Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

MaxoSunu

Постоянного

Переменного

момента

момента

инерции

инерции

Нщкоскорост-

Ьысокоскорост-

наїе

ные

Ododco

Диски с

спица пи

центральным

отверстием

 

Оооа'соис/<ем\

постоянной

толщины

Согта£ныеснене\ та/ілачесігой па^еаи^гщро

Специальной

<рерм&

\Пламеторныр

Рис. 13. Классификация маховиков ннерци^ онных аккумуляторов.

ность таки х маховиков, из-за чего они и не нашл и себе при­ менения.

Одн а из конструкций подобных маховиков представлен а на рис. 14. Этот махови к бы л предложе н известным ф р а н -

Рис. N. Ма­ ховик переменного момента, инерции, предложенный из­ вестным писателем и летчиком СентЭкзюпери: 1 — ци­ линдры, 2 — порш­ ни, 3 — пружины, 4 — жидкость.

цузским писателем и летчиком Сент'-Экзюперн. Принцип дей­

ствия маховика заключается в следующем:

при

отсутствии

давления

воды

поршни, стягиваемые пружинами,

нахбдятся-

у центра. При подаче воды в центральную часть

маховика

поршни

раздвигаются, увеличивая общин

момент

инерции.

При выпуске воды они возвращаются в исходное

положение.

Несмотря

на то, что кинематически этот маховик впол­

не работоспособен, анализ динамики показывает полную его

непригодность

для выполнения

поставленной

цели.

Н а п р и ­

мер,

при

массе

одного

из

поршней

(грузов),

 

равной

10

кг

(

1

 

 

J , и

угловой

скорости

вращения

маховика

628

рад/сек

(6000

об/мин)

при

расстоянии

груза от

центра

вращения

0,25

м нагрузка

на к а ж д у ю пружину

составит свы­

ше

1

мн

(100

т), что явно

невыполнимо.

 

 

 

 

 

 

Следует еще

раз отметить

актуальность

задачи

создания

работоспособных

маховиков переменного

момента

инерции,

поскольку

изменение

момента

инерции

дает

возможность

варьирования скорости вращения маховика, а это

является

очень ценным

свойством любого

привода

[63].

 

 

 


М а х о в и ки

с

постоянным моментом инерции могут

экс­

плуатироваться

и

при высоких, и

при низких о к р у ж н ы х

ско­

ростях. Так как

о к р у ж н а я скорость

является основным

факто­

ром, вызывающим напряженное состояние м а т е р и а л а

махови­

ка, она накладывает существенный отпечаток на его конструк­

цию. В зависимости от этого маховики могут делиться

на

ннзкоскоростные (соответствующие их малой удельной

энер­

гоемкости) и

высокоскоростные (соответствующие их

высо­

кой удельной

энергоемкости) .

 

Низкоскоростные маховики выполняются в виде ободов, поскольку в том -случае, есл.и н а п р я ж е н и е не лимитирует о к р у ж н у ю скорость маховика, целесообразно максимальное удаление .массы от оси вращения . Обод может крепиться к ступиц'е спицами и диском. Обод с диском обеспечивает несколь­ ко большую прочность, чем обод со спицами, и поэтому при­ меняется при больших скоростях.

Низкоскоростные

маховики

одновременно

функцией

аккумуляторов

механической энергии

способны

выполнять

роль элемента привода. Н а п р и м е р , маховик может

служить

шкивом

ременной передачи, зубчатым

колесом,

полумуфтой

и т. д.

В этих

случаях

возможна

специальная форма

махови­

ка, необходимость которой диктуется условиями работы. Од­ нако и тогда основную массу материала стараются макси­ мально удалить . от центра.

Как у ж е было упомянуто, ннзкоскоростные маховики вы­ полняются в основном из чугуна или стального литья. Однако и тогда часто имеет место недонапряженне материала, в ре­

зультате чего недоиспользуются

прочностные свойства метал­

ла. В этих случаях маховики

изготавливаются составными,

например, -с неметаллической основной маховой массой. Это значительно удешевляет конструкцию. На рис. 15 представ­ лена схема маховика, изготовленного из бетона, армирован ­ ного стальной проволокой.

Необходимо отметить еще одну интересную конструкцию маховика — составного с относительным вращением, или пла­

нетарного (рис. 16). Маховики - сателлиты

в р а щ а ю т с я

одно­

временно вокруг

своей оси О и вокруг оси

солнечного

колеса

0 | , в результате

чего периферийные точки

приобретают

срав ­

нительно высокую скорость, а следовательно, и кинетическую энергию. Конструкция эта распространения не получила из-за сложности и невозможности использования при высоких ско-


лочная

арматура,

Рис.

16. Планетарный маховик:

2

бетон,

3

/ — маховик-сателлит, 2 — маховик-

диск

со

ступицей.

солнечное

колесо.

ростях, вызывающих большие нагрузки от центробежных

сил

на подшипники сателлитов и водила.

 

 

 

Эксплуатация маховиков при высоких окружных скоро­

стях

предъявляет повышенные

требования

к их прочности.

М а т е р и а л о м высокоскоростных маховиков

служит

обычно

сталь,

легированная хромом, никелем, молибденом.

Заготов ­

ки изготовляют путем ковки с

соблюдением

требований

к

структуре металла . Поковки подвергают .специальной термо ­

обработке

и дефектоскопии.

Форма

маховика, т а к ж е

играю­

щ а я н е м а л о в а ж н у ю

роль

їв

распределении

напряжений,

су­

щественно

отличается

от

формы

низкоскоростных маховиков.

Эволюция

форм маховиков

при

возрастании

окружной

ско­

рости представлена на рис.

17.

 

 

 

 

 

. И з

рис. 17 явствует, что

форма наиболее скоростного ма­

ховика

представляет

собой диск

и

стержень

равной

прочнос-


 

Рис.

17.

Эволюция

формы сечения

 

махови­

ков

при

возрастании

ок­

ружной

скорости

враще­

ния:

1 — обод

со

спица­

ми,

2, 3, 4 — ободы

с

дисками,

5 — диск

рав­

ной

прочности,

 

6—рав­

нопрочный стержень, 7 — система равнопрочных стержней.

ти.

Следует

отметить,

что эта форма не является

неизмен­

ной, застывшей . Она

меняется в

зависимости от

окружной

скорости вращения и

д л я к а ж д о г о

значения скорости

имеет

свой вид. Несмотря на

то, что почти ївся масса диска и стерж­

ня

равной

прочности

сосредоточена близко к центру, махо­

вик

такой формы способен накопить максимальное

количест­

во

энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

И, наконец, следует сказать об одной из наиболее пер­

спективных

конструкций маховиков — с высокопрочной

махо­

вой

массой. К а к

будет

показано

ниже,

совершенствование

формы маховика

приносит ограниченный

выигрыш

в

удель­

ной энергоемкости. Р е з е р в ы дальнейшего повышения удель ­ ной энергоемкости маховиков нужно искать в их прочности. Однако прочность д а ж е наиболее совершенных монолитных


м а т е р и а л ов невысока по сравнению с холоднотянутыми во­ лоченными проволоками и нитями из металла (стали), стек­ ла, кварца и некоторых других веществ. Прочность их дости­

гает 500—600 кГ/мм2

-и выше, что почти в десять

раз

пре­

восходит

прочность

монолитных материалов [ I ] . В

этой

свя­

зи представляет интерес конструкция маховика

с

основной

маховой

массой из

высокопрочной проволоки.

На

рис.

18

оооооооооосх .

о о о о о о о о о о с *

оооооосюооося

о о о о о о о о о о о '

Рис.

18.

Сверхэнер-

гоемкш'і

супермаховик:

/ — обод

из высокопроч­

ной проволоки

или во­

локна,

2 — несущий

центр.

 

 

представлена одна из таких конструкций. На обод навита стальная проволока, выполняющая роль основной маховой

массы. Маховик предназначен д л я

эксплуатации

при

высоких

скоростях. Принципиально т а к а я

конструкция

обеспечивает

энергоемкость, почта

в десять

р а з

'превышающую энергоем­

кость монолитных

маховиков.

 

 

 

 

 

Оригинальны

по

з а м ы с л у

маховики

т а к

называемого

«стержневого» типа,

р а з р а б а т ы в а е м ы е в

настоящее

время

фирмой Лю-кхид

университетам

им. Д ж .

Гопкиноа

в С Ш А

[143, 144]. Изготовленные преимущественно из стеклопласти­

ков,

эти маховики имеют форму стержня равной прочности

при

вращении (рис. 19),

что позволяет рационально исполь­

зовать

материал . О к р у ж н а я скорость маховиков

стержневого

типа

из стеклопластиков

высокой

прочности

м о ж е т дости­

гать

1

км/сек.

 

 

 

 

 

Путем дальнейшего совершенствования маховиков стерж ­

невого

типа

был получен

маховик

клинового

типа

(универси­

тет

им.

Д ж .

Гоп-кинса,

автор Д .

В. Р а б е н х а р с т ) . Этот ма-