Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Р а с ч ет будем вести применительно к поршневым

маши ­

нам. Кинетическая энергия поршневой машины

Т выражает ­

ся формулой:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T-h&pL,

 

 

 

 

 

(2)

где

1 п р (а) —-приведенный

момент

инерции,

являющийся

пе­

риодической функцией угла

а:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 п р ( а ) = 1 п р

( а + 2 я ) .

 

 

 

(3)

 

О б о б щ е н н а я сила Q в поршневых машинах

равна

избы­

точному

моменту A M на коленчатом

валу:

 

 

 

 

 

 

Q = Д М =

М д В — Mc - fM,,,

 

 

 

(4)

где:

МдВ

приведенный

момент двигателя;

М с

приведен­

ный

момент сопротивлений;

М „ п р и в е д е н н ы й

момент

сил

веса

в р а щ а ю щ и х с я

частей.

 

 

 

 

 

 

 

.Избыточный момент т а к ж е

является периодической

функ­

цией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С учетом вышеуказанного

(1) принимает

вид:

 

 

 

 

l n p

dt +

сІ7.

2

м -

 

 

[

'

Приведенный момент инерции поршневой машины скла­ дывается из постоянной составляющей 1о и составляющей, за­ висящей от угла її ( а ) :

 

 

 

І П р ( а ) =

І о + І і ( а ) .

 

 

 

 

(6)

Учитывая

это, уравнение

(5)

можно

записать

в

виде:

 

 

 

[ I o + I i ( a ) ]

+

 

уа

 

- - g - = A M ( a ) .

 

(/}

Пусть

среди

всех

положений

механизма,

д л я которых уг-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СІш

 

 

 

 

 

ловое

ускорение

коленчатого

в а л а

равно

нулю,

' у г л ы

а / отвечают относительным

минимумам,

а углы аг' — относи­

тельным

максимума м

угловой

скорости,

 

соответственно

tomin' и Ытах'. Среди

всех

а /

и

а 2 ' имеется по

 

одному

их

зна­

чению,

отвечающему

соответственно

абсолютному минимуму

cu m i n и

абсолютному

максимуму

 

тах

угловой

скорости.

Д л я

этих положений уравнение (7) можно записать следующим образом:


 

 

 

 

= = Л М ( о і ' ) ,

 

 

 

 

Д М ( а 2 ' ) .

Д л я положений,

соответствующих

абсолютному

му и абсолютному максимуму угловой

скорости:

f d l ,

\

 

со, • 2

= Д М ( а , ) ,

da

/

_

2

 

 

(Umax

- = A M ( a j ) .

миниму­

(9)

Введем в рассмотрение

две функции угла а:

 

 

 

Д М ' ( а ) :

СІ 11 (а)

С0,пгя2

 

 

 

 

da

2

'

 

 

 

 

 

П О )

 

 

 

d l j ( a )

0imax

 

 

 

Д М " (а)

 

 

 

 

 

da

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивая

равенства

 

(8),

(9), (10), можно

заключить,

что при углах cti и ao будут иметь место

равенства:

 

 

A M ' ( a i ) = A M ( a i ) и Д М " ( а а ) = Д М ( а 2 ) ,

 

а при

углах а /

и а о ' — приближенные

равенства:

 

 

Д М " ( а 2 ' ) « Д М ( а 2 ' ) ; Д М ' ( а / ) « Д М ( а / ) .

 

Следовательно,

графики функций ДМ (а) и Д М ' ( а ) ,

а т а к ж е

ДМ (а)

и Д М " ( а ) обязательно

будут

иметь точки

пересече­

ния, причем абсциссы одной из точек пересечения будут опре­

делять

искомые

углы cti и ао.

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо

отметить, что при малых значениях 6 функ­

ции

Д М ' ( а ) и Д М " ( а )

незначительно отличаются друг

от

дру­

га

и возможно,

что точки

пересечения

кривой

ДМ1

(а)

с

кри­

выми

Д М ' ( а )

и

Д М " ( а )

будут

иметь

близкие

друг

 

другу

абсциссы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

нахождения

ccj

нужно

построить графики

ДМ (а) и

Д М ' ( а )

и

среди

точек

их

пересечения

отыскать

точку,

 

соот­

ветствующую

абсолютному

минимуму.

Аналогично

находит­

ся

аг. Д л я иллюстрации

приведен график на рис. 24.

Снача-

•i-2


 

 

Рис. 24. Схема к определению момента инер­

 

 

ции

маховика.

 

 

 

 

ла строится кривая избыточных моментов.

Ее

составляют

суммы

моментов

М д в + М „ (или только М , „ ,

если

пренебречь

М „ ) . . С л е д у е т

отметить,

что обычно период

функции Д М ( а )

равен

или кратен

периоду функции І п р ( а ) . В этих

случаях пе­

риод изменения

ДМ (а)

будет являться периодом

и для

1 П Р .

В тех

случаях, когда указанное ^обстоятельство не

имеет

ме­

ста, всегда можно найти период, кратный одновременно пе­ риодам ДМ и I пр-

Если угол поворота ведущего звена за один период ра­ вен А, то:

1 п р ( а ) = 1 п р ( а + А ) ,

Д М ( а ) = Д М ( а + А ) .

( П )

 

Используя закон изменения кинетической энергии на от­ резке [а\, а г ] , можно записать уравнение д в и ж е н и я машины применительно для отрезка А:

1Пр(а + А ) ^ - І„р ( я ) ^ і == j ( М Л В - ^ М С + M , ) d a ,

(12)


где

сої

и

wo угловые

скорости

коленчатого

вала

в начале

и

в конце

периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть

при

движении

машины

удовлетворяется

условие

 

 

 

 

( Н А )

 

 

 

 

 

(н-А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

( М д в +

М в )

d a =

 

J

M c d a . .

 

 

 

 

 

(13)

 

Пренебрегая работой силы веса на интервале

периода,

(13)

можно

записать:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Н;А)

 

 

 

 

(Н-А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J

 

М м

-

d a = .

 

J M c d a .

 

 

 

 

 

 

(14)

 

Считая,

что

приведенный

момент сил

сопротивлений

по­

стоянен,

из

(14)

имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

(Н-А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j '

M M d a .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М с

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(15)

 

Следовательно, д л я

нахождения

М 0

необходимо

измерить

площадь,

заключенную

между

кривой

М л в

и

отрезком

оси

абсцисс, соответствующим периоду А, и разделить

получен­

ное значение на длину отрезка оси абсцисс. Если

сместить

начало

 

координат

по

вертикали

 

на

отрезок М с ,

то

в

новой

системе

координат

M O i a

получим

кривую

избыточных

момен­

тов

Д М ( а ) . П л о щ а д и ,

заключенные

между кривой

ДМ

и

осью

Oia,

в ы р а ж а ю т

избыточную

работу,

причем

если

на

 

некото­

ром

участке

М д

в

> i M c

или

Д М > 0 ,

то

избыточная

 

ра'бота

положительна;

в

противном

ж е

случае

 

она

отрицательна .

И м е я

кривую

избыточных моментов ДМ ( а ) ,

строим

в

этой

ж е

системе

координат

в

том

ж е

 

м а с ш т а б е

ординат

 

кривую

функции

 

Д М " ( а )

по

формуле

(10).

Эта

кривая

пересекает

кривую

ДМ (а)

в

общем

случае

в

нескольких

точках

(/,

2,

3

и т. д . ) . Абсциссы точек

пересечения близки как к <х%',

так

и к

а / .

Определим

сначала

те

точки,

абсциссы

которых

близки

к

Со.

Пусть в точке / коленчатый

 

вал

имеет

угловую

скорость

 

 

сої. Та к

как

на

участке

12

избыточная

 

работа R i - 2 > 0 ,

 

то

o)2>o)j. Значит, точка 2 отвечает одному

из

относительных

максимумов

и

имеет

абсциссу

а-/.

 

Н а

 

участке

ж е

2—3