Файл: Волков Е.Б. Основы теории надежности ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава VII

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

7. 1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

Бурное развитие техники, повышение степени автоматизации процессов управления, повышение роли и стоимости решаемых задач привели к созданию сложных многофункциональных авто­ матических систем. Современная двигательная установка вклю­ чает большое количество агрегатов, системы запуска и выключе­ ния, системы регулирования параметров, в которых происходят разнообразные процессы (тепловые, механические, электриче­ ские и др.), п является но существу сложной многофункциональ­ ной автоматической системой.

Сложные системы требуют нового подхода к их эксплуата­ ции и, в частности, к решению задач эксплуатационно-техниче­ ского контроля.

Необходимость нового подхода диктуется значительным уве­ личением объема информации, характеризующей состояние си­ стемы, скорости протекания рабочих процессов, которые превос­ ходят человеческие возможности контроля работоспособности системы. Новый подход к решению задач эксплуатационно-тех­ нического контроля в первую очередь сказывается па методах выполнения контроля, требует разработки новых систем, которые обеспечивают объективный контроль состояний объектов без вмешательства человека, т. е. автоматический контроль.

Условимся называть систему, которая подвергается автомати­ ческому контролю, объектом контроля пли просто объектом.

Автоматический контроль — это выполнение без участия че­ ловека операций по определению работоспособности, обнаруже­ нию неисправностей, распознаванию отказов п прогнозированию изменения состояния контролируемого объекта.

Для решения задач автоматического контроля создаются специальные автоматические системы контроля.

Автоматические системы контроля основаны на предположе­ нии, что объекты являются детерминированными, т. е. каждому состоянию объекта соответствуют вполне определенные его внешние проявления и, наоборот, каждому диагностическому сигналу соответствует вполне определенное техническое состоя­ ние объекта.

В зависимости от решаемых задач автоматические системы контроля можно классифицировать по их назначению.

I. Системы контроля работоспособности

Работоспособность — это такое состояние объекта, при кото­ ром он соответствует всем требованиям, установленным в отно-

.290


шенин основных параметров. Система контроля работоспособ­ ности устанавливает факт работоспособности или потери се объ­ ектом. Контроль работоспособности объекта принципиально можно осуществить разными методами.

1. По состоянию элементов. Состояние отдельных элементов определяют в результате комплекта измерении параметров, ха­ рактеризующих работу элементов, п анализа результатов этих измерении.

2. По реакции объекта на рабочие пли специальные сигна­ лы. На вход объекта подаются сигналы, и состояние его опре­ деляется по степени отклонения статических и динамических ха­ рактеристик в период контроля от номиналов.

Статические характеристики объекта могут быть получены при введении на вход его специальных контрольных сигналов.

Динамические характеристики (временные и частотные), оп­ ределяются в контрольном режиме по реакции объекта на сти­ мулирующие сигналы или в рабочем режиме статистическими методами. В качестве стимулирующих сигналов могут быть вы­ браны ступенчатые или импульсные входные воздействия, по которым определяются временные характеристики, и гармониче­ ские сигналы, по которым определяют частотные характери­ стики.

2. Системы обнаружения неисправностей.

При обнаружении неисправностей решается задача выявле­ ния причин потери работоспособности системы. Все методы об­ наружения неисправностей можно разделить на три группы: методы индикации, методы поиска неисправностей и методы аку­ стической диагностики.

При

применении м е т о д о в и н д и к

а ц и и в контролируе­

мом объекте размещается определенное

количество

датчиков,

которые

обеспечивают индикацию неисправности в

случае ее

возникновения. Датчики могут конструктивно включаться в кон­ тролируемый объект пли в систему контроля. В первом случае

датчики

являются встроенными,

во втором — невстроенными.

Иногда

применяются датчики,

которые выполняют рабочие

функции в контролируемом объекте, такие датчики называются м о д у л я м и и н д п к а ц н н и ей с п р а в н о е т е й.

В м е т о д е п о и с к а неисправности обнаруживаются в процессе выполнения ряда контрольных операций, осуществляе­ мых по разработанной стратагеме. Стратегия поиска основывает­ ся на известных статистических характеристиках элементов или на данных анализа структуры контролируемого объекта. Стати­ стические данные позволяют составить стратагему поиска по сте­ пени надежности контролируемых элементов объектов, по мак­ симуму получения информации. Анализ структуры объекта мо­ жет быть выполнен на основе исследования методами матема­ тической статистики или методами инженерно-логического

Ю*

291


анализа с учетом особенностей конструкции и условий эксплуа­

тации.

При а куст, , чес ком м е т о д е о состоянии объекта мож­ но судить по характеристикам шума, создаваемого работающей системой. Для этого производится спектральный анализ шума и определяются автокорреляционные функции. По характеристи­ кам корреляционной функции можно определить состояние систе­ мы [1].

3. Система распознавания отказов (системы распознавания образов)

Перечисленные выше системы фиксируют только определен­ ное явление (работоспособность, неисправность), по не опре­ деляют количественные их характеристики.

В некоторых, особенно сложных п ответственных объектах, работающих в специфических условиях при отсутствии опера­ тора, установить факт работоспособности или отказа не явля­ ется решением задачи. Например, в ходе отработки объектов первостепенной важности задачей является установление при­ чин потери работоспособности и отказов. Это необходимо для определения мероприятий организационного пли конструктивно­ го характера по устранению причин потери работоспособности и повышению надежности объектов.

Для решения указанной задачи применяются системы распо­ знавания образов, которые должны обладать следующими воз­ можностями:

большим числом воспринимаемых параметров внешнего воздействия;

широким диапазоном изменения параметров;

способностью системы адаптироваться к условиям приме­ нения и самонастраиваться.

Автоматическая система распознавания отказов должна включать: входное устройство, воспринимающее всю совокуп­ ность параметров рабочего процесса; устройство принятия реше­ ния, которое сравнивает текущую ситуацию с ранее фиксиро­ ванной и принимает решение о наличии того или иного явления; обучающее устройство, управляющее перенастройкой распозна­ ющей системы.

Система распознавания образов решает следующую задачу: по результатам ограниченного числа измерений параметров объ­

екта необходимо принять о п т и м а л ь н о е решение о принад­ лежности его состояния к тому или иному классу общей сово­ купности состояний.

4.Системы прогнозирования состояний объектов

Сцелью предупреждения потерн работоспособности объекта можно по результатам контроля прогнозировать изменения его

292


состояния, т. е. предсказать характер изменения работоспособно­ сти в будущем. Методы прогнозирования рассмотрены в п. 6.2.

5.Системы аварийной защиты

Втом случае когда, кроме прогнозирования состояния объ­ екта, необходимо воздействовать на пего при возникновении аварийного состояния с целью прекращения работы или пере­ вода на безопасный режим, применяются специальные системы, называемые системами аварийной защиты. Таким образом, си­ стемы аварийной защиты представляют собой совокупность

систем прогнозирования с исполнительными устройствами, воз­ действующими на объект при возникновении в нем аварийных состояний.

В качестве примера подобной системы может быть рассмот­ рена система «оперативного управления полетом» (ОУП), пред­ ложенная для повышения надежности работы ракеты-носителя

«Сатурн-VI» [9].

Система ОУП в течение всего периода активного полета, т. е. полета с работающими двигателями, непрерывно измеряет пара­ метры, определяющие правильность функционирования систем, сравнивает их с запрограммированными значениями этих пара­ метров. Когда разница между запрограммированными и фак­ тическими значениями параметров может привести к невыпол­ нению задачи, ОУП вмешивается в работу систем.

Система ОУП имеет датчики и преобразователи для опреде­ ления текущих значений параметров и запоминающее устройст­ во, в котором заложены данные о том, какие значения должны иметь параметры для нормального функционирования системы.

В результате сравнения программы с текущим состоянием вырабатывается корректирующее воздействие на систему с це­ лью предупреждения возможных катастрофических последствий отказов.

Программа работы ОУП составлена на базе подробного ана­ лиза возможных неисправностей системы. В результате анали­ зов отказов составлены перечни признаков, которыми сопровож­ дается отказ или по которым можно установить предстоящее наступление отказа, т. е. симптомы его наступления.

Перечни признаков имеют вид матриц. Матрицы составля­ ются в два этапа: матрицы отказов — симптомов и матрицы сим­ птомов — показаний чувствительных элементов, которыми эти симптомы могут быть замечены. В заключение составляется ито­ говая матрица отказов-показаний чувствительных элементов. Каждой строке итоговой матрицы соответствует определенное корректирующее воздействие. Это воздействие планируется зара­ нее, и команда на его выполнение подается вычислительным устройством.