Файл: Лекции Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании налоговых преступлений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) оценка фактических данных акта.

Соглашаясь с таким делением, отметим, что наиболее важной в рассматриваемом аспекте является последняя часть — оценка фактических данных. В этом плане необходимо проанализировать все три части акта: вводную, описательную и итоговую (резолютивную).

Во вводной части, наряду со сведениями о проведенной проверке и проверяемом налогоплательщике, должны содержаться:

- сведения о методике проведения проверки по степени охвата первичных документов (сплошная, выборочная), с указанием основных видов проверенных документов;

- оценка организации и состояния бухгалтерского учета у проверяемого налогоплательщика в проверяемом периоде, соответствие этого учета действующим нормативным актам;

- указание видов налогов и сборов, которые проверялись с описанием базовых величин проверки (выручка и затраты, доходы и расходы и т. п.).

Все факты, изложенные во вводной части акта, должны быть подтверждены документами, прилагаемыми к акту. В последующем эти документы могут быть использованы как доказательства в процессе расследования.

В описательной части акта должно содержаться систематизированное изложение выявленных в результате проверки фактов нарушений налогового законодательства. Конкретные факты должны излагаться со ссылками на конкретные первичные документы. Каждый факт выявленного нарушения налогового законодательства должен содержать описание механизма налогового правонарушения. Желательно, чтобы в акте было проведено сопоставление данных бухгалтерского учета с показателями налоговой отчетности. Это поможет правильно оценить действия налогоплательщика в ходе решения вопроса о возбуждении уголовного дела и в процессе расследования.

При изучении описательной части акта налоговой проверки важно обратить внимание на те исследовавшиеся проверяющими документы, в которых могут и должны содержаться прямые и косвенные признаки налоговых преступлений (рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, бухгалтерские справки и т. д.).

В итоговой части акта должны быть сгруппированы выявленные проверкой факты, которые по каждому налогу и правонарушению должны быть обобщены за отдельный период. Итоговая часть должна содержать сумму неуплаченного или недоплаченного налога, а так же с учетом изменений, внесенных Федеральным законом №162-ФЗ, касающихся его размера, указание на процентное соотношение неуплаченного налога от общей суммы налога, подлежащего уплате, по
яснения или возражения налогоплательщика либо мотивы его отказа от подписания акта проверки.

К акту документальной проверки прилагаются:

  • утвержденный руководителем налогового органа перечень вопросов, подлежащих проверке у налогоплательщика;

  • материалы встречных проверок (акты, справки и т. д.);

  • расчеты по видам налогов, составленные проверяющим с отметками об ознакомлении с ними налогоплательщика;

  • копии или подлинники документов, подтверждающих факт нарушения налогового законодательства;

  • справка о месте нахождения филиалов, представительств, других обособленных подразделений с указанием их адресов, ИНН, заверенная налогоплательщиком;

  • сведения о наличии денежных средств в кассе или на расчетном счете, стоимости имеющегося у налогоплательщика имущества;

  • справка о размере уставного капитала, составе учредителей организации и долях их вкладов в уставный фонд;

  • справка ИНН, копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в проверяемый период;

  • объяснения налогоплательщика по обстоятельствам, изложенным в акте;

  • иные материалы, подтверждающие факты налоговых правонарушений и связанных с ними обстоятельств.

Изучение актов налоговых проверок показало, что наиболее распространенными, типичными недостатками, содержащимися в них, являются:

  • нарушение методики проведения проверок и неправильное трактование налогового законодательства проверяющими;

  • неполнота изложения механизма нарушения налогового законодательства налогоплательщиком;

  • неполнота исследования документов, формирующих налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика, и следующая из этого необоснованность выводов;

— расхождения в формулировках выявленных правонарушений с их формулировками в НК РФ.

При наличии таких недостатков в изучаемых актах налоговых проверок для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении следует назначать повторные или дополнительные документальные проверки.

Анализ прекращенных уголовных дел свидетельствует о том, что не являются исключением ситуации, когда имеют место расхождения в выводах актов налоговой проверки и заключениях судебно-бухгалтерских экспертиз. Из-за отсутствия всех необходимых признаков объективной стороны преступления, а именно размера неуплаченного налога, достаточного для привлечения лица к уголовной ответственности, прекращено 28,6% изученных нами дел. Так, уголовное дело № 200320210/32 возбуждено в отношении руководителя ЗАО «Радуга Плюс» Инчоль Г.Н., которая, осуществляя торговую деятельность и деятельность по обслуживанию населения, путем занижения выручки от реализации продукции, уклонилась от уплаты налоговых платежей в сумме 559 324 рубля. Уголовное дело прекращено по п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ в связи тем, что в ходе проведения экспертизы последней были дополнительно представлены документы, не учтенные при проведении налоговой проверки. При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовному делу 200220507/56 в отношении Слинкиной А.В. установлено, что сумма неуплаченных налогов составляет 16 422 рубля, что свидетельствует об отсутствии объективной стороны преступления, предусмотренного ч.1 ст. 198 УК РФ, тогда как согласно акту проверки налогоплательщика сумма неуплаченного налога составляла 97 250 рублей. Можно выделить, как минимум, две причины такого несоответствия: недостоверность выводов налоговых проверок в силу указанных выше недостатков и неполнота доследственной проверки, в результате чего в ходе следствия представляются новые документы, подтверждающие правильность уплаты налогов налогоплательщиками.


В акте налоговой проверки не всегда могут быть полно изложены обстоятельства необходимые для принятия решения о возбуждении уголовного дела, что обязательно потребует проведение доследственной проверки. Особенно будут требовать проверки материалы, поступившие из других указанных источников. Характер и содержание такой проверки будет зависеть от исходных ситуаций, возникающих до возбуждения уголовного дела:

1. Первичная информация имеет негласный характер и поступила из конфиденциальных источников.

2. Информация официально поступила из ИМНС и других органов и имеет гласный характер.

3. При расследовании другого уголовного дела в отношении руководителей иного хозяйствующего субъекта получена информация о налоговом преступлении. требующая выделения материалов для дополнительной проверки (ст. 155 УПК России).

Доследствення проверка во второй и третьей ситуациях будет проводиться в порядке ст. 144 УПК России и иметь схожий алгоритм разрешения. Основное внимание уделяется открытым (гласным) действиям, осуществляемым до возбуждения уголовного дела: ревизии, аудиторские проверки по заданиям налоговой инспекции, службы УНП; запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов оперуполномоченными службы УНП; получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем «проверочных закупок»; получение объяснений от должностных и материально ответственных лиц. Указанная проверка проводится в соответствии с процессуальным законом (ст.144,145 УПК РФ) и Инструкцией о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденной приказом МВД России №177 от 16 марта 2004 г.

Существенная роль в ходе выполнения как гласных, так и негласных проверочных действий отводится специалистам. Такие специалисты, как бухгалтер, ревизор, аудитор, могут дать консультацию по вопросам: определения вида документа и его относимости к данному расследованию; установления того, кто из должностных лиц мог быть причастен к составлению конкретного документа; каким образом может быть истолкована собранная информация; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т.п.

Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то типичными вопросами являются: какова величина сокрытой части налогооблагаемой прибыли; какова сумма неуплаченного налога; каким образом скрывался налогооблагаемый доход; какова продолжительность выявленных налоговых правонарушений; что способствовало их совершению.


В ходе любого из перечисленных выше проверочных действий должны приниматься меры, обеспечивающие: сохранность документов, в особенности тех, которые предстоит изъять; подбор свободных образцов (прежде всего, подписей должностных лиц); поиск всевозможных черновых записей; нейтрализацию противодействия следствию (проверке). Такое противодействие возможно в самых различных формах: уничтожение документов и вещественных доказательств, инсценировка несчастных случаев в отношении имущества или людей; утаивание партнеров по нелегальному бизнесу; прямые угрозы свидетелям, специалистам, инспекторам, оперативным работникам.

Результат проверочных действий на стадии доследственной проверки напрямую зависит от состояния взаимодействия следствия и оперативно-розыскных служб. Вопросы взаимодействия подробно регламентированы Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии преступлений, утвержденной приказом МВД России №334 20 июня 1996 г. и временной инструкцией, утвержденной приказом МВД России 7 марта 2002 №215. Сотрудник оперативно-розыскного подразделения на любой стадии документирования преступной деятельности вправе обратиться к следователю за помощью в правовой оценке имеющейся информации, а также за иными необходимыми рекомендациями, что несомненно должно способствовать более полному сбору информации, выработки основных направлений выявления и закрепления преступных действий.

Одной из особенностей выявления налоговых преступлений является взаимодействие с подразделениями Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, осуществляемого на основе совместного приказа МВД России и МНС России №76/ АС-3-06/37 от 22 января 2004 г. «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

С учетом того, что значительное число уголовных дел возбуждается на основании материалов проверок, осуществляемых органами налоговой службы, следует подробнее остановиться на рассмотрении этих материалов.

В управление по расследованию налоговых преступлений налоговой инспекцией направляются:

  • акт выездной налоговой проверки, составленный по форме и требованиям к составлению акта выездной налоговой проверки, установленным инструкцией МНС России № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов», утвержденной приказом МНС РФ от 31 марта 1999 г. № ГБ-3-16/66;

  • возражения по акту;

  • копия принятого по акту решения;

  • при обжаловании принятого решения - копии жалоб, ответов на жалобы, а при наличии судебного разбирательства - копии судебных решений (определений);

  • документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был предоставить налоговому органу декларацию о доходах;

  • копия декларации о доходах, а также документы и расчеты, на основании которых сделан вывод о включении налогоплательщиком в декларацию о доходах заведомо ложных сведений;

  • справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды выявлены акты неуплаты физическим лицом (с разбивкой сумм доначисленных налогов или страховых взносов по периодам платежей и с указанием их выражения в количестве минимальных размеров оплаты труда), а в случае погашения налогоплательщиком недоимки по налогам, уплаты пени, налоговых санкций по выявленным в ходе проверки фактам налоговых правонарушений — справка об уплаченных суммах.


По письменному требованию сотрудников УНП из налоговой инспекции может быть получена дополнительная информация к ужепереданным материалам. Чаще всего эта информация о предыдущих декларациях и проверках налогоплательщика.

Для первой ситуации закономерна оперативная проверка, посредством которой необходимо осуществить:

  1. в процессе оперативного осмотра (негласного или зашифрованного) снять копии с баланса, первичной документации, содержащей материальный или интеллектуальный подлог, договоров о совместной деятельности, аренды, оказания услуг (фиктивные), неисполненных договоров, компьютерных бухгалтерских программ, ведомостей на заработную плату, при подозрении о существовании «мертвых душ», паспортов и печатей, используемых для незаконных операций (желательно последние спрятать в помещении, в котором они хранятся, для воспрепятствованию их уничтожения, в целях последующего обнаружения в процессе обыска);

  2. провести встречные документальные проверки у контрагентов;

  3. получить объяснения контрагентов и арбитражного управляющего;

  4. истребовать в государственных учреждениях копии учредительных документов и лицензий;

  5. прослушать телефонные переговоры;

  6. провести оперативные установки по месту жительства (на наличие имущества);

  7. провести скрытое наблюдение за передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, сырья, продукции, за технологическими процессами производства с целью установления механизма преступления, коммерческих и личных связей заподозренных, имущества, за счет которого возможно погашение бюджетной задолженности;

  8. истребовать реестр операций по расчетному счету;

  9. истребовать сведения из ГНС о правонарушениях и регистрации должником других хозяйствующих субъектов;

  10. направить запросы в оперативно-справочные и криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т.п.);

  11. провести ревизию или налоговую проверку.

Целенаправленность расследования преступления обеспечивается таким обязательным элементом структуры частной криминалистической методики, как система обстоятельств, подлежащих установлению. Развернутая система таких обстоятельств применительно к расследованию преступлений, предусмотренных ст. 199 УК России, предложена З.Р. Бебия. Приведем ее с некоторыми дополнениями характерными для расследования иных составов налоговых посягательств.