Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К 2 - з < 0

и

шз<со2, следовательно,

точка

3 имеет

 

 

абсциссу,

близкую

к

а\'.

Таким

образом

определяем

все

точки,

близкие

к а /

и а2 '.

Д л я

того, чтобы найти а2 среди

с^',

нужно опреде­

лить

знак

избыточных

работ

м е ж д у точками

а2 '.

Н а

участке

2—4,

например, R 2 _ 4 < 0

и cu4 <co2 . Взяв

участок 2—6,

для ко­

торого R 2 - 6 < 0 ,

находим,

что соб<Ш9, и,

п р о д о л ж а я

так, полу­

чаем точку с абсолютным максимумом

со, абсцисса

 

которой

дает

искомое значение

а2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

определения

угла ai

строим кривую Д М ' вблизи то­

чек 1, 3, 5, 7 и, определяя

знак

избыточных

работ,

на

участках

м е ж д у точками

1', 3',

5',

Т находим

точку

абсолютного мини­

мума, абсцисса

которой равна

а ь

 

 

 

 

 

 

 

 

При

определении

углов ai

и аг

не учитывается

изменение

кинетической энергии машины, поэтому достаточно достовер­

ные заключения можно делать лишь д л я

тех участков, где ве­

личина избыточной работы значительно

больше величины

изменения кинетической энергии. Б о л е е точный результат по­ лучится в случае, когда кроме определения величины и знака

избыточной работы на том ж е

участке определяются

величи­

на и знак изменения кинетической энергии

машины .

Измене ­

ние кинетической энергии с достаточной точностью

 

может

быть

определено как произведение

-—- на

полуразность зна­

чений

I i ( a ) на

границах участка. Д л я отбора точек

на

участ­

ке а—b нужно

определить знак

в ы р а ж е н и я

 

 

 

 

 

j ДМ (a) d a - [І, ( а ь )

- I ,

( а „ ) ]

 

 

(16)

После определения абсцисс ai и ссг можно найти

момент

инерции маховика 10 .

 

 

 

 

 

 

 

Изменение

кинетической

энергии маховика

равно:

 

 

2,

= 1о6а>2ср

= j

Д М ё а

т /„

\ max

 

 

 

 

 

9

Ч\а2)

— г , —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И з (17) находим 10 :


 

 

]

ДМсіа—

11(012)—2

І і ( а і ) — —

 

 

 

 

І о =

 

 

6СОс р2

(18)

 

 

 

 

 

Интеграл

j

ДМсіа можно найти

планиметрированием кри­

 

 

зі

 

 

 

 

вой (см. рис. 24) на отрезке

[ а ь а 2

] .

Н и ж е

излагается способ

построения графиков функций

Д М " ( а )

и Д М ' ( а ) , предложенный

академиком И. И. Артобо­

левским

[ 4 ] , применительно к поршневым машинам .

Кинетическая энергия машины, имеющей несколько кри - вошипно-шатунных механизмов, равна сумме кинетических энергий всех механизмов:

п

 

 

V3IV f и

 

 

1=1 м„

 

М 3

Ш31

(19)

ш

 

 

U)

 

где п — число цилиндров; М 2 — масса поршневого комплекта;

М 3 — масса

шатуна;

со — угловая

скорость

кривошипа;

1 3

момент инерции шатуна относительно оси, проходящей

через

центр его тяжести; v 2 - 1 - скорость

поршня; V3 — скорость

цент­

ра тяжести

шатуна;

соз угловая

скорость

шатуна.

 

Выражение, заключенное в фигурные скобки, называется приведенным моментом инерции машины 1 п ( а ) . Переменная составляющая приведенного момента инерции 11 (а) выразит­ ся следующим образом:

i = i м,

V21

М 3

 

(20)

ш

 

 

 

 

Производная этого в ы р а ж е н и я по а имеет вид

dl,(«)

 

у 2 Л

rw%i

v21_du)"]

 

 

ш /

L cu-

ш2 da J

 

 

0 I

/ Ч Л І ^ з і

«>зі dtu]


Д л я

нахождения

точек

с абсциссами

ai

и

аг

примем

— = 0 . После несложных

преобразований

(21)

примет

вид:

da

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ik

" э к с т р •

п

м•21

V2 i

 

 

V3 i

 

j

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

da

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(22)

где Ыэ.чг.тр- максимальное

или минимальное

значение

угло­

вой скорости; \\r2i~ — тангенциальное ускорение

і-го

поршня;

\V3i" — тангенциальное

ускорение центра тяжести

і-го

шатуна;

єзі — угловое ускорение

і-го

шатуна .

 

 

 

 

 

Подставив (22) в (10), получим:

 

 

п

 

 

 

АМ'(а)

[ПІП

 

М 2 |

21

 

1=1

v 2 i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ 3 l

 

 

 

 

 

(1) ">3I

 

 

n

 

 

 

Д М » =

w„

V

Mo, Ш

^ + M 3

1

 

 

 

І=1

 

 

 

Vol

Ч

Отсюда

 

 

 

 

 

A M ' ( a ) =

І Д М » = ~ = 4

 

V3 i

p

г w

ш

V3(

 

W ( a ) .

(23)

(24)

Следовательно,

д л я

построения

графиков

Д М ' ( а ) и

Д М " ( а )

необходимо

построить планы скоростей

и

ускорений

одного

из

механизмов, затем

построить

кривую

Д М " ( а ) ,

пос­

л е чего

в

зонах,

близких

к

а/< 'пользуясь выражением

(24),

построить

отрезки

кривой

Д М ' ( а ) .

 

 

 

 

П р и проектировании новой машины, как правило, извест­ ны планы ускорений механизмов. Кроме того, д л я поршневых


двигателей внутреннего сгорания операция по отбору точек

упрощается, так как

на

всем интервале периода обычно име­

ется ПО ОДНОЙ ТОЧКе ДЛЯ

COmin. И (Птах

[100].

'

§ 2. Расчет маховика для машин

 

ударного-действия

 

 

Применение

маховика на

машинах

ударного дейст­

вия и аналогичных

им

служит, .несколько другим целям, чем

на поршневых. Во время рабочего хода таких машин двига­ тель должен преодолеть значительную нагрузку, которая тре ­ бует большей его мощности. П р и холостом ж е ходе нагрузка весьма мала, намного меньше рабочей нагрузки. Так как вы­ бирать двигатель по максимальной нагрузке н мощности не­ экономично, то обычно двигатель средней мощности с н а б ж а ­ ют маховиком, накопляющим избыточную энергию при хо­

лостом и в ы д е л я ю щ и м ее п р и ' р а б о ч е м

ходе двигателя . П р и

этом д о л ж н ы быть соблюдены два условия:

 

 

1. Момент инерции маховика должен быть настолько ве­

лик, чтобы угловая скорость вращения

двигателя

при

рабо ­

чем ходе не упала ниже определенного

значения.

Это

значе­

ние может определяться как технологическими соображения ­ ми, так и условиями эксплуатации двигателя. П р и м е н я е м ы е обычно асинхронные двигатели имеют механическую харак ­

теристику,

устойчивую только выше

определенной

угловой

скорости

Wmin, значение которой и

является ограничиваю­

щим (рис. 25).

 

 

2. Момент инерции маховика д о л ж е н быть настолько мал, чтобы двигатель успел набрать при холостом ходе всю номи­ нальную скорость. Как и в предыдущем случае, значение этой скорости определяется характеристикой применяемого двига­ теля.

В каталогах асинхронных двигателей обычно указывает ­ ся номинальная мощность >N кет, номинальное число оборо­ тов Пцоб/лшн, отношение максимального крутящего момен­

та к номинальному

и синхронное число оборотов в ми­

нуту п с при идеальном холостом ходе. Исходя из этих дан­ ных, можно вычислить величину момента М т 0 д - ; угловую ж е скорость, соответствующую этому моменту можно вычислить по известной из курса электродвигателей формуле:


Рис. 25. Механичес­ кая характеристика асинхронного двигателя..

f l m i n — П с

( П с

П 1 Ю я )

I. м„ ' |/

\ м„

- 1

(25)

 

 

 

 

 

Если при динамическом расчете м а ш и н ы необходимо ис­ пользовать какой-либо участок механической характеристики двигателя, то этот участок можно аппроксимировать парабо ­ лой:

 

М =

 

а + Ь с о + с с о 2 .

 

(26)

При этом д л я нахождени я трех

неизвестных

коэффициентов

и необходимо составить три подобных уравнения д л я

трех

точек механической характеристики двигателя .

 

 

Используя

полученные данные М,„ M m a x

и М с = 0 , .

со­

ставляем уравнение:

 

 

 

 

 

а + Ь с о с + с с о с

2 = 0 ,

 

 

 

a + b ( o „ + C f f l H

2 = . M , „

 

 

(27)

I а +

Ьштїп +

 

^(Лтгп2 =

М т м .

 

 

П о д с т а в л я я

в (26)

значения

 

 

 

 

М

= I dt

 

 

(28)

4. Н. В. Гулиа

 

 

 

 

 

49