ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 33
о
Рис. |
6. |
а — «полисудри» — древняя |
инер |
||
ционная |
игрушка, распространенная преимущест |
||||
венно на Кавказе. Маховая масса — |
крупный |
||||
грецкий орех. |
|
|
|
||
ка, также с |
б — кавказская |
инерционная |
игруш |
||
использованием |
ореха: / — орех-ма |
||||
ховик, 2 — нить, 3 — спица, |
4 — орех-подшипник. |
||||
ционную игрушку — летающий пропеллер. |
Он |
представляет |
собой легкий обод, внутри которого помещены лопасти воз
душного |
винта. П р и раскручивании пропеллер |
взлетает, |
и |
||
кинетическая энергия, накопленная в нем, расходуется |
на |
||||
поддержание его полета в "течение нескольких секунд. |
По |
||||
строенный на этом |
принципе в 30-х годах вертолет, |
т а к |
н а |
||
з ы в а е м ы й «прыгающий Гиро», совершал достаточно |
большие |
||||
прыжки, |
используя |
д л я вертикального взлета |
кинетическую |
||
энергию |
маховика . |
|
|
|
|
Н а ч а л о использования инерционного аккумулятора в ма шинах связано с появлением шатунно-кривошипных и других механизмов, требующих уменьшения неравномерности в р а щ е ния вала . Представляет интерес конструкция водоподъемника с ручным приводом, снабженного зубчатой передачей и ма ховиком, выполненного преимущественно из металла . Этот
механизм XV в. был одним |
из первых 'содержавших |
м а х о в и к |
||
в |
трансмиссии. Механизм |
описан средневековым |
ученым |
|
Г. |
Агрикола |
в его книге «De re metallica», изданной |
в Б а з е |
|
ле |
в 1566 г. |
[106]. |
|
|
Маховик применялся и в приводе поршневого насоса, приводимого в движение опять-таки мускульной силой чело века. Сравнительно большой маховик можно наблюдать в вододействующей пильной установке X V I в. Этот маховик уста навливался на коленчатом валу и служил д л я выравнивания хода машин.
Маховик стал неизменной частью паровых машин, |
где |
|
служил т а к ж е д л я выравнивания хода. Д л я этой |
ж е |
цели |
маховиком с н а б ж е н ы и все двигатели внутреннего |
сгорания; |
|
различные дробильные и м е т а л л о о б р а б а т ы в а ю щ и е |
установки, |
например прокатные станы, прессы, ножницы и др . Махови ки, применяемые д л я выравнивания хода машин, обычно на копляют небольшие количества энергии.
К а к |
самостоятельная |
энергетическая |
установка |
инерци |
||||||||
онный |
аккумулятор был |
впервые применен н а ш и м |
соотечест |
|||||||||
в е н н и к о м — инженером |
В. И. Шуберским |
в |
I860 |
г. д л я |
при |
|||||||
ведения |
в |
движение колесного э к и п а ж а , |
названного |
их |
«ма- |
|||||||
ховозом» |
[ I I ] . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В |
1883 |
г. |
английский |
а д м и р а л |
Хауэлл |
р а з р а б а т ы в а е т |
||||||
торпеду, |
д в и ж и м у ю энергией маховика, предварительно |
рас |
||||||||||
кручиваемого |
паровой |
|
машиной |
до |
Ю—12 тыс. |
|
об/мин |
|||||
(рис. |
7) . |
Энергия, |
накопленная |
в |
маховике |
(около |
Рис. |
7. Торпеда Хауэлла |
с приводом |
от |
|
вращающегося маховика: 1 |
— маховик, 2 — ре |
|||
гулятор', |
3 — руль, 4 — винт. |
|
5 — взрывчатка. |
|
і
і
40 тыс. кГм), позволяла проходить путь |
длиной до 0 5 км |
Скорость торпеды при этом была около 30 |
км/час. |
1905 г. англичанин Ланчестер получает патент на устройство с маховиком, раскручиваемым паровой машиной или электродвигателем, с целью применения в транспорте (рис. 8). В Англии ж е были впервые применены двигатели--
Рис. 8. Экипаж Ланчестера, движущийся накопленной энергией маховика: / — маховик, 2 — передача.
генераторы с маховиками (рис. 9) д л я приведения |
в движе |
ние электровозов на участках пути, не обеспеченных |
эчектро- |
энергией [135]. |
|
Рис. 9. Инерционный бустер для временного повышения мощности локомотива: / — маховик, 2 — мотор, 3 — генератор.
В 20-х годах нашего века инерционный аккумулятор был применен советским изобретателем А. Г. Уфимцевым и проф .
В.П. Ветчинкиным для целей ветроиспользования.
В1945 г. швейцарской машиностроительной фирмой Эрликон проведены детальные исследования возможности использования кинетической энергии, аккумулированной в
маховике, д л я |
средств |
транспорта . |
Фирмой было |
р а з р а б о т а |
|||
но несколько |
опытных |
экипажей, |
питающихся энергией |
зра - |
|||
щающегося маховика |
|
и получивших |
название |
гиробусов |
|||
(рис. 10). Гиробусы |
исследовались в |
экспериментальных |
и- |
Рис. 10. Гиробус. Общий вид.
эксплуатационных условиях, что позволило найти оптималь
ные решения. Б ы л и исследованы вопросы определения |
пара |
метров маховика, снижения потерь при его вращении, |
созда |
ния надежной и экономичной трансмиссии. В результате был создан основной силовой агрегат машины, получивший на звание «Электрогиро». Он представлял собой инерционный ак кумулятор с электрической трансмиссией (рис. 11). К 1957 г. гиробусы эксплуатировались в различных городах Швейца
рии, |
Бельгии, Конго |
( К и н ш а с а ) , где |
выявили |
высокую эко |
||
номичность [109—123]. |
|
|
|
|||
Н а р я д у с инерционными аккумуляторами |
с |
электричес |
||||
кой |
трансмиссией р а з р а б а т ы в а ю т с я |
инерционные |
аккумуля |
|||
торы |
с |
механической, |
гидромеханической и другими типами |
|||
2. Н. |
В. |
Гулиа |
|
|
|
17 |
/
Рис. И. |
Инерционный аккумулятор Электрогнро фирмы Эрликон: / — корпус, |
2 — обмотки |
мотора-генератора, 3 — маховик, 4 — уровень масла при неподвижном и |
5 — при вращающемся маховике.
трансмиссий. В настоящее ^время Д р у ж к о в с к и м машинострои тельным заводом выпускаются отечественные взрывобезопас - ные локомотивы-гировозы, с о д е р ж а щ и е в качестве основного источника энергии инерционный аккумулятор с механической трансмиссией.
Необходимо отметить т а к ж е исследования, направленные на создание рекуперативных тормозов с использованием инерционных аккумуляторов . Такие тормоза играют роль на копителей энергии т о р м о ж е н и я транспортного средства при замедлении его д в и ж е н и я и вспомогательного двигателя при разгоне. Подобные системы могут значительно повысить эко номичность транспорта, особенно городского, что подтверж
дается экспериментами [105, |
124]. |
Однако оптимальная |
трансмиссия рекуперативного |
тормоза, |
р а з р а б о т к а которой |
представляет наибольшую трудность, пока еще находится в
стадии |
исследований. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
К а к |
известно, |
д л я |
инерционных |
аккумуляторов |
|
харак |
|||
терно свойство сохранять ось вращения |
маховика |
в |
задан |
|||||||
ном направлении, что обусловлено гироскопическим |
эффек |
|||||||||
том. Это позволяет использовать |
инерционные |
аккумуляторы |
||||||||
для |
стабилизации |
устойчивости |
двухколесных э к и п а ж е й . |
|||||||
Б л а г о д а р я этому свойству в последнее |
время начинают |
появ |
||||||||
ляться |
двухколесные автомобили |
(например, |
Джи'рон |
фир |
||||||
м ы |
Ф о р д ) , с о д е р ж а щ и е |
маховик, |
'Который |
в р а щ а е т с я |
в го |
ризонтальной плоскости и служит д л я стабилизации их устой чивости.
§ |
3. Классификации |
|
|
|
инерционных аккумуляторов |
|
|
|
и их обзор |
|
|
|
Исходя из |
многоплановости применения |
инерцион |
ных |
аккумуляторов |
и большого разнообразия их |
конструк |
ций, |
целесообразно |
дать их классификацию . Остановимся на |
вопросе применения инерционных аккумуляторов (рис. 12). Инерционными аккумуляторами малой удельной энерго емкости могут считаться такие, в которых удельный (по от
ношению |
к массе |
маховика) з а п а с накопленной энергии на |
столько |
мал, что |
он не н а к л а д ы в а е т существенного отпечат |
ка на конструкцию и требования к материалу маховика. М а ховики таких аккумуляторов низкоскоростные, они выполня ются обычно в виде обода со спицами или диском. Материа -
2* |
19 |
лом чаще всего |
служит |
чугун. Аэродинамические |
потери |
||||
таких |
маховиков |
весьма |
малы . Маховики |
работают |
обычно |
||
без кожуха, в случае ж е |
его |
наличия он выполняет л и ш ь за |
|||||
щитную |
роль. О к р у ж н а я |
скорость этих маховиков, как пра |
|||||
вило, |
не |
превышает 50 м/сек. |
Применяются |
такие аккумуля |
торы преимущественно д л я создания равномерного хода ма шин и кратковременного повышения мощности устройств.
Создание равномерности хода машины требуется при импульсной, неравномерной работе двигателя или трансмис сии. Такой характер работы обычен д л я поршневых двига телей, а т а к ж е импульсивных вариаторов, кривошипных и не которых других механизмов. Поршневой двигатель с а м созда
ет неравномерную нагрузку в трансмиссии, в остальных |
ж е |
||||||||
механизмах характеристика |
|
трансмиссии |
н а к л а д ы в а е т |
|
свой |
||||
|
|
Инерционные |
|
|
|
|
|||
|
|
ст.гунуляторьр |
|
|
|
|
|||
flaoou удельной. |
Средней удель |
Высокой |
|
|
|||||
удельной |
|
|
|||||||
Энергоемкости |
ной fHephett- |
знфеоемкости |
|
|
|||||
кости |
|
|
|
||||||
Постоянного |
Переменного |
|
шиіиниробан - |
|
|
||||
поменш |
|
помента |
|
|
|
||||
инерции |
|
инерции |
|
|
ные |
|
|
||
•Д/tR соідания |
\ДляАременноіО |
вспаюгатель- |
Самостоятельна |
|
|||||
Гповешения |
|
источники 9»еі>- |
|
||||||
' рабномерно/о |
мощности |
|
нне |
источни |
|
|
|
||
\ хода пашим |
машин |
|
ки |
тергии |
спорти гір |
J |
|
||
|
|
|
|
|
9r * fc «S > ч.
•n ^-її
Рис. 12. Классификация инерционных аккумуляторов по признаку применения.