Файл: Гулиа Н.В. Инерционные аккумуляторы энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л . А. Кисина и К. В. Чебышева

предложили

д л я расчета

аэродинамических

потерь

при вращении тонких

дисков

еле-'

д у ю щ у ю эмпирическую формулу:

 

 

 

 

 

 

N =

a p ( , ) 3 D 5 ( l

+ 3 , 9 - ^ - )

л . с ,

 

 

 

(203)

где а — о п ы т н ы й

коэффициент; р — массовая

плотность

возду­

ха; со — угловая

скорость

в р а щ е н и я

диска; D — д и а м е т р

дис­

ка; Ь -— толщина диска.

 

 

 

 

 

 

Теоретическим

путем

получена

другая

формула

 

д л я

определения

аэродинамических потерь:

 

 

 

 

N

=

^1 + 5 - j j j p y D 2 u 3 - 1 0

л. с ,

 

 

 

(204)

где у — удельный

вес воздуха; и — о к р у ж н а я

скорость

диска.

Эту формулу можно применять д л я тонких дисков при соот­

ветствующем значении

коэффициента fi:

К а к показывают рассмотренные выше исследования, мощ­

ность, з а т р а ч и в а е м а я

на аэродинамические потери, увеличи­

вается с увеличением относительной ширины диска. М а х о в и ­ ки, применяемые д л я инерционных аккумуляторов, имеют относительную ширину во много раз большую, чем у дисков.

Поэтому определение величины

аэродинамических потерь

маховиков д о л ж н о производиться

с учетом влияния цилиндри­

ческих поверхностей маховиков. Ввиду того что расчет аэро ­

динамических потерь д л я .маховиков

сложной ф о р м ы по выше­

приведенным ф о р м у л а м произвести

невозможно, Н . Н. Пету-

ховым [84] было предложено вести

расчет

по т а к

называемо ­

му эквивалентному

диску.

 

 

 

 

Если рассмотреть реальный маховик сложной

формы и

равноценный

ему

по

аэродинамическим

потерям

маховик-

диск (см. рис.

45),

то

связь

м е ж д у

их п о к а з а т е л я м и выразит ­

ся следующим

образом .

 

 

 

 

Б о к о в а я поверхность трения "реального маховика:

 

 

 

S1 =

2 n R 2 .

 

 

С у м м а р н ы е цилиндрические поверхности реального ма­

ховика:

 

S 2 = 2 n R H + 2 n r ( H - h ) .

.

 

 

 

 

14*

211


О б щ а я поверхность

трения

о

воздух в р а щ а ю щ е г о с я ма ­

ховика:

 

 

 

 

 

 

S o 6 u i

=2 . uR 2 + 2 K R H + 2 ЯГ ( Н — h ) .

 

r

 

h

 

к

эя

 

= а

и —

=

b , получим:

S o 6 l u = 2 i t R 2 + 2 n R H + 2 и а ( H - b H ) R,

S o 6 u , = 2 n R [ R + H + a ( H + b H ) ] .

О б щ а я поверхность

трения

реального

м а х о в и к а

 

равна

поверхности трения эквивалентного маховика - диска

диамет ­

ром D 3 K B

, относительной

шириной

которого

можно

пре­

небречь.

Таким

образом,

боковая

поверхность трения

эквива ­

лентного

маховика - диска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SSKB '

S0oiu ~

2к RgKB ".

 

 

 

 

Р а д и у с эквивалентного

маховика - диска:

 

 

 

 

 

R s K B 2 = R 2 + R H [ l + a ( l - b ) ] .

 

 

 

П о д с т а в л я я

значение

 

= С , получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г = ~ f = / ' 1 + С [ 1 Ч - а ( " 1 = ь Л ,

 

 

 

где z — коэффициент

эквивалентности

по

аэродинамическим

потерям .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

реальных маховиков коэффициент

эквивалентности

z .изменяется в

небольших

пределах,

примерно

от 1 д о 1,5.

П р и м е н я я этот

коэффициент, можно

произвести

анализ

и вы ­

явить аэродинамические

потери

реальных

маховиков

 

по из ­

вестным

ф о р м у л а м д л я тонких

дисков.

 

 

 

 

 

Используя вышеприведенные зависимости, получаем фор­

мулу д л я определения

момента

аэродинамических сил сопро­

тивления

вращению :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М аэр

9,2(1

і ok) ^>э к в

Рэкв2 Цзкв3 * 1Q

кГм

 

(9(35)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где l < = ~ g " — Д л я тонких

дисков равен в среднем 0,03;

 

 

 

 

о

_

fэкв '•

| П

о

 

 

 

 

 

 

;

э к

в _

750 g

Ш

'

 

 

 

 


где, в свою

очередь, С ; э к в определяется по формуле д л я тур­

булентного

потока:

0,0365

Сfa ко

ачисло Рейнольдса подсчитывается по формуле:

 

 

 

 

 

Re3

^экв RBKB

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где,

согласно

приведенному

R 3 : ( B

Rz и и э к в

=

R 3 K a ш >

Н . Н. Петухов

рекомендует применять д л я

подсчета

аэроди­

намических сил

'сопротивления

в р а щ а ю щ е г о с я м а х о в и к а

сле­

д у ю щ у ю

приближенную ф о р м у л у :

 

 

 

 

 

 

 

 

М а 9 р

= 5 | 3 D 3 u 2 z 4 - 1 0 - 5 ,

кГм.

 

 

 

(206)

 

Д л я

маховиков,

 

в р а щ а ю щ и х с я в

невоздушной

среде,

эта

ф о р м у л а

принимает

 

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М а

э

р = A | 3 D 3 u 2 z 4 - 1 0 - 5 ,

кГм.

 

 

 

Коэффициент А здесь характеризует среду, в которой

м а х о ­

вик

в р а щ а е т с я .

Д л я

воздуха

А — 5;

д л я

водорода

А = 0 , 5 1 ;

д л я

гелия А = 0,69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погрешности в

 

расчетах при пользовании этими

форму ­

л а м и не превышают

 

10—12%, ч а щ е всего они составляют

5%.

 

С н и ж е н и е

вентиляционных потерь

в

к а м е р е

в р а щ е н и я

маховика может значительно увеличить эффективность инер­

ционных аккумуляторов .

Известно,

что помещение маховиков

в водородную,

гелиевую

или

р а з р е ж е н н у ю среду

снижает

вентиляционные

потери. Н а

рис.

101 приведены

полученные

В. П. Ветчинкиным экспериментальные зависимости

момента

аэродинамических сопротивлений

в р а щ е н и к г

диска от его

угловой скорости в различных средах. Кривые 1, 2, к 3 соот­

ветствуют в р а щ е н и ю

маховика в воздушной

и

водородной

средах.

 

 

 

 

 

 

 

З а м е н а воздуха

в

к а м е р е в р а щ е н и я маховика

водородом

или

р а з р е ж е н н ы м

газом,

как это видно из графиков,

дает

большой выигрыш . О д н а к о

техническое решение

такой

каме ­

ры

в р а щ е н и я о к а з ы в а е т с я

настолько сложным,

что

может

быть оправдано только в установках высокой мощности, при­ мерно свыше 100 кет.

Б о л е е простым средством снижения вентиляционных по-


 

 

Рис. 101. Кривые выбега маховиков по дан­

 

 

ным

проф. В. П. Ветчинкина: / — воздух, 2

во­

 

 

дород, 3 — разреженный

водород.

 

 

 

терь,

ка к было

у ж е отмечено,

является

установка

м е ж д у

дис­

ком

маховика

и неподвижным

кожухом

дополнительного

вра­

щающегося кожуха . Этот метод л нашел применение в кон­

струкциях инерционных

аккумуляторов

на ветродвигателях .

Н и ж е приводится расчет

потерь

при использовании дополни­

тельного в р а щ а ю щ е г о с я

кожуха

[98] .

 

Допустим, что абсолютная

угловая

скорость диска — wj,

а кожуха — сог - Тогда относительная угловая скорость диска

o)o=o)i—иг.

Э л е м е н т а р н а я

сила трения о

воздух

dP,

дейст­

в у ю щ а я на

кольцо

радиусом г и толщиной

dr, будет

р а в н а :

 

 

d P = C / v 2 n r d r ~

,

 

 

(207)

где С/ — аэродинамический

коэффициент трения

диска о воз­

дух; у — удельный

вес воздуха; и = ш о г .

 

 

 

Элементарный

момент

трения

относительно

оси

равен:

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

dM =

n r 4

C / y ^g- d r .

 

 

(208)

Полный

момент

трения

д л я двух торцовых

поверхностей

равен:

 

 

 

 

 

4 ^

 

 

 

 

R

 

 

 

 

 

 

 

М т =

2 [

Q

т \

« v dr =

П ~ -

2 -

(209)


Аналогично можно определить

момент

трения

на

ци­

линдрической поверхности

радиуса

R:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

им2

 

 

 

 

 

 

(210)

 

 

M„ = i r R « C f T b - ^ - ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

где b — толщина

диска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а м е н я я b =

2kR,

имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M a

= ^ B L k v ,

 

 

 

 

( 2 i i )

где к отношение т о л щ и н ы диска

к его

диаметру .

 

 

Суммарный

момент трения диска

о воздух:

 

 

 

 

 

с

й = 2 С Ж ( к +

| ) .

 

 

. ( 2 1 2 )

 

 

м

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналогично определяется момент трения о воздух внеш­

ней поверхности

в р а щ а ю щ е г о с я к о ж у х а :

 

 

 

 

 

 

М с к

= ^ р 1 и , 2 ( к к

+

^ . ) .

 

 

 

(213)

Здесь все обозначения с индексом к относятся к

в р а щ а ю ­

щемуся

кожуху .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и установившемся движении

М с д

= М С 1 С . Согласно

это­

му:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C / R W (k + ~^j =

CfllRh5u>22[kk

 

- f -jj.

 

 

 

(214)

С

погрешностью,

не

превышающей

2—3%,

можно

при­

нять,

что

R « R / ,

и kft==k,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C , C O o 2 = C y ? i C 0 2 2 .

 

 

 

 

 

 

Отсюда

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ L =

l / % L .

 

 

 

 

 

 

( 2 1 5 )

 

 

 

2

 

у

Cf

 

 

 

 

 

 

 

В том случае, когда качество

обработки

поверхностей

диска

и к о ж у х а

примерно

одинаково,

а

з а з о р ы м е ж д у

диском

и в р а щ а ю щ и м с я

к о ж у х о м 1

с

одной

стороны,

и

в р а щ а ю щ и м с я

и неподвижным кожухом, с другой стороны, равны, с доста­ точным приближением может быть принято, что