ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 33
|
Рис. 50. Инерционный рекуператор с резино |
вым |
упругим звеном: 1 —• маховик, 2 — коничес |
кая |
пара, 3 — резиновое кольцо, 4 — фрикцион |
ная муфта, 5 — вал трансмиссии.
разгона маховика, кинетическая энергия торможения вместе с аккумулированной потенциальной энергией упругого звена накапливается в маховике. Ввиду малой аккумулирующей способности упругого звена такой рекуператор не может при
меняться при |
накоплении |
большего |
количества |
механической |
|||
энергии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Н у ж н о отметить, что |
статические |
аккумуляторы |
могут |
|||
накопить большое количество энергии только в том |
случае, |
||||||
если |
рабочим |
телом является газ, |
так |
как он |
обладает ма |
||
лым |
модулем |
упругости и |
высокой |
деформируемостью |
(сжи |
маемостью) . Однако при этом имеют место большие потери
энергии, вызываемые |
малым к. п. д. пневмокомпрессоров и |
|
пневмодвигателей в требуемом режиме работы, |
а т а к ж е поте |
|
рей адиабатического |
тепла. Это обстоятельство |
практически |
исключает возможность применения пневмоаккумуляторов с v
целью использования кинетической |
энергии. И з механичес |
||
ких |
аккумуляторов д л я данной |
цели |
более, эффективным сле |
дует |
признать инерционный |
аккумулятор — маховик, накоп |
ляющий кинетическую энергию.
|
Д л я рассмотрения процесса, происходящего при накопле |
|||
нии |
кинетической; энергий цикличной машины |
>в инерционном |
||
аккумуляторе |
и выделении |
ее, представим |
взаимодействую |
|
щ и е |
агрегаты |
в виде схемы |
(рис. 51). Здесь маховик с момен- |
Рис. 51. Схема си стемы «движущаяся ма ши в:а—маховик».
том инерции I] и угловой скоростью со заменяет любую |
дви |
||
ж у щ у ю с я машину, |
кинетическая |
энергия которой равна |
ки |
нетической энергии |
маховика: |
|
|
|
Е К = 0 , 5 1 1 Ш |
2 . |
(68) |
Приведенные реактивные сопротивления движению машины схематически" представлены в виде тормоза, с тормозящим моментом Рчь аккумулятор ж е кинетической энергии — как маховик с моментом инерции 1 2 и той ж е угловой скоростью, на которой действует тормозящий момент R2 , заменяющий различные сопротивления вращению маховика. С у м м а р н а я кинетическая энергия такой системы в любой момент равна:
2 E K = 0 ) 5 I I c o 2 + 0 , 5 I 2 c o 2 = 0 , 5 c o 2 ( I 1 + l 2 ) . |
(69) |
г
Д л я 'создания максимальной скорости движения машины при минимальных энергетических затратах необходимо, чтоб энергия, накопленная в маховике, была минимальной. При этом угловая скорость со обеих приведенных маховых масс
м а к с и м а л ь н а . Как |
следует |
из формулы (69), это может быть |
|
достигнуто лишь |
в .случае, |
.когда момент .инерции |
Ь весьма |
мал по сравнению |
с 1\. Д л я |
замедления, движения |
машины до |
столь малой скорости, которая соответствует практической остановке, необходимо, по-видимому, чтоб вся энергия систе мы была заключена в маховике аккумулятора . Ясно, что при
этом момент, инерции І2 д о л ж е н быть весьма велик |
по |
отно |
||
шению к |
її. Т а к к а к момент инерции її |
(приведенный |
момент |
|
инерции |
машины) либо постоянен, либо |
меняется по |
не |
зави |
сящим от нас обстоятельствам (вход и выход пассажиров из транспорта, разгрузка ковша экскаватора и др . ), то, видимо, аккумулятор кинетической энергии д о л ж е н обладать способ ностью варьировать приведенный момент инерции Ь в широ ких пределах. Н а п р и м е р , при движении машины с максималь ной скоростью . и кинетической энергии аккумулятора, состав
ляющей около 1% от суммарной, 12 приблизительно |
в 100 |
р а з |
|||
меньше |
1|. |
|
|
|
|
Д л я остановки машины т а к ж е |
практически вполне |
до |
|||
статочно, чтоб ее кинетическая энергия не превышала |
при |
||||
мерно |
1% от суммарной. Момент |
инерции аккумулятора Ь |
|||
в этом |
случае д о л ж е н превышать її |
т а к ж е примерно |
в 100 |
раз . |
|
Следовательно, диапазон |
варьирования момента |
инерции |
|||
аккумулятора — порядка |
10 000. Этим объясняются |
неудачи |
применения примитивных конструкций аккумуляторов кине
тической |
энергии с маховиками переменного'момента |
инерции, |
|||
имевшие |
место в прошлом. Такие маховики, представляющие |
||||
собой полые |
цилиндры, |
заполняемые |
жидкостью, |
сыпучими |
|
телами и |
пр |
., а т а к ж е |
конструкции с |
р а з д в и ж н ы м и |
грузами, |
могли обеспечить л и ш ь варьирование момента инерции, в ты сячи раз меньшее требуемого.
Более реальными представляются конструкции, позволяю щие варьирование момента инерции путем изменения переда точного числа привода.
§2. Инерционные рекуператоры
спланетарными передачами
Т а к а я |
схема инерционного |
рекуператора |
была пред |
ложена Н. К- |
Куликовым в 1951 |
г. Рекуператор |
Н . К. Ку |
ликова (рис. 52) представляет собой планетарную коробку передач с маховиком и бесступенчатым вариатором. Этот ре-
ЮЗ
Рис. 52. Инерцион ный рекуператор механи ческой энергии по схе ме проф. Н. К. Кулико
ва: 1 — маховик, |
2 — |
|
вариатор, |
3 — сцепление, |
|
4 — вал |
двигателя, |
5 — |
приведенная масса |
авто |
|
мобиля. |
|
|
куператор не |
был осуществлен |
из-за |
отсутствия прогрессив |
||||||
ной |
передачи |
с требуемой характеристикой |
[76]. |
|
|||||
|
Фирмой Кларік (Англия) разработаны іразлвдчньїе вариан |
||||||||
ты |
рекуперативных тормозов, |
состоящих |
из |
маховиков |
и |
||||
планетарных |
коробок передач |
[135]. |
|
|
|
|
|||
|
Автобусный |
рекуперативный |
тормоз Г и р е к т а — с х е м а |
его |
|||||
изображена на |
рис. 53 — представляет |
собой |
четырехскорост- |
Рис. |
53. |
Принципи |
||
альная |
схема |
рекупера |
||
тивного |
тормоза |
Гирек |
||
та: / — маховик, |
2 — |
|||
зубчатые |
венцы, |
3 — |
||
центральные |
шестерни, |
|||
4 — сателлиты. |
|
|
иую планетарную коробку передач, соединенную солнечной шестерней с двигателем автобуса, водилом сателлитов — с карданным валом, а венцом — с маховиком, аккумулирующим кинетическую энергию автобуса совместно с энергией, выде ляемой работающим двигателем. П р и торможении э к и п а ж а , связанного трансмиссией с водилом сателлитов, на венец пе редачи, а следовательно, и на вал маховика действует крутя
щий |
момент. Реактивный |
ж е момент, |
который и |
з а м е д л я е т |
||||||||
автомобиль, действует на вал двигателя . Поэтому |
двигатель |
|||||||||||
автобуса |
не отключается |
ни |
при |
торможении, ни |
при |
разго- |
||||||
. ие. |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекуперативный тормоз Гиректа целесообразно устанав |
|||||||||||
ливать на |
автомобиль со всеми ведущими осями |
для |
приво |
|||||||||
да задних |
колес. М а х о в и к |
привода |
весит |
80 |
кг и в р а щ а е т с я с |
|||||||
максимальной угловой |
скоростью |
до |
15 000 |
об/мин. |
При диа |
|||||||
метре маховика |
0,57 |
м о к р у ж н а я |
|
его |
скорость |
достигает |
||||||
450 |
м/сек. |
Ф о р м а маховика близка к диску равной |
прочности. |
|||||||||
При |
торможении |
э к и п а ж а |
маховик |
разгоняется |
совместной |
энергией двигателя и тормозимого автобуса с 12 до 15 тыс. об/мин. Ускорение при этом достигает 100 об/мин в 1 сек. Установленный на автобусе весом 10 т привод Гиректа позво ляет производить торможение от 30 до 10 миль в час, а при
разгоне, который продолжается около 15 |
сек, он заменяет до |
||
полнительный двигатель |
мощностью 120 |
л. с. П р и |
снижении |
скорости маховика ниже |
12 тыс. об/мин, |
например |
при стоян |
ке, оператор может по желанию, непосредственно из кабины соединить маховик с двигателем и разогнать его.
К а к у ж е было отмечено, маховик привода Гиректа ввиду большой скорости вращения помещен в кожух с разреженной атмосферой, д л я снижения вентиляционных потерь. Воздух из кожуха непрерывно удаляется насосом, питающимся не посредственно от маховика. Б л а г о д а р я этому разогнанный ма ховик может в р а щ а т ь с я до остановки более недели. После ночной стоянки автобуса энергии маховика хватает д л я пуска двигателя . Включение передачи планетарной коробки произ
водится автоматически при помощи электромагнитных |
муфт. |
Следует отметить, что установка рекуперативного |
тормо |
за такого типа на автобус позволяет экономить до 50% |
топлн- |
.ва при малых расстояниях между остановками . |
|
Фирмой К л а р к было т а к ж е разработано гидромеханичес кое устройство, с маховиком д л я рекуперативного торможе -
нпя, называемое Гидректа, Гидректа представляет собой со четание планетарного привода Гиректа с гидродинамическим трансформатором д л я повышения плавности и легкости управ ления. П р и этом экономические показатели Гидректа несколь ко ниже, чем Гиректа, что объясняется потерями энергии в гидроприводе.
Маховик привода Гидректа имеет диаметр 0,51 м и |
весит |
||||
64 кг. |
Его м а к с и м а л ь н а я угловая |
скорость — 20 ООО |
обIмин. |
||
О б щ е е время разгона неподвижного |
маховика до этих |
оборо |
|||
тов — 1 мин 40 сек. |
|
|
|
|
|
К а к отмечали в дискуссии по |
поводу приводов |
Гиректа |
|||
и Гидректа профессора |
Висконсинского . университета |
П. С. |
|||
Манере |
и О. Д . Ю х а р а , |
основным |
преимуществом |
экипажей |
с этими устройствами является весьма интенсивный разгон, обусловленный повышением разгонной мощности при тех ж е р а з м е р а х основного двигателя . Например, автомобиль весом
около |
1200 |
кг, |
снабженный двигателем |
150 |
л. |
с. |
и устройст |
||||||
вом |
|
Гидректа, |
позволяет |
производить |
разгон |
с |
места |
до |
|||||
100 |
км/час |
за |
4,75 сек, |
а |
до 145 км/час |
— за |
11,25 сек. |
Это |
|||||
очень |
высокие |
динамические |
показатели |
дл я |
автомобиля; |
||||||||
среднее ускорение его достигало 6 |
м/сек2. |
|
|
|
|
||||||||
• |
Тормозные |
и динамические |
характеристики |
автомобилей |
|||||||||
с устройством |
Гиректа |
представлены |
на рис. 54. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.ис. |
54. |
Тормозные |
|
|
|
|
|
|
|
и динамические характе |
|||
|
|
|
|
|
|
ристики |
автомобиля |
с |
|
|
|
|
|
|
|
ycipuuciuoM |
1 иректа: |
||
|
|
|
|
|
|
о — тормозная |
характе- |
||
|
|
|
|
|
|
оистика, |
б — разгон |
ав |
|
|
|
|
|
|
|
томобиля |
с устройством' |
||
|
|
|
|
|
|
Гиректа. |
в |
— разгон |
|
і |
5 |
ю |
is |
го |
HQ |
обычного |
автомобиля. |
|
|
|
|
|
|
£>ремя, сеч
Из - за ступенчатого изменения передаточного отношения привода работа рекуператоров кинетической энергии на осно ве маховиков и планетарных передач не достаточно эффек -