Файл: Лекции Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании налоговых преступлений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее часто используемым следственным действием на первоначальном этапе расследования преступлений является допрос свидетелей и подозреваемых.

В качестве свидетелей по делам о налоговых преступлениях выступают:

1) лица, проводившие налоговую проверку;

2) работники бухгалтерии, кадровой службы;

3) непосредственные исполнители работ – технологи, водители, рабочие складов, грузчики, разнорабочие и т.п.;

4) вспомогательный персонал (секретари, техники, охранники и т.п.);

5) лица, составлявшие и подписывавшие документы, фигурирующие в акте налоговой проверки;

6) родственники и знакомые субъектов налоговых преступлений;

7) покупатели-потребители, контрагенты, заказчики клиенты.

В качестве подозреваемых должны быть допрошены субъекты налоговых преступлений – руководитель и главный бухгалтер.

Как видно из приведенного перечня, круг лиц, подлежащих допросу по делам о налоговых преступлениях, достаточно широк. Поэтому возникает вопрос об очередности допроса этих лиц, а также о том, в какой момент должны быть допрошены подозреваемые.

Из всех перечисленных категорий свидетелей наиболее полными сведениями о совершенном налоговом преступлении обладают лица, проводившие налоговую проверку, поэтому целесообразно допросить их в первую очередь. В результате этого следователь получить возможность разобраться в сущности совершенного преступления, определить на какие документы необходимо обратить внимание в первую очередь.

При допросе лиц, проводивших налоговую проверку, необходимо выяснить ряд обстоятельств:

1. Каким плательщиком было совершено налоговое преступление:

1.1. его наименование, юридический и фактический адрес;

1.2. когда и кем плательщик зарегистрирован в качестве хозяйствующего субъекта;

1.3. когда и где плательщик встал на налоговый учет;

1.4. какой предпринимательской деятельностью плательщик фактически занимается; предусмотрена ли она учредительными и иными документами;

1.5. к какой категории плательщиков налогов в соответствии с законом хозяйствующий субъект относится.

2. Какие объекты налогообложения были сокрыты плательщиком – прибыль, доходы, обороты по реализации товаров, выполненных работ, оказанные услуги, стоимость подакцизных товаров, стоимость находящегося на балансе предприятия имущества либо иные объекты налогообложения:


2.1. плательщиком каких налогов является хозяйствующий субъект;

2.2. совершено ли им сокрытие одного или нескольких объектов налогообложения;

2.3. образовались ли сокрытые хозяйствующим субъектом объекты налогообложения от его предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации либо же их возникновение связано с деятельностью за пределами Российской Федерации;

2.4. какими нормативными документами предусмотрена уплата налогов субъектом по тем фактам, которые квалифицированы налоговыми органами как сокрытие объектов налогообложения.

3. Какими способами совершено сокрытие объектов налогообложения:

3.1. сокрыты ли они только в расчетах налогов и правильно отражены в бухгалтерских отчетах, представленных в налоговые органы;

3.2. не были ли они сокрыты одновременно в расчетах налогов и в представленных в налоговые органы бухгалтерских отчетах, но правильно отражены в первичных учетных документах;

3.3. не были ли они сокрыты одновременно в расчетах налогов, в бухгалтерской отчетности и на балансовых счетах, в документах аналитического учета предприятия, но правильно отражены в первичных учетных документах;

3.4. не было ли совершено сокрытие объектов налогообложения путем внесения неправильных сведений в первичные учетные документы;

3.5. не были ли сокрыты объекты налогообложения путем несоставления первичных учетных документов;

3.6. какими нормативными актами и какой порядок отражения объектов налогообложения в документах предусмотрен в каждой из указанных ситуаций.

4. Время сокрытия объектов налогообложения:

4.1. какими нормативными актами и какой порядок уплаты каждого из сокрытых налогов установлен для данного плательщика;

4.2. не имеет ли данный плательщик особенностей по учету хозяйственных операций, предусмотренных принятой им учетной политикой;

4.3. когда плательщиком представлены в налоговые органы расчеты по каждому виду сокрытых объектов налогообложения;

4.4. за какой период сокрыты объекты налогообложения;

4.5. если сокрытие объектов налогообложения было совершено в бухгалтерских отчетах, балансовых счетах, документах аналитического учета и в первичных учетных документах, то когда в каждом из этих документов были совершены неправильные записи по учету налогооблагаемых объектов;

4.6. если сокрытие объектов налогообложения совершено путем несоставления первичных учетных документов, то когда были совершены хозяйственные операции, не учтенные в этих документах, и когда эти документы необходимо было составить.



5. В каком размере были сокрыты объекты налогообложения:

5.1. в каком размере суммарно были сокрыты объекты налогообложения по каждому сроку платежа налогов;

5.2. если были сокрыты несколько объектов налогообложения, то в каком размере был сокрыт каждый (общая сумма за весь период преступления);

5.3. в каком размере сокрыт каждый объект налогообложения по каждому сроку платежа в течении всего периода совершения преступления.

6. Какую ставку налога необходимо было применить по каждому виду сокрытого объекта налогообложения и к каждому сроку платежа:

6.1. какие ставки налогов были применены налоговыми органами при расчете суммы причитающегося налога с сокрытых объектов налогообложения;

6.2. какие ставки налогов действовали на время сокрытия объектов налогообложения;

6.3. какими нормативными актами предусмотрены эти ставки.

7. В какой сумме не был уплачен налог с сокрытых объектов налогообложения:

7.1. в какой сумме не был уплачен налог по каждому виду сокрытых объектов налогообложения за весь период совершения преступления;

7.2. в какой общей сумме не был уплачен налог со всех сокрытых объектов налогообложения по каждому сроку платежа и по каждому виду объектов отдельно.

8. Субъекты преступления:

8.1. кем составлены и кем подписаны расчеты налогов, представленные в налоговые органы, в которых сокрыты объекты налогообложения;

8.2. кем составлены и кем подписаны бухгалтерские отчеты с сокрытыми в них объектами налогообложения, которые представлены в налоговые органы;

8.3. кем составлены балансовые счета и документы аналитического учета, в которых сокрыты объекты налогообложения;

8.4. кем составлены и кем подписаны первичные учетные документы, в которых занижены или сокрыты данные об объектах налогообложения.

8.5. кто должен был составить отсутствующие первичные документы, в которых необходимо было отразить данные об объектах налогообложения.

Остальные категории свидетелей не обладают столь полной информацией о налоговом преступлении, но могут дать показания о виде сырья и товаров, количестве работающих, технологии производства, характере работ и т.п. Данные свидетели находятся в служебной, материальной или иной зависимости от подозреваемых, поэтому их целесообразно допросить раньше подозреваемых. В целях сокращения времени, необходимого для допроса всех свидетелей, целесообразно поручить производства допросов этих лиц органу дознания, разработав перечень вопросов, которые должны быть заданы каждому из них.


Допрашивать подозреваемых (обвиняемых) лиц, в качестве которых фигурируют чаще всего руководители (их заместители) организаций, главные бухгалтера, целесообразно после того, как будут получены результаты ревизий, аудиторских проверок, допрошены упомянутые ранее свидетели.

Подозреваемые (обвиняемые) по делам о налоговых преступлениях — это, как правило, люди с высоким уровнем образования (экономического, юридического, технического), имеющие достаточно весомый социальный статус, способные правильно оценить силу предъявляемых им доказательств. Их допрос занимает центральное место на первоначальном этапе расследования налоговых преступлений, поэтому к нему необходимо тщательно подготовиться:

1) определить конкретный предмет допроса каждого из подозреваемых. Обстоятельства, подлежащие выяснению у подозреваемых могут быть установлены на основе акта налоговой проверки, протоколов допроса свидетелей, в первую очередь лиц, проводивших налоговую проверку, анализа изъятых документов, а также анализа сведений, содержащихся в возражениях подозреваемых на акт налоговой проверки;

2) изучить законы, подзаконные акты и разъяснения МНС РФ по вопросам налогового законодательства. Сведения о нормативных актах, подлежащих изучению, содержатся как в акте налоговой проверки, так и в протоколах допроса лиц, ее проводивших. Особое внимание необходимо обратить на положения, регламентирующие порядок служебных действий подозреваемого;

3) получение консультации специалиста по вопросам бухгалтерского учета, особенностей формирования налогооблагаемой базы и др.

4) изучить личность допрашиваемого. Сведения о личности допрашиваемого можно почерпнуть из протоколов допроса свидетелей, характеристик, документов, удостоверяющих личность, изъятых при обыске, криминалистических учетов, оперативно-розыскных данных и т.п. Получение этих данных необходимо как для установления психологического контакта с допрашиваемым, так и для определения линии поведения следователя, как в процессе данного допроса, так и на протяжении предварительного следствия в целом, определения наиболее эффективных тактических приемов, времени допроса и производства других следственных действий с подозреваемым и т.п.

5) решить вопрос об участии в допросе специалиста и применении дополнительных средств фиксации хода и результатов допроса;

6) определить место и время производства допроса;

7) подготовить финансовые документы и доказательства, которые будут использованы в процессе допроса;


8) составить план допроса.

Предметом допроса подозреваемых являются следующие обстоятельства:

- по вопросам, появившимся у следователя в ходе изучения акта документальной проверки и других материалов налоговых органов;

- о фактах внесения в бухгалтерские документы искаженных данных о доходах (выручке) или расходах либо об объектах налогообложения;

- о размере скрытых объектов налогообложения;

- о правильности применения налоговым инспектором ставки налога;

- о размере налога, причитающегося со сокрытых объектов налогообложения;

- о наличии у них возражений против выводов налогового инспектора;

- об обжаловании ими этих выводов в арбитражный суд и результатах рассмотрения спора в суде;

-о сроках представления бухгалтерской отчетности и расчетов по налогу в налоговую инспекцию;

- о сроках перечисления налога в бюджет;

- о том, кем подписаны и составлены документы бухгалтерской отчетности и расчеты по налогу, представленному в налоговую инспекцию;

- о наличии умысла на сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты налогов;

- о том, кем составлены бухгалтерские регистры и первичные учетные документы и почему в них внесены искаженные данные о доходах (выручке) или расходах либо иных объектах налогообложения;

- об иных вопросах, обусловленных спецификой расследуемого преступления. По возможности допрос не следует начинать с существа вопросов, связанных с совершением налогового преступления, а предварить его беседой на близкую тему, в ходе которой дать понять подозреваемому, что мир его интересов понятен, доступен, при этом целесообразно использовать специальные термины, создающие предпосылки для вывода о том, что следователь в состоянии говорить на языке подозреваемого, разобраться в его деятельности.

А.Ф. Лубин рекомендует использовать прием косвенного допроса, маскирующий главные вопросы и позволяющий создавать ситуации, в которых допрашиваемый мог бы «проговориться». По ходу допроса необходимо фиксировать противоречия в логике ответов допрашиваемого, приводить доказательства бессмысленности занятой позиции. Подробнее отдельные тактические приемы допроса лиц, совершивших налоговые преступления, будут рассмотрены в следующем параграфе в рамках допроса обвиняемого, поскольку они не содержат существенных различий в своей тактике.