Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тпвна. Кинетическая энергия движущейся машины

выделяет­

ся при ее замедлении, а воспринимается она

маховиком при

его ускорении. Это вызывает необходимость

в

соединении

трансмиссии

машины и маховика

бесступенчатой

передачей

с івесьма широким Диапазоном интенсивного

регулирования

передаточного

отношения. Кроме

того, высокие

мощности,

протекающие через привод, создают потребность в его высо­

кой удельной

мощности

и высоком

к. п. д. В связи

с этим

ав­

тором были р а з р а б о т а н ы новые схемы

рекуператоров кине­

тической энергии на основе дискретного

ленточного вариато ­

ра и маховика [16] .

Изменение

передаточного

отношения

дискретного

ленточнбго

вариатора

основано на

изменении

диаметров мотков ленты

в процессе

перемотки.

 

 

§ 3. Дискретный ленточный вариатор

 

 

 

 

Принципиальная

схема вариатора

представлена

на

рис. 55. Он состоит из

двух мотков — / и 2

ленты,

навитой

на

валы, с посаженными

на

них маховыми массами 3 и 4. Один

из маховиков — 3, имитирующий, например,

д в и ж у щ у ю с я

ма­

шину, вращается . Другой

маховик — 4 остановлен, причем вся

Рис. 55. Принципиальная схема дискретного ленточного вариатора: / — малый моток, 2 — большой моток, 3 и 4 — маховики.

\


л е н та намотана

на его вал. При навивании ленты

на вал

в р а щ а ю щ е г о с я

маховика 3 она сматывается с другого

мотка,

и маховик 4 разгоняется по мере перемотки ленты. В конце

цикла, когда вся

лента с м а т ы в а е т с я с в а л а

маховика

4,

последний имеет

максимальную скорость. Д а л е е цикл может

повторяться. Такие приводы могут обеспечить

использование

кинетической энергии цикличных машин с м а л ы м и внутрен­ ними потерями на цикл.

Н и ж е рассматриваются

основные характеристики диск­

ретных ленточных вариаторов

[31, ,32]. Здесь принят р я д до­

пущений:

 

1.Л е н т а считается нерастяжимой, и витки ее плотно при­ легают друг к другу.

2.Д л и н о й отрезка ленты между двух мотков пренебре­

гаем.

3. Изменением момента инерции мотков ленты в процес­ се перемотки пренебрегаем.

Погрешности в расчетах, связанные с принятыми щениями, не превысят 3%.

Очевидно, что толщина слоя витков ленты Н на составит (см. рис. 55):

Н ~ = Й '

где h — толщина ленты; ср — угол поворота мотка. Р а д и у с мотка R при этом равен:

допу­

мотке

( 7 0 )

R в Г о + | і в J l ( 3 | ± i l ,

( 7 1 )

где фо вспомогательный фиктивный угол поворота мотка, соответствующий намотке слоя ленты ТОЛЩИНОЙ Го.

Мгновенное значение передаточного отношения ленточно­ го вариатора

і

= Jh . -

+

по\

1

Ко

С?о +

СО, '

V

где фі и ф 2 — у г л ы

поворота

соответственно тормозимого

и

разгоняемого мотков ленты от их начального положения, ког­ да Н = 0.

Из условия цельности ленты ее полная длина


L = Кіфі+Кгф2 _ h (фо+срі)фі+h(Ф0+Ф2)Ф2

С другой стороны, длина ленты в начальный и конечный моменты работы, когда она вся навита на один б а р а б а н , рав ­ на:

 

 

 

 

ь -

2

-

4 я

,

 

 

 

 

К'-*)

где фссуммарный

угол поворота мотка.

 

 

 

 

 

 

 

И з

(73)

и

(74)

после несложных преобразований

выво­

дим:

 

 

_

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф 2 2 + 2 ф о ф 2 + ф і 2 + 2 ф о ' ф і + ф о 2 — 2 ф 0 ф с = 0 .

 

 

(75)

 

Р е ш а я

(75)

относительно

фг, имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

ф 2 = — ф о ± У ( ф о + ф с ) 2 — ( ф і 2 + 2 ф 0 ф і ) .

 

 

 

(76)

 

П о д с т а в л я я

значение

фг из

(76) в (72),

получаем

переда­

точное

отношение ленточного

в а р и а т о р а

і

в

зависимости от

угла

поворота входного вала

фі

(рис. 56):

 

 

 

 

 

М

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

\

.

 

 

 

 

 

ное

Рис.

56.

Передаточ-

л

 

\

 

 

 

 

 

число

дискретного

5

 

\

 

 

 

 

 

ленточного

вариатора і

 

\

 

 

 

 

 

в зависимости

от

угла

2\

 

 

\ _

 

 

 

 

поворота

ведущего

г.ала

 

 

 

 

 

 

ерь

рад.

 

 

 

 

о

so loo

I5Q год №

и>о

у>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• • - ±

 

С р о

+

? 1

 

 

 

 

 

(77)

V(фо+фс) 2 — ( ф і 2 + 2 ф 0 ф і )

Зн а к ± характеризует направление намотки ленты; в д а л ь ­ нейшем принимаем знак + .


 

В

целях упрощения

дальнейших

расчетов полагаем,

что

во

включенном

механизме

(следовательно,

за

исключением

граничных режимов) отсутствуют потери энергии.

 

 

 

Передаточное

отношение

механизма

можно

представить

как

отношение

угловых скоростей мотков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 = 4 ^ .

 

 

 

 

 

 

 

 

( 7 8 )

 

С другой

стороны:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т Г +

? 2 2 = ? - р .

 

 

 

 

 

( 7 9 )

где

Е с

— с у м м а р н а я кинетическая

энергия;

I — п р и в е д е н н ы й

момент

инерции

маховика .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

±

l / . " i 2

E

c

- .

 

 

 

 

( 8 ° )

 

 

 

 

 

< ? , =

+

і

/

2

Е

с

' 2

.

 

 

 

 

(81)

 

 

 

 

 

'-

~

V

 

ц і

 

+

р,

 

 

 

 

 

З н а к и

±

характеризуют

направление

вращения

мотков;

в

дальнейшем принимаем

знак

+ .

 

 

 

 

 

 

 

 

П о д с т а в л я я

в

(80)

и

 

(81)

 

значение

і из

(77), получаем

в ы р а ж е н и я д л я

угловых скоростей

входного

и выходного

ва­

лов

к а к

функции угла

поворота

 

входного

в а л а .

 

 

 

С использованием (80) и (81) путем несложных преобра­

зований выводим значения кинетической энергии

первого

и

второго

 

маховиков:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е * = Г+72-

.

( 8 3 )

Соотношение кинетических энергий маховиков в любой

момент времени, согласно (82) и (83), равно:

- § - = і - 2 .

(84)

Отсюда следует, что теоретически при максимальном пе­

нс