Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С//; да С г

Тогда

« 0 = ш, = - Л . .

( 2 1 6 )

П р и изменении угловой скорости

диска постоянных раз ­

меров (что соответствует такому ж е

изменению его о к р у ж ­

ной скорости) мощность вентиляционных потерь изменяется

пропорционально кубу скорости. Следовательно,

мощность

трения диска в подвижном к о ж у х е и подвижного

к о ж у х а в

неподвижном будет составлять '/8 мощности трения диска в

неподвижном

кожухе,

а с у м м а р н а я

потеря мощности на вен­

тиляцию при

наличии

подвижного

кожуха

составит

всего

25% потерь при одном

неподвижном

кожухе.

 

 

П р и установке в р а щ а ю щ е г о с я

кожуха

наряду с

услож ­

нениями конструкции возникают трудности при его конструи­

ровании и балансировке . Вследствие

этого

в р а щ а ю щ и й с я

ко­

ж у х применяется

в

основном на

крупных

ветродвигателях .

П р и р а з р а б о т к е

конструкции

инерционного

а к к у м у л я т о р а

необходимо предусмотреть высокое качество обработки

по­

верхности диска и кожухов, например их окраску

эмалевой

краской, а т а к ж е

оптимальные

з а з о р ы

между

диском

и

ко­

жухом .

З а з о р ы

целесообразнее

всего

 

в ы д е р ж и в а т ь

одинако ­

выми,

во и з б е ж а н и е дополнительных

потерь

на расширение

и с ж а т и е воздушного потока между

диском

и

кожухом .

 

 

§ 2. Потери в опорах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К а к было

отмечено, помимо

вентиляционных

потерь

сопротивление

вращению

маховика

вызывают

т а к ж е

потери

в подшипниках

маховика .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергия,

з а т р а ч е н н а я

на вращение

подшипников

под

нагрузкой, может

быть

определена по

в ы р а ж е н и ю :

 

 

 

 

 

 

Е п

=

М й а * = М„? ,

 

 

 

 

 

(217)

где со — угловая скорость вращения

маховика;

 

 

 

 

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' ?

=

f

< o ( t ) d t ^ S Ю |

 

 

+

' A t ;

 

 

 

(218)

 

 

 

6

 

 

і

 

-

 

 

 

 

 

 

 

М„ момент сопротивления

в подшипниках.

 

 

 


М о м е н ты сопротивления в подшипниках могут быть опре­ делены экспериментально по продолжительности их свободно­ го вращения ( в ы б е г а ) . Чтоб исключить влияние вентиляцион­ ных потерь, маховик разгоняют до небольшой скорости, соот­

ветствующей

окружной

скорости

2—5 м/сек,

при

которой

вентиляционные потери весьма малы .

 

 

 

 

 

 

 

Средний

момент

сопротивления в подшипниках

маховика

 

 

 

 

 

М п

= I

 

 

 

 

 

 

 

 

(219)

где

ы,пах—• н а ч а л ь н а я

угловая скорость

в р а щ е н и я

 

маховика;

t — продолжительность

выбега.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я подвеса маховиков

инерционных

аккумуляторов

при­

меняются ч а щ е всего

специальные

подшипники

с

понижен ­

ным

моментом

сопротивления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент сопротивления в подшипниках определяется по

следующей формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М п =

 

,

 

 

 

 

 

 

(220)

где

G — вес маховика;

f — коэффициент

трения

в

подшипни­

ках

качения,

равный

0,001—0,004;

d — диаметр в а л а

под под­

шипником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ^известен момент

сопротивления в подшипниках, то

коэффициент трения

можно определить по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

•> М

 

 

 

 

 

 

 

(221)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент

трения

в подшипниках;

 

на

маховиках

 

отечествен­

ных

гировозов

составляет

примерно

0,15—0,2

Гм

на

кило­

г р а м м

веса

маховика,

что

соответствует

коэффициенту

тре­

ния

0,0015—0,005. Н а маховике

рекуперативного

тормоза Ги-

ректа установлены

специальные

 

подшипники,

п о з в о л я ю щ и е

довести

'момент

трения

до

0,01

Гм на к и л о г р а м м

веса

м а х о ­

вика, что соответствует коэффициенту трения менее 0,0007.

Такие подшипники позволяют маховику свободно

в р а щ а т ь с я

до остановки

несколько

суток. Эт о

не

является

пределом.

Существует много способов снижения сопротивлений

в о п о - .

pax, как-то: принудительное д в и ж е н и е

обоймы и

вибрации

подшипников

качения,

применение

жидкостных

и

газовых

подшипников,

магнитного подвешивания

и др .

 

 


Н а н а ш взгляд,

наиболее приемлемым способом сниже­

ния потерь энергии

в подшипниках инерционного аккумуля ­

тора является магнитное комбинированное подвешивание ма ­ ховика, т. е. применение магнитной подвески с постоянными магнитами совместно с подшипниками качения. Эксперимен­ ты, проведенные на стендах с магнитным подвешиванием ма ­

ховика,

п о к а з а л и значительное

снижение

сопротивлений

в

подшипниках — до 20—25

раз . Ввиду

того

что

эксперименты

проводились

ка к на

металлическом, т а к и

на

неметалличес­

ком

стендах,

удалось

определить

величину

магнитных

потерь

в подвеске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и

вращении .маховика без магнитного

 

подвешивания

момент

сопротивления

в

подшипниках

составлял

около

0,03

Гм

на килограмм веса

(дл я сравнения

те

ж е

показате ­

ли

д л я

гпровозов — 0,15—0,2 Гм, дл я привода

Гиректа

0,01

Гм).

С

применением

магнитного

подвешивания

 

момент

сопротивления на металлическом

стенде составил 0,002

Гм'кг,

а на неметаллическим

стенде — 0,0014

Гм/кг.

 

 

 

 

 

 

С ростом угловой скорости потери в магнитной

подвеске

возрастают в зависимости от анизотропности

магнитного

по­

ля . Д л я конструкций

с оксидно - бариевыми

постоянными маг­

нитами в металлической обойме потерн на магнитные сопро­

тивления могут быть

вычислены

по следующей эмпирической

формуле:

 

 

 

 

 

 

Р =

К п 2 , вт/кг,

 

(222)

где Р — мощность

магнитных

потерь;

К — э м п и р и ч е с к и й

коэффициент д л я описанной конструкции,

например, К = 0 , 6 6 -

•10~ ! 0 вт/кг; п — число

оборотов

в минуту

в р а щ а ю щ е й с я

под­

вешенной детали .

 

 

 

 

 

П о м и м о магнитных

сопротивлений в разгруженных

ради ­

альных подшипниках качения подвески возникают сопротив­

ления, вызванные центробежной силой в р а щ а ю щ и х с я

шари ­

ков. Момент сопротивления в этом случае равен:

 

М п = % - U V ' D L A f,

(223)

где G m

— вес шариков

или роликов подшипника; f — коэффи ­

циент трения качения

в подшипнике; с о ц — у г л о в а я скорость

центров

шариков, определяемая по в ы р а ж е н и ю ;


где CUB — угловая скорость вала .

Считая, что д и а м е т р центров шариков D u примерно равен внешнему диаметру D b имеем:

log

Моменты сопротивлений, вызванные биениями вала, по­ терями в уплотнениях и некоторыми другими причинами, определяются исходя из конкретных условий.

Следует отметить, что применение магнитного подвеши­

вания

маховиков имеет смысл

только

при

вращении

их в

вакууме,

когда вентиляционные

потери

отсутствуют, а

под­

шипники

работают в

т я ж е л ы х

условиях

из-за

затрудненной

смазки,

недостаточного теплоотвода

и пр. В этом случае раз ­

грузка

подшипников

от постоянно

действующей составляю ­

щей веса маховика может значительно увеличить их долго­ вечность.

И м е я

данные о сопротивлениях

в подшипниках и от

вен­

тиляционных потерь, а

т а к ж е о сопротивлениях,

идущих

на

совершение полезной работы, можно определить

к. п. д. инер­

ционного

аккумулятора .

Мгновенное

значение

к. п. д. инер­

ционного

аккумулятора

можно представить к а к

отношение

полезной мощности или крутящего момента к полным значе­ ниям этого п а р а м е т р а :

 

 

N n J ,

М п

л

 

q

N 0

М 0

Значение

полезной

мощности

или крутящего момента

удобнее всего

з а д а т ь к а к функцию угловой скорости. В част­

ном случае эти

значения

могут быть

постоянными.

П о л н ы е значения крутящего момента и мощности рав ­

ны:

 

М 0

=

М п л + М а э р

+ М п ,

 

 

No =

N n „ + N a 3 p

+ N n ,

 

где N а э р ; М а э р

соответственно мощность и крутящий

мо­

мент, з а в и с я щ и е

от

аэродинамических потерь; N„ и М п


соответственно мощность н

крутящий момент,

з а в и с я щ и е от

потерь в

подшипниках.

 

 

 

Так

как приведенные

формулы

идентичны,

рассмотрим

только в ы р а ж е н и е

д л я крутящего момента.

 

П о д с т а в л я я в

формулу

к. п. д.

значения момента сопро­

тивления от аэродинамических потерь и в подшипниках, по­

лучим развернутое в ы р а ж е н и е

мгновенного к. п. д.

инерцион­

ного аккумулятора:

 

 

 

 

 

 

М

 

 

Ґ226)

т, =

 

!

 

.

Используя это

выражение, можно

построить зависимость

к. п. д. инерционного

а к к у м у л я т о р а

с з а д а н н ы м и

п а р а м е т р а ­

ми от угловой

скорости в р а щ е н и я маховика .

 

Д л я определения

полного к. п. д. инерционного

аккумуля ­

тора необходимо рассмотреть изменение з а п а с а

энергии в

нем в процессе работы .

 

 

 

Р а з о б ь е м

интервал соо—соп

на

оси абсцисс

на отрезки

А©. Изменение кинетической энергии на этом отрезке соста­ вит:

.

і ( 0 > к + |

= -

10,,= )

 

 

ЛЕ 0 = —

 

2 ^

=

K c P

A w

Отсюда полезная работа за отрезок Ди>:

 

ДЕ П Л =

1о)к с р т,Лси.

 

П о л е з н а я

работа за

интервал

а0соп :

 

Е,1 Л

=

I

\

 

 

 

 

 

"'о

 

 

П о л н а я кинетическая

энергия,

выделенная за этот интер­

вал:

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E o ^ l j

 

codecs I К ' "

"СУ.

ш 0

. Полный к. п. д. инерционного аккумулятора за интервал

« 0 — (On-