте 20%|; на морском и речном—• 44%. Средняя дальность железнодорожных перевозок нефтегрузов достигает более 1200 км6 .

ВБелорусской ССР пока не имеется опыта бесфондо­ вого обеспечения народного хозяйства республики сырь­ ем и материалами, кроме нефтепродуктов. Поэтому и проведенные нами исследования касаются только нефте­ снабжения.

ВБелорусской ССР складской товарооборот нефте­ баз составляет в оптовом товарообороте продукции про­ изводственно-технического назначения республики около 10%; в общих издержках снабженческо-сбытовых орга­ нов республики издержки нефтеснабжения составляют 40%.

Повышение эффективности снабжения нефтепродукта­ ми зависит от рационального размещения нефтеперера­ батывающих заводов, от ассортимента вырабатываемых на них нефтепродуктов, от работы нефтесбытовых орга­ нов, от правильной организации работы по обеспечению потребителей. В условиях ежегодно увеличивающихся объемов производства и потребления нефтепродуктов раз­ витие оптовой торговли ими становится объективной не­ обходимостью.

Бесфондовое обеспечение народнохозяйственных нужд нефтепродуктами в условиях хозяйственной рефор­ мы представляет собой рациональное, наиболее эконом­ ное расходование нефтепродуктов при ограниченности ресурсов.

Основные задачи оптовой торговли нефтепродуктами состоят в том, чтобы бесперебойно обеспечивать потреби­ телей нефтепродуктами независимо от выделенных фон­ дов, выявить новые возможности, формы и методы снаб-

«Материально-техническое снабжение», № 3, 1968, стр. 30. Т а м ж е .

48

жения народного хозяйства нефтепродуктами, определить порядок взаимоотношений потребителей с поставщиками, выбрать оптимальные*показатели для планирования ра­ боты и оценки деятельности нефтебаз и нефтесбытовых организаций, установить правильное экономическое сти­ мулирование коллективов нефтесбытовых организаций. Решение этих задач сделает систему снабжения более эффективной.

Бесфондовое обеспечение потребителей нефтепродук­ тами осуществляется в Минской области Белорусской ССР с 1967 г. В основе этой формы снабжения лежит плановый балансовый метод распределения нефтепро­ дуктов между потребителями. Каждое ведомство, каж­ дое хозяйство области получает на планируемый год от соответствующих вышестоящих организаций определен­ ный фонд, лимит. Однако в условиях бесфондового обес­ печения устанавливаемый фонд или лимит является расчетным показателем, используемым для плановых проектировок, и не обязывает потребителя получать не­ фтепродукты в выделенных размерах и в определенные сроки. Несмотря на лимит, отпуск нефтепродуктов потре­ бителям области производится в требуемых им количест­ вах, без каких-либо ограничений.

При фондовом распределении и обеспечении потреби­ тели во избежание уплаты штрафа за невыборку нефте­ продуктов накапливали у себя большие запасы, в то время как другие испытывали недостаток в них. Это на­ носило серьезный ущерб народному хозяйству, так как в одном случае нефтепродукты лежали «мертвым» грузом, а в другом — ставилось под угрозу срыва проведение многих народнохозяйственных работ из-за трудностей с обеспечением нефтепродуктами.

При бесфондовом снабжении все потребители полу­ чают нефтепродукты бесперебойно, и это не вызывает не­ обходимости делать запасы «на всякий случай»; суще­ ственно улучшилось планирование завоза нефтепродук­ тов на нефтебазы. Раньше исходными данными для планирования завоза служили выделенные потребителям фонды, которые зачастую не выбирались, и по этой при­ чине на базах скапливались большие запасы нефтепро­ дуктов. В настоящее время планирование завоза осуще­ ствляется по квартальным заявкам потребителей с рас­ пределением по месяцам.

4. Зак. 990

49



Опыт работы свидетельствует о том, что предприятия и организации Минской области в 1968 г. получили 84,4 °/<н а в 1969 г.— 96% заявленного количества нефтепродук­ тов. Только в 1970 г. потребители области вышли на тот уровень потребления нефтепродуктов, который был ими заявлен в 1968 г. Это позволяет говорить о том, что но­ вая форма нефтеснабжения с первых шагов завоевывает авторитет и является с народнохозяйственной точки зре­ ния экономически эффективной.

Потребление нефтепродуктов ежегодно возрастает. Это объясняется рядом обстоятельств: значительным уве­ личением парка машин, механизмов и оборудования, пот­ ребляющих нефтепродукты; ростом плана грузоперево­ зок по транспорту общего пользования и увеличением автомобильного и тракторного парка в сельском хозяй­ стве.

Кроме указанных причин, возрастающий расход неф­ тепродуктов в некоторой степени объясняется недостат­ ками в планировании и организации снабжения нефте­ продуктами и их использования, допускаемыми отдель­ ными министерствами и ведомствами и подчиненными им предприятиями и организациями.

В связи с тем что бесфондовое обеспечение нефтепро­ дуктами из семи административных единиц республики (шесть областей и г. Минск) осуществляется только в одной, Минской области, некоторые министерства и ве­ домства не выделяют подведомственным им предприяти­ ям, расположенным на территории области, фонда на нефтепродукты, а за счет выделенного министерству или ведомству лимита увеличивают обеспеченность предпри­ ятий и организаций, расположенных в других областях. Предприятия и организации Минской области, видя, что у них отсутствует фонд на нефтепродукты в необходимом количестве, и не имея опыта работы в условиях бесфон­ дового снабжения, стали производить запасы нефтепро­ дуктов, выбирая выделенные им ресурсы в сроки, зна­ чительно меньшие, чем предусмотрено планом снабжения.

Такое положение складывается по многим

союзным

и союзно-республиканским предприятиям и

организа­

циям.

 

На ряде предприятий и организаций области совер­ шенно не контролируется использование нефтепродуктов, что привело к необоснованному перерасходу топлива и

50