Файл: Гольдин И.И. Основы технической механики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уравнения равновесия, получим, что каждая из реакций равна Р/2.

Применяя многократно метод сечений, вначале рас­ смотрим равновесие отсеченных частей балки, расположен­ ных правее любого из сечений, проведенных на участ­ ке от правого конца балки до середины пролета. Ре­

зультат

очевиден:

если

на

конце

 

балки

момент

равен

 

 

 

p

 

 

нулю, то к середине пролета

 

 

 

 

 

он

возрастает

 

 

до

значе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

- ~ . Затем точно также

X - 7

 

 

 

 

 

 

рассмотрим

равновесие

от­

 

 

 

 

 

 

 

сеченных

 

частей

балки,

 

 

 

 

 

 

 

расположенных

 

левее лю­

 

 

 

 

 

 

 

бого из сечений,

проведен­

 

 

 

 

 

 

 

ных на участке от левого

 

 

 

5)

 

 

 

конца

балки

до

середины

 

 

 

 

 

 

 

пролета. Результаты

будут

 

 

 

 

 

 

 

аналогичными. Выбрав мас­

 

 

 

 

 

 

 

штаб

единицы

момента

и

О-

 

 

 

 

 

•0

установив, что изгибающий

 

 

 

 

 

 

 

момент

положителен,

от­

Рис. 219. Построение эпюры изги­

ложим

вверх от оси орди-

бающих

моментов для

двухопорной

 

 

Р1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

балки:

 

 

нату

4

и

построим

эпюру

а — исходная схема,

б — силы,

прило­

Ми

(рис.

219,

в).

 

 

женные

к

балке,

в

— эпюра изгибаю­

 

 

 

 

щих

моментов

 

По эпюре видно, что в

 

 

 

 

 

 

 

данном

случае

опасное

се­

чение

в

середине пролета, а момент Ми

в опасном сечении

 

Р1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равен

 

Именно эту

величину

надо

будет

 

подставить

в расчетное уравнение при проектном или проверочном

расчете такой

балки на изгиб.

 

§

148.

Понятие о продольном

изгибе

Рассматривая

деформацию сжатия,

мы отмечали, что

она возникает при действии на брус сил, направленных по его продольной оси навстречу друг другу. При этом мы по­ лагали, что поперечные размеры бруса мало отличаются от его продольных размеров.

Если поперечные размеры бруса будут во много раз меньше его длины (брус в подобных случаях называют стержнем), то возникает несколько иная картина деформа-

310


ции. При малой силе стержень действительно подвергается сжатию и его ось будет оставаться прямолинейной. Однако увеличивая силу, можно подойти к такому ее значению, которое выведет стержень из устойчивого положения; его

ось станет

криволинейной — произойдет п о т е р я

 

у с ­

т о й ч и в о с т и

с т е р ж н я

(рис.

220).

Естественно,

что

работоспособность

де­

 

 

 

 

 

 

тали при этом будет нару­

 

 

 

 

 

 

шена. Деформация стерж­

 

 

 

 

 

 

ня, являющаяся

следстви­

 

 

 

 

 

 

ем

потери

его

устой­

 

I

 

l

i

 

чивости

 

под

действием

 

 

 

 

сжимающих сил, называет­

 

 

 

 

 

 

ся п р о д о л ь н ы м и з ­

 

 

 

 

 

 

г и б о м .

 

Сила,

которая

 

 

 

 

 

 

соответствует

моменту

пе­

 

 

 

 

 

 

рехода из

устойчивого по­

 

 

 

 

 

 

ложения

в неустойчивое,

 

 

 

 

 

 

называется

 

к р и т и ч е ­

 

 

 

 

 

 

с к о й

с и л о й ,

а

на­

 

 

 

 

 

 

пряжение сжатия,

соответ­

 

 

 

 

 

 

ствующее этой критической

Рис.

220.

Про­

Рис. 221.

Про­

силе, называется

к р и т и ­

дольный

изгиб

дольный

 

изгиб

ч е с к и м

н а п р я ж е ­

стержня, жестко

стержня

с

шар­

н и е

м. Практика

показы­

закрепленного

нирными

опора­

одним концом

ми

 

вает,

что

это

напряжение

 

 

 

 

 

 

меньше обычного предельно-опасного напряжения, ориенти­ руясь на которое выбирают допустимые напряжения при сжа­ тии. Следовательно, чтобы расчет на прочность при сжатии одновременно гарантировал устойчивость, допускаемые на­ пряжения на сжатие при таком нагружении стержней сни­ жаются в зависимости от соотношения длины и поперечных размеров стержня и от способа закрепления его концов. Например, стержень, закрепленный как показано на рис. 221, менее устойчив, чем стержень на рис. 220.

§ 149. Понятие о сложном сопротивлении

До сих пор мы рассматривали случаи простых деформа­ ций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, поперечный

и продольный изгибы. Однако

отдельные

детали

машин

могут испытывать одновременно

несколько

простых

дефор­

маций — такое состояние называется с л о ж н ы м

 

с о ­

п р о т и в л е н и е м . Наиболее часто встречаются

сле-

311


дующие комбинации простых деформаций: растяжение с из­

гибом и

изгиб с кручением.

Р а с

т я ж е н и е

с и з г и б о м . Если невесомый

брус нагружен так, как показано на рис. 222, то ясно, что имеет место обычная деформация растяжения. Если такой же брус нагрузить так, как это показано на рис. 223 (теперь это балка), то также ясно, что будет обычная деформация

Рис. 222. Растяжение бруса

Рис. 223. Поперечный изгиб

 

балки

поперечного изгиба. А если нагружение будет таким, как на рис. 224? Определить вид деформации в этом случае нетрудно, если предварительно разложить заданную силу Р на две составляющие Рх и Р 2 (рис. 225). Тогда становится ясным, что нагружение аналогично сумме двух первых нагружений, а значит, и напряженное состояние будет соот­ ветствовать одновременному появлению напряжений рас­ тяжения и напряжений изгиба. Проанализируем действие силы Р х .

Рис. 224. Сложная деформация

Рис. 225. Разложение силы, вы-

балки

зывающей сложную деформацию

 

балки

При деформации растяжения все сечения по длине бруса равноопасны и все точки в сечениях равноопасны. Равно­ действующая внутренних сил N = Pv Величину напряже­ ния можно подсчитать так:

где F — площадь

поперечного

сечения

бруса.

 

Проанализируем

действие силы Р 2 .

опасно

сечение

В этом случае

нагружения

наиболее

в заделке (там наибольший изгибающий момент Мп

= Р3 /),

312


И в этом сечении наиболее опасны точки, дальше всего рас­ положенные от нейтральной оси. Напряжение в этих точках определяется так:

ч и max — — j j p — ,

где Рг1 — изгибающий момент в заделке;

W — осевой момент сопротивления сечения изгибу. Нормальные напряжения ар и ои m a x можно складывать алгебраически (они направлены по одной прямой). Оче­ видно, что в итоге наиболее опасным будет сечение в за­ делке, и в этом сечении наиболее опасными будут те точки, в которых напряжения суммируются, т. е. там, где у них

будет одинаковый знак.

_

Рг

,

Р4_

С сум —

- -Т

w

Если, например, балка

имеет

прямоугольное сечение

(рис. 226), а нейтральной осью является ось г—г, то опас­

ные точки

лежат

на линии а—а'.

И з г и б

с к

р у ч е н и е м . Этот вид сложной дефор­

мации встречается очень часто. Все валы, безусловно, ис­ пытывая деформацию кручения, вместе с тем подвергаются деформации изгиба под действием усилий, передаваемых зубчатыми колесами, ремнями и т. п., элементами раз­ личных передач (не говоря уже об изгибе от действия силы тяжести). Убедиться в этом можно после анализа следующей схемы. На рис. 227, а изображен вал с зубчатым колесом, последнее находится в зацеплении с другим колесом. К валу приложен внешний вращающий момент М, под действием

которого

в зацеплении

колес возникает окружное усилие

Р. Совершенно

очевидно, что это усилие, умноженное на

радиус

колеса,

создает

противодействующий момент, и

в результате вал испытывает деформацию кручения. Вос­ пользуемся известным нам из статики правилом параллель­ ного переноса силы и перенесем силу Р в центр колеса, чтобы узнать, какое действие оказывает эта сила на вал,

В результате переноса (рис. 227, б) получим пару сил, которая создает противодействующий момент (скручиваю­ щий момент), а также силу Р, изгибающую вал в горизон­ тальной плоскости. В подобных случаях — совместного действия изгиба и кручения — нельзя, как это мы сделали при совместном действии изгиба и растяжения, алгебраи­ чески суммировать напряжения в опасных точках, так как

313