ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 33
|
MaxoSunu |
|
Постоянного |
Переменного |
|
момента |
момента |
|
инерции |
инерции |
|
Нщкоскорост- |
Ьысокоскорост- |
|
наїе |
ные |
|
Ododco |
Диски с |
|
спица пи |
центральным |
|
отверстием |
||
|
Оооа'соис/<ем\
постоянной
толщины
Согта£ныеснене\ та/ілачесігой па^еаи^гщро
Специальной
<рерм&
\Пламеторныр
Рис. 13. Классификация маховиков ннерци^ онных аккумуляторов.
ность таки х маховиков, из-за чего они и не нашл и себе при менения.
Одн а из конструкций подобных маховиков представлен а на рис. 14. Этот махови к бы л предложе н известным ф р а н -
Рис. N. Ма ховик переменного момента, инерции, предложенный из вестным писателем и летчиком СентЭкзюпери: 1 — ци линдры, 2 — порш ни, 3 — пружины, 4 — жидкость.
цузским писателем и летчиком Сент'-Экзюперн. Принцип дей
ствия маховика заключается в следующем: |
при |
отсутствии |
||
давления |
воды |
поршни, стягиваемые пружинами, |
нахбдятся- |
|
у центра. При подаче воды в центральную часть |
маховика |
|||
поршни |
раздвигаются, увеличивая общин |
момент |
инерции. |
|
При выпуске воды они возвращаются в исходное |
положение. |
|||
Несмотря |
на то, что кинематически этот маховик впол |
не работоспособен, анализ динамики показывает полную его
непригодность |
для выполнения |
поставленной |
цели. |
Н а п р и |
||||||||||
мер, |
при |
массе |
одного |
из |
поршней |
(грузов), |
|
равной |
||||||
10 |
кг |
( |
1 |
|
|
J , и |
угловой |
скорости |
вращения |
маховика |
||||
628 |
рад/сек |
(6000 |
об/мин) |
при |
расстоянии |
груза от |
центра |
|||||||
вращения |
0,25 |
м нагрузка |
на к а ж д у ю пружину |
составит свы |
||||||||||
ше |
1 |
мн |
(100 |
т), что явно |
невыполнимо. |
|
|
|
|
|
||||
|
Следует еще |
раз отметить |
актуальность |
задачи |
создания |
|||||||||
работоспособных |
маховиков переменного |
момента |
инерции, |
|||||||||||
поскольку |
изменение |
момента |
инерции |
дает |
возможность |
|||||||||
варьирования скорости вращения маховика, а это |
является |
|||||||||||||
очень ценным |
свойством любого |
привода |
[63]. |
|
|
|
М а х о в и ки |
с |
постоянным моментом инерции могут |
экс |
||
плуатироваться |
и |
при высоких, и |
при низких о к р у ж н ы х |
ско |
|
ростях. Так как |
о к р у ж н а я скорость |
является основным |
факто |
||
ром, вызывающим напряженное состояние м а т е р и а л а |
махови |
ка, она накладывает существенный отпечаток на его конструк
цию. В зависимости от этого маховики могут делиться |
на |
|
ннзкоскоростные (соответствующие их малой удельной |
энер |
|
гоемкости) и |
высокоскоростные (соответствующие их |
высо |
кой удельной |
энергоемкости) . |
|
Низкоскоростные маховики выполняются в виде ободов, поскольку в том -случае, есл.и н а п р я ж е н и е не лимитирует о к р у ж н у ю скорость маховика, целесообразно максимальное удаление .массы от оси вращения . Обод может крепиться к ступиц'е спицами и диском. Обод с диском обеспечивает несколь ко большую прочность, чем обод со спицами, и поэтому при меняется при больших скоростях.
Низкоскоростные |
маховики |
одновременно |
<с |
функцией |
|||
аккумуляторов |
механической энергии |
способны |
выполнять |
||||
роль элемента привода. Н а п р и м е р , маховик может |
служить |
||||||
шкивом |
ременной передачи, зубчатым |
колесом, |
полумуфтой |
||||
и т. д. |
В этих |
случаях |
возможна |
специальная форма |
махови |
ка, необходимость которой диктуется условиями работы. Од нако и тогда основную массу материала стараются макси мально удалить . от центра.
Как у ж е было упомянуто, ннзкоскоростные маховики вы полняются в основном из чугуна или стального литья. Однако и тогда часто имеет место недонапряженне материала, в ре
зультате чего недоиспользуются |
прочностные свойства метал |
ла. В этих случаях маховики |
изготавливаются составными, |
например, -с неметаллической основной маховой массой. Это значительно удешевляет конструкцию. На рис. 15 представ лена схема маховика, изготовленного из бетона, армирован ного стальной проволокой.
Необходимо отметить еще одну интересную конструкцию маховика — составного с относительным вращением, или пла
нетарного (рис. 16). Маховики - сателлиты |
в р а щ а ю т с я |
одно |
|
временно вокруг |
своей оси О и вокруг оси |
солнечного |
колеса |
0 | , в результате |
чего периферийные точки |
приобретают |
срав |
нительно высокую скорость, а следовательно, и кинетическую энергию. Конструкция эта распространения не получила из-за сложности и невозможности использования при высоких ско-
лочная |
арматура, |
Рис. |
16. Планетарный маховик: |
||
2 — |
бетон, |
3 — |
/ — маховик-сателлит, 2 — маховик- |
||
диск |
со |
ступицей. |
солнечное |
колесо. |
ростях, вызывающих большие нагрузки от центробежных |
сил |
||||
на подшипники сателлитов и водила. |
|
|
|
||
Эксплуатация маховиков при высоких окружных скоро |
|||||
стях |
предъявляет повышенные |
требования |
к их прочности. |
||
М а т е р и а л о м высокоскоростных маховиков |
служит |
обычно |
|||
сталь, |
легированная хромом, никелем, молибденом. |
Заготов |
|||
ки изготовляют путем ковки с |
соблюдением |
требований |
к |
структуре металла . Поковки подвергают .специальной термо
обработке |
и дефектоскопии. |
Форма |
маховика, т а к ж е |
играю |
||||||
щ а я н е м а л о в а ж н у ю |
роль |
їв |
распределении |
напряжений, |
су |
|||||
щественно |
отличается |
от |
формы |
низкоскоростных маховиков. |
||||||
Эволюция |
форм маховиков |
при |
возрастании |
окружной |
ско |
|||||
рости представлена на рис. |
17. |
|
|
|
|
|
||||
. И з |
рис. 17 явствует, что |
форма наиболее скоростного ма |
||||||||
ховика |
представляет |
собой диск |
и |
стержень |
равной |
прочнос- |
|
Рис. |
17. |
Эволюция |
||
формы сечения |
|
махови |
|||
ков |
при |
возрастании |
ок |
||
ружной |
скорости |
враще |
|||
ния: |
1 — обод |
со |
спица |
||
ми, |
2, 3, 4 — ободы |
с |
|||
дисками, |
5 — диск |
рав |
|||
ной |
прочности, |
|
6—рав |
нопрочный стержень, 7 — система равнопрочных стержней.
ти. |
Следует |
отметить, |
что эта форма не является |
неизмен |
||||
ной, застывшей . Она |
меняется в |
зависимости от |
окружной |
|||||
скорости вращения и |
д л я к а ж д о г о |
значения скорости |
имеет |
|||||
свой вид. Несмотря на |
то, что почти ївся масса диска и стерж |
|||||||
ня |
равной |
прочности |
сосредоточена близко к центру, махо |
|||||
вик |
такой формы способен накопить максимальное |
количест |
||||||
во |
энергии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
И, наконец, следует сказать об одной из наиболее пер |
|||||||
спективных |
конструкций маховиков — с высокопрочной |
махо |
||||||
вой |
массой. К а к |
будет |
показано |
ниже, |
совершенствование |
|||
формы маховика |
приносит ограниченный |
выигрыш |
в |
удель |
ной энергоемкости. Р е з е р в ы дальнейшего повышения удель ной энергоемкости маховиков нужно искать в их прочности. Однако прочность д а ж е наиболее совершенных монолитных
м а т е р и а л ов невысока по сравнению с холоднотянутыми во лоченными проволоками и нитями из металла (стали), стек ла, кварца и некоторых других веществ. Прочность их дости
гает 500—600 кГ/мм2 |
-и выше, что почти в десять |
раз |
пре |
||
восходит |
прочность |
монолитных материалов [ I ] . В |
этой |
свя |
|
зи представляет интерес конструкция маховика |
с |
основной |
|||
маховой |
массой из |
высокопрочной проволоки. |
На |
рис. |
18 |
оооооооооосх .
о о о о о о о о о о с *
оооооосюооося
о о о о о о о о о о о '
Рис. |
18. |
Сверхэнер- |
гоемкш'і |
супермаховик: |
|
/ — обод |
из высокопроч |
|
ной проволоки |
или во |
|
локна, |
2 — несущий |
|
центр. |
|
|
представлена одна из таких конструкций. На обод навита стальная проволока, выполняющая роль основной маховой
массы. Маховик предназначен д л я |
эксплуатации |
при |
высоких |
||||
скоростях. Принципиально т а к а я |
конструкция |
обеспечивает |
|||||
энергоемкость, почта |
в десять |
р а з |
'превышающую энергоем |
||||
кость монолитных |
маховиков. |
|
|
|
|
|
|
Оригинальны |
по |
з а м ы с л у |
маховики |
т а к |
называемого |
||
«стержневого» типа, |
р а з р а б а т ы в а е м ы е в |
настоящее |
время |
||||
фирмой Лю-кхид 'И |
университетам |
им. Д ж . |
Гопкиноа |
в С Ш А |
[143, 144]. Изготовленные преимущественно из стеклопласти
ков, |
эти маховики имеют форму стержня равной прочности |
||||||
при |
вращении (рис. 19), |
что позволяет рационально исполь |
|||||
зовать |
материал . О к р у ж н а я скорость маховиков |
стержневого |
|||||
типа |
из стеклопластиков |
высокой |
прочности |
м о ж е т дости |
|||
гать |
1 |
км/сек. |
|
|
|
|
|
|
Путем дальнейшего совершенствования маховиков стерж |
||||||
невого |
типа |
был получен |
маховик |
клинового |
типа |
(универси |
|
тет |
им. |
Д ж . |
Гоп-кинса, |
автор Д . |
В. Р а б е н х а р с т ) . Этот ма- |