ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 33
to
Т ак как зависимость г) (со) в общем случае трудно интег рируется, расчеты удобнее проводить по следующей прибли женной формуле:
(228)
К- п. д. инерционного аккумулятора тем выше, чем интен сивнее ведется отбор энергии на полезную работу. Д л я дли тельной работы при м а л ы х значениях полезной мощности ха рактерен невысокий к. п. д. инерционного а к к у м у л я т о р а . В этих случаях д л я получения высоких значений к. п. д. эффективно снижение аэродинамических потерь и потерь в подшипниках .
Это |
ж е необходимо |
д л я длительного |
сохранения |
з а п а с а |
кине |
||||||||||||
тической |
энергии в аккумуляторе . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
П р и |
кратковременном |
цикле |
работы и |
больших |
мощно |
|||||||||||
стях |
снижение вредных |
сопротивлений |
не |
о к а з ы в а е т |
сущест |
||||||||||||
венного |
влияния |
|
на |
к. п . д . инерционного |
а к к у м у л я т о р а . |
||||||||||||
|
В качестве |
примера |
приведем определение |
к. п. д. |
инер |
||||||||||||
ционного |
аккумулятора |
с |
п а р а м е т р о м |
маховика, |
аналогич |
||||||||||||
ным |
Электрогпро . Потеря |
мощности |
при помещении |
махови |
|||||||||||||
ка в |
воздушную |
|
среду |
в |
данном |
случае |
составляет |
|
около |
||||||||
25 л. с. Допустим, маховик выделяет йекоторую часть |
энер |
||||||||||||||||
гии |
(для |
простоты |
предполагается, |
что изменение |
скорости |
||||||||||||
незначительно и не влияет на потери мощности) |
при |
мощ |
|||||||||||||||
ности 1 |
л. |
с , |
100 |
л. |
с. и 1000 л . |
с. К - п . д. инерционного |
акку |
||||||||||
м у л я т о р а |
в |
этих |
трех |
случаях |
соответственно |
равен: |
Ї]І = |
||||||||||
= 0,0385; ri2 = 0,8; |
т ) 3 = 0 , 9 8 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Путем |
заполнения |
к а м е р ы в р а щ е н и я |
маховика |
водоро |
||||||||||||
дом |
удается |
снизить потери мощности |
до |
5 л. с. |
П р и |
этом |
|||||||||||
к. п. д. д л я |
упомянутых |
случаев |
равен: |
rji=0,167 ; |
|
T) 2 =0,943; |
|||||||||||
т]з=0,995 . |
Следовательно, |
заполнение |
к а м е р ы в р а щ е н и я |
раз |
|||||||||||||
р е ж е н н ы м |
водородом, |
в |
общем |
сопряженное |
с |
большими |
|||||||||||
трудностями, |
д а е т выигрыш к. п. д. в |
первом случае |
в |
четыре |
|||||||||||||
с лишним |
раза, |
во |
втором — примерно на |
17%, |
в> |
третьем |
|||||||||||
случае выигрыш |
почти |
не |
ощутим . |
|
|
|
|
|
|
|
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
С Р А В Н И Т Е Л Ь Н Ы Й А Н А Л И З И Н Е Р Ц И О Н Н Ы Х А К К У М У Л Я Т О Р О В Э Н Е Р Г И И
В настоящее время техника располагает значительным количеством типов аккумуляторов энергии, из которых наибо
лее |
распространены электрические и |
механические (статичес |
кие |
и динамические) . Кроме этих аккумуляторов энергии в |
|
качестве накопителей энергии могут |
использоваться различ |
|
ные |
тепловые аккумуляторы — нагретые тела, а т а к ж е веще |
ства, в ы д е л я ю щ и е тепло при реакциях . Электрическую энер
гию можно т а к ж е |
накоплять в электростатических |
аккумуля |
||||||||
т о р а х — конденсаторах |
и электродинамических — индукцион |
|||||||||
ных катушках . Необходимо заметить, |
что |
последние |
могут |
|||||||
накопить значительное |
количество энергии |
и |
сохранять |
ее |
||||||
длительный срок в условиях сверхпроводимости. |
|
|
|
|||||||
Ввиду того что наибольший интерес |
д л я |
совремейной |
||||||||
техники |
представляют |
первые два вида аккумуляторов, они |
||||||||
и будут |
рассмотрены в |
сравнении с наиболее распространен |
||||||||
ными автономными источниками энергии — двигателями |
внут |
|||||||||
реннего |
сгорания |
( Д В С ) . |
|
|
|
|
|
|
||
Выше была показана неприменимость пружинных стати |
||||||||||
ческих |
аккумуляторов |
д л я накопления значительных |
коли |
|||||||
честв |
энергии. Следует |
отметить, что |
статические |
аккумуля |
||||||
торы |
могут накопить большое количество |
энергии |
только |
в |
том |
случае, если |
рабочим телом |
является' |
газ, |
т а к |
как |
|
он |
||||||||
о б л а д а е т м а л ы м модулем упругости и высокой |
сжимаемостью . |
|||||||||||||||
|
Обычно пневматические а к к у м у л я т о р ы энергии представ |
|||||||||||||||
ляют собой баллоны со с ж а т ы м |
газом (воздухом), |
снабжен |
||||||||||||||
ные |
соответствующим |
двигателем |
(цилиндр |
с |
поршнем, |
диа |
||||||||||
ф р а г м а , |
турбина |
и пр . ) . Н а и б о л ь ш а я |
работа |
может |
быть |
по |
||||||||||
лучена от сжатого газа при его адиабатическом |
расширении . |
|||||||||||||||
Удельная |
энергоемкость сжатого |
воздуха |
(без |
учета |
веса |
|||||||||||
баллона) |
равна |
[ 7 1 ] : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Е |
.. |
..ккал |
1 Г |
„ |
1 П |
|
|
|
кет-к |
|
|
|||
е = т г = ( i „ - l k |
) — — = ' И 6 2 3 • Ю - 3 ( i n - i k ) |
кг |
' |
|
|
|||||||||||
|
|
G |
v , » |
! K / |
|
кг |
' |
|
v n |
|
к ; |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•229) |
||
где |
Е — а б с о л ю т н а я |
энергетическая |
отдача |
воздуха |
при |
его |
||||||||||
расширении; G — вес |
воздуха; |
i„ |
и |
— энтальпия |
воздуха |
в |
||||||||||
начале |
и конце расширения . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
На |
рис. 102, |
103 |
представлены сравнительные |
д а н н ы е |
по |
|
100 |
200 |
|
300 ' |
HDD |
р^ата |
|||
О $ |
10 15 |
20 |
іі |
ІО |
35 |
НО |
45 |
50 |
t,M |
Рис. |
102. |
Удельная |
энергоемкость |
пневма |
|||||
тических |
аккумуляторов при |
максимальном |
рас |
||||||
ширении: |
/ — электрические |
аккумуляторы, |
2 — |
||||||
пневмоаккумуляторы |
(без |
учета |
веса |
баллонов). |
удельной энергоемкости д л я пневматических и электрохими ческих а к к у м у л я т о р о в (на рис. 1 0 2 — п р и м а к с и м а л ь н о м рас ширении, на рис. 103 — при стабилизированном рабочем дав -
Рис. 103. Удельная энергоемкость пневмати ческих аккумуляторов при стабилизированном ра
бочем |
давлении: |
/ — электрические |
аккумулято |
|
ры, 2 |
— пневмоаккумуляторы |
(без |
учета веса |
|
баллонов); Р = 5 0 |
ата; 3-го |
же, |
Р = 1 0 ата. |
л е н и и ) . По осям абсцисс отложены давление в баллоне пнев
матического |
|
аккумулятора и продолжительность |
р а з р я д к и |
|||||||||||
д л я электрохимического. Вес баллонов |
не учтен. |
|
|
|||||||||||
К а к можно |
видеть, |
электрохимические |
а к к у м у л я т о р ы об |
|||||||||||
л а д а ю т преимуществами |
перед |
пневматическими |
в |
отношении |
||||||||||
удельной энергоемкости. П о м и м о этого низкий |
к. п. д. пневмо- |
|||||||||||||
компрессоров |
и |
пневмодвигателей, |
а т а к ж е |
потери |
адиабати |
|||||||||
ческого тепла |
(около |
40% |
энергии) |
д е л а ю т |
|
пневматические |
||||||||
а к к у м у л я т о р ы весьма неэкономичными. |
|
|
|
|
|
|||||||||
'Применяются и н е в м о а к к у м у л я т о р ы |
ч а щ е |
всего |
д л я стар |
|||||||||||
товых |
устройств на объектах, где необходима |
высокая н а д е ж |
||||||||||||
ность |
(самолеты, |
танки |
и |
д р . ) , |
а т а к ж е ' н а |
•взрыво'безотасном |
||||||||
транспорте |
(воздуховозы) . |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Р а с с м о т р и м |
сравнительную |
эффективность |
инерционных |
|||||||||||
и электрохимических |
аккумуляторов, |
а т а к ж е |
|
двигателей |
||||||||||
внутреннего |
сгорания. |
В |
качестве |
критерия |
эффективности |
принята у д е л ь н а я мощность (мощность, отнесенная к массе установки) . Это обосновано тем, что н а ч а л ь н а я стоимость и