Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

to

Т ак как зависимость г) (со) в общем случае трудно интег­ рируется, расчеты удобнее проводить по следующей прибли ­ женной формуле:

(228)

К- п. д. инерционного аккумулятора тем выше, чем интен­ сивнее ведется отбор энергии на полезную работу. Д л я дли­ тельной работы при м а л ы х значениях полезной мощности ха­ рактерен невысокий к. п. д. инерционного а к к у м у л я т о р а . В этих случаях д л я получения высоких значений к. п. д. эффективно снижение аэродинамических потерь и потерь в подшипниках .

Это

ж е необходимо

д л я длительного

сохранения

з а п а с а

кине­

тической

энергии в аккумуляторе .

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и

кратковременном

цикле

работы и

больших

мощно­

стях

снижение вредных

сопротивлений

не

о к а з ы в а е т

сущест­

венного

влияния

 

на

к. п . д . инерционного

а к к у м у л я т о р а .

 

В качестве

примера

приведем определение

к. п. д.

инер­

ционного

аккумулятора

с

п а р а м е т р о м

маховика,

аналогич­

ным

Электрогпро . Потеря

мощности

при помещении

махови­

ка в

воздушную

 

среду

в

данном

случае

составляет

 

около

25 л. с. Допустим, маховик выделяет йекоторую часть

энер ­

гии

(для

простоты

предполагается,

что изменение

скорости

незначительно и не влияет на потери мощности)

при

мощ ­

ности 1

л.

с ,

100

л.

с. и 1000 л .

с. К - п . д. инерционного

акку­

м у л я т о р а

в

этих

трех

случаях

соответственно

равен:

Ї]І =

= 0,0385; ri2 = 0,8;

т ) 3 = 0 , 9 8 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путем

заполнения

к а м е р ы в р а щ е н и я

маховика

водоро­

дом

удается

снизить потери мощности

до

5 л. с.

П р и

этом

к. п. д. д л я

упомянутых

случаев

равен:

rji=0,167 ;

 

T) 2 =0,943;

т]з=0,995 .

Следовательно,

заполнение

к а м е р ы в р а щ е н и я

раз ­

р е ж е н н ы м

водородом,

в

общем

сопряженное

с

большими

трудностями,

д а е т выигрыш к. п. д. в

первом случае

в

четыре

с лишним

раза,

во

втором — примерно на

17%,

в>

третьем

случае выигрыш

почти

не

ощутим .

 

 

 

 

 

 

 


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

С Р А В Н И Т Е Л Ь Н Ы Й А Н А Л И З И Н Е Р Ц И О Н Н Ы Х А К К У М У Л Я Т О Р О В Э Н Е Р Г И И

В настоящее время техника располагает значительным количеством типов аккумуляторов энергии, из которых наибо­

лее

распространены электрические и

механические (статичес­

кие

и динамические) . Кроме этих аккумуляторов энергии в

качестве накопителей энергии могут

использоваться различ ­

ные

тепловые аккумуляторы — нагретые тела, а т а к ж е веще­

ства, в ы д е л я ю щ и е тепло при реакциях . Электрическую энер­

гию можно т а к ж е

накоплять в электростатических

аккумуля ­

т о р а х — конденсаторах

и электродинамических — индукцион­

ных катушках . Необходимо заметить,

что

последние

могут

накопить значительное

количество энергии

и

сохранять

ее

длительный срок в условиях сверхпроводимости.

 

 

 

Ввиду того что наибольший интерес

д л я

совремейной

техники

представляют

первые два вида аккумуляторов, они

и будут

рассмотрены в

сравнении с наиболее распространен ­

ными автономными источниками энергии — двигателями

внут­

реннего

сгорания

( Д В С ) .

 

 

 

 

 

 

Выше была показана неприменимость пружинных стати­

ческих

аккумуляторов

д л я накопления значительных

коли­

честв

энергии. Следует

отметить, что

статические

аккумуля ­

торы

могут накопить большое количество

энергии

только

в


том

случае, если

рабочим телом

является'

газ,

т а к

как

 

он

о б л а д а е т м а л ы м модулем упругости и высокой

сжимаемостью .

 

Обычно пневматические а к к у м у л я т о р ы энергии представ­

ляют собой баллоны со с ж а т ы м

газом (воздухом),

снабжен ­

ные

соответствующим

двигателем

(цилиндр

с

поршнем,

диа ­

ф р а г м а ,

турбина

и пр . ) . Н а и б о л ь ш а я

работа

может

быть

по­

лучена от сжатого газа при его адиабатическом

расширении .

Удельная

энергоемкость сжатого

воздуха

(без

учета

веса

баллона)

равна

[ 7 1 ] :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

..

..ккал

1 Г

1 П

 

 

 

кет-к

 

 

е = т г = ( i „ - l k

) — — = ' И 6 2 3 • Ю - 3 ( i n - i k )

кг

'

 

 

 

 

G

v , »

! K /

 

кг

'

 

v n

 

к ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•229)

где

Е а б с о л ю т н а я

энергетическая

отдача

воздуха

при

его

расширении; G — вес

воздуха;

i„

и

— энтальпия

воздуха

в

начале

и конце расширения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

рис. 102,

103

представлены сравнительные

д а н н ы е

по

 

100

200

 

300 '

HDD

р^ата

О $

10 15

20

іі

ІО

35

НО

45

50

t,M

Рис.

102.

Удельная

энергоемкость

пневма­

тических

аккумуляторов при

максимальном

рас­

ширении:

/ — электрические

аккумуляторы,

2 —

пневмоаккумуляторы

(без

учета

веса

баллонов).

удельной энергоемкости д л я пневматических и электрохими ­ ческих а к к у м у л я т о р о в (на рис. 1 0 2 — п р и м а к с и м а л ь н о м рас ­ ширении, на рис. 103 при стабилизированном рабочем дав -


Рис. 103. Удельная энергоемкость пневмати­ ческих аккумуляторов при стабилизированном ра­

бочем

давлении:

/ — электрические

аккумулято­

ры, 2

— пневмоаккумуляторы

(без

учета веса

баллонов); Р = 5 0

ата; 3-го

же,

Р = 1 0 ата.

л е н и и ) . По осям абсцисс отложены давление в баллоне пнев­

матического

 

аккумулятора и продолжительность

р а з р я д к и

д л я электрохимического. Вес баллонов

не учтен.

 

 

К а к можно

видеть,

электрохимические

а к к у м у л я т о р ы об­

л а д а ю т преимуществами

перед

пневматическими

в

отношении

удельной энергоемкости. П о м и м о этого низкий

к. п. д. пневмо-

компрессоров

и

пневмодвигателей,

а т а к ж е

потери

адиабати ­

ческого тепла

(около

40%

энергии)

д е л а ю т

 

пневматические

а к к у м у л я т о р ы весьма неэкономичными.

 

 

 

 

 

'Применяются и н е в м о а к к у м у л я т о р ы

ч а щ е

всего

д л я стар­

товых

устройств на объектах, где необходима

высокая н а д е ж ­

ность

(самолеты,

танки

и

д р . ) ,

а т а к ж е ' н а

•взрыво'безотасном

транспорте

(воздуховозы) .

 

 

 

 

 

 

 

Р а с с м о т р и м

сравнительную

эффективность

инерционных

и электрохимических

аккумуляторов,

а т а к ж е

 

двигателей

внутреннего

сгорания.

В

качестве

критерия

эффективности

принята у д е л ь н а я мощность (мощность, отнесенная к массе установки) . Это обосновано тем, что н а ч а л ь н а я стоимость и