Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а, = а—МсП >

(29)

где Г— момент инерции маховика, приведенный к валу дви­ гателя; М с п — момент сопротивления, приближенно принятый постоянным, получаем следующее уравнение:

 

 

 

a i + b < o + c w 2 = I ^ p

 

 

 

(30)

 

После разделения

переменных и интегрирования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t - t i

l'

dm

 

 

 

 

(31)

 

 

 

 

-г bm

Cor

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

t,- и

с о ; — з а д а н н ы е

начальные

значения

 

времени п

угло­

вой скорости;

t и ы — текущие значения в.еличпи.

 

 

В таблицах интегралов даны

решения

выражения

(31)

при

4 a i C — Ь 2 > 0 :

 

 

 

 

 

 

 

 

t - t i

•21

 

arc's;

2сш - j - b

 

 

(32)

 

 

 

г' 4а, с — Ь-

1 '4a, с

b'-

0),

 

а при 4aiC— b 2 < 0 :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t

- t

=

I

In

2 ceo - f b — і - ' b 2

— 4a, с

(33)

 

 

I

b- — 4a, с

 

2 cm b 4 - , / ~ b 2 - 4 a , c

 

В случае, когда нагрузки в машине зависят от угла пово­ рота вала двигателя ср, дл я получения зависимости угловой скорости со от угла поворота ср правую часть уравнения (30) надо преобразовать следующим образом:

d»>

. d э

d(»

dm

dt ~

dt

~dv

dco

С учетом (34), (30) принимаем вид:

dm

аі-|-Ь(о+со)2 = Ісй dca

П о с л е разделения переменных и интегрирования:

cud О)

(О, ai-f-bco+co)2 '

(34)

(35)

(36)

где ф; 'и ф — соответственно начальные <и текущие значения угла поворота вала двигателя.

50



 

Р е ш е н ия этого уравнения имеют вид:

 

 

 

при

4aic— b 2 > 0 :

 

 

 

 

 

 

 

 

а і - | - Ь о ) + С( о 2

2b

a ret?

2ccu + b

 

 

a i + b c o i + c w i 2

 

У

4 a , c - b 2

 

 

у 4а,с — b

 

 

 

 

. ,

2сюі-|-Ь

 

 

 

 

 

 

— arctg

 

 

 

 

 

 

 

 

У 4a,c—b2

 

 

 

 

при

4 a i c — b 2 < 0 :

 

 

 

 

 

 

 

 

C5 — CBi

1

ai-f-bco-f-oco2

 

 

 

 

 

2cT

ai+bcoj+ccoi2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 2 с с о + Ь - У

b2 —4aic)

(,2ссог'+Ь+У

b2 —4at c)

 

b- - 4a,c

In

 

b 2 - 4 a , c )

( 2 с с о ; + Ь - У

b 2 - 4 a , c )

у

( 2 с с о + Ь + У

 

 

 

 

 

 

 

 

(38)

 

Обозначив

промежуток

времени

м е ж д у

положениями с

экстремальными значениями угловой скорости через At, соот­

ветствующий

этому

интервал

угла поворота,— Дф,

а

У 4 а і С — b 2 = A

и У Ь 2 4 а ] С = А ь

определяем

из

формул

(32),

(33), (37) и (38) значение момента инерции

маховика I ,

соответственно:

 

 

 

 

 

 

I

=

 

 

A At

 

 

(39)

 

 

 

arctg 2 с ш т а х

 

 

 

•2| arctg 2 с ш т і г

 

+

b

 

I

=

 

 

A, At

 

 

(40)

( 2 c c o m t „ + b — A , ) ( 2 c c o m a a : + b + A i ) '

 

 

 

 

 

I n (2cco m i - „+b+A . i)

( 2 C ( 0 m a x + b — A i )

 

 

 

 

 

 

. 2 cAcs

 

 

 

 

 

 

а і - f

bcOm in+COJW i -n2

 

 

 

 

 

 

а і + Ь ( 0 , „ а к + С С 0 max

 

 

 

 

 

 

2сДс5

 

 

 

(41)

 

2b

arctg 2 со

+

b

arctg 2 с ш п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

 

 


 

2 с Д ?

 

 

 

ai+bwm a .v+cco,n a .v2

 

 

 

^ 1

I

.

(42)

b .

(2c(0nifn + b - A , )

(2c tO7?7 ax+

b + A , ) . -

s '

A,

( 2 c ( o m f B + b + A i )

(2cco m o *+b — A,)

 

Ф о р м у л ы

(39), (40), (41) и

(42). предназначены

д л я рас­

чета момента инерции маховика при рабочем ходе, когда

угловая скорость меняется от атах до со'тіп. Д л я

расчетов при

холостом ходе в упомянутых формула х

необходимо поменять

МеСТаМИ Cumin U Ц>тах [67] .

 

 

Схема типичной машины ударного

действия

представле ­

на на рис. 26.

 

 

Рис.

26. Схема к расчету

маховика

для машины

ударно­

го действия: 1 — кривошип,

2 — шатун,

3 — ползун,

! — ос­

нование

(направляющая).

 

 

 


і

Г Л А В А НІ

И Н Е Р Ц И О Н Н Ы Е АККУМУЛЯТОРЫ ВЫСОКОЙ ЭНЕРГОЕМКОСТИ

§ 1. Ветродвигатели

Инерционные аккумуляторы высокой энергоемкости длительного действия особенно широко применяются на электростанциях малой мощности и, в первую очередь, на ветроэлектростанцнях, транспортных и взрывобезопасных ма­ шинах, пусковых и бустерных устройствах и пр.

Использование инерционных аккумуляторов на ветродви­ гателях неразрывно связано с именем известного изобрета­ теля, уроженца города Курска А. Г. Уфимцева . И м были раз ­ работаны различные типы аккумуляторов д л я ветроиспользования, проведен тщательный анализ электрических аккумуля ­ торов, а т а к ж е «водородного аккумулирования», т. е. разло ­ жения воды путем электролиза на кислород и водород с дальнейшим их использованием; теплового аккумулирования энергий в водяных баках и, наконец, инерционных аккумуля ­ торов, на которых и был остановлен выбор.

Инерционный аккумулятор, состоящий из вращающегося маховика, соединенного с электрической трансмиссией, был предложен Уфимцевым в 1918 г. [91] (рис. 27, 28). В 1920 г.

•Рис. 28. Инерцион­ ный аккумулятор А. Г. Уфимцева с механичес­ ким приводом: / — махо­ вик, 2 — вал, 3 — кожух,

4 — крышка,

5 — малая

шестерня,

 

6 — большая

шестерня,

7 — выходной

вал, 5 — подшипник с уплотнением.

им был изготовлен инерционный аккумулятор с маховиком весом 30 кг и давлением в камере вращения 2,5—3 мм рт. ст. После 50-мннутной зарядки инерционного аккумулятора до­

стигалась

скорость

вращения маховика 12 000 об/мин.

З а т е м

зарядный

двигатель

отключался, включался генератор,

и к

нему подключалась электрическая 5-свечовая лампочка, кото­ рая ярко светила в течение 3 часов.

В 1924 г. Уфимцевым была построена более крупная мо­ дель инерционного аккумулятора с маховиком весом 320 кг. Этот аккумулятор после зарядки обеспечивал равномерное свечение группы электрических ламп в 1000 свечей в течение часа. •

Работы А. Г. Уфимцева по оозданию аккумулятора

энер­

гии д л я ветродвигателя приобрели народнохозяйственное

зна­

чение. Д л я демонстрации

действия

нового

аккумулятора на

практике была построена Курская ветроэлектрическая

стан­

ция, с у щ е с т в у ю щ а я и по

настоящее

время.

В создании

стан­

ции участвовал один из крупнейших специалистов страны по

аэродинамике проф. В. П. Ветчинкнн,

который после

смерти

А. Г. У ф и м ц е в а

(1936 г.) продолжил

его работы по

ветропс-

пользованию .

 

 

*

§ 2. Торпеда

Хауэлла

 

 

Ма.човичная торпеда была разработана английским адмиралом Хауэллом в 1883 г. В этой торпеде маховик играл роль как аккумулятора механической энергии, так и гиростабилизатора заданного направления движения .

 

В первом варианте торпеда Хауэлла

имела диаметр

35 см

и

вес

120

кг.

Взрывчатка

 

помещалась в носовой части тор­

педы и весила 20 кг. Вес маховика составлял 45 кг.

Маховик

разгонялся

до

скорости

10 000

об/мин,

накопляя

при

этом

около

40 000 кГм

энергии.

 

Торпеда

покрывала

расстояние

около

500

м со скоростью до 30

км/час.

 

 

 

 

 

В

следующем, более

 

усовершенствованном

варианте

торпеда

могла

развивать

скорость. 45 км/час,

проходя

путь

до

1 км.

Разгон

производился

внешним

(паровым)

двигате­

лем за 30 сек. Эта торпеда

(см. рис.

7)

имела

сигарообраз­

ную форму длиной 2,4 м

 

п была обшита медным листом.

Примерно в середине торпеды был помещен .стальной

махо­

вик

в

виде

обода

с диском,

диаметром около 31

см

и толщи-