Файл: Лекции Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании налоговых преступлений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- кто является ведущим специалистом по ПВЭМ, программистом, оператором;

- кто отвечает за достоверность вводимой информации;

- какие помещения сдаются под охрану милиции;

-какова система охранной сигнализации в организации;

- какие помещения выходят на местный охранный пункт.

5) какое количество сотрудников милиции и понятых необходимо для производства выемки. Так как документы могут находиться в различных отделах и подразделениях предприятия, учреждения и организации, целесообразно сформировать группы из оперуполномоченного и двух понятых по количеству помещений, где будет производиться выемка. Это позволит не только сократить время производства следственного действия и объем работы, приходящейся на каждого оперуполномоченного, но и качественно оформить протокол выемки;

6) какие дополнительные средства фиксации хода и результатов выемки будут применяться. При этом необходимо иметь в виду, что в протоколе выемки указывается наименование документа и дата его составления. Во избежание возможных разногласий о содержании одноименных документов целесообразно применять видеозапись, которая помимо наименования и даты будет фиксировать и содержание документа;

7) сколько специалистов необходимо для участия в выемке. Специалисту целесообразно поручить выемку компьютерной информации либо компьютера, применение дополнительных средств фиксации хода и результатов выемки;

8) каким образом будут упакованы документы, подготовить упаковочные средства, средства, необходимые для копирования компьютерной информации;

9) вынести постановление о производстве выемки, получить санкцию прокурора для выемки документов в учреждениях, организациях, на предприятиях и у физических лиц, санкцию суда для выемки банковских документов;

10) проинструктировать участников следственного действия, вручить им памятки с перечнем документов, подлежащих изъятию.

Перед началом выемки целесообразно:

- выставить охрану у щита напряжения, чтобы пресечь не согласованное отключение электроэнергии, либо, при наличии возможности, отключить электроэнергию;

- если электроэнергия отключена, необходимо отключить от сети все компьютеры и периферийные устройства.

Производя выемку компьютеров, следователь должен помнить о том, что на компьютерах могут быть специальные защитные программы, которые без получения в определенный момент специального кода сами приступают к уничтожению информации, что возможен пароль доступа к компьютеру или к отдельным программам, что могут встретиться новые, незнакомые даже специалисту программно-технические средства.


Следователь должен принять меры, чтобы пароли были выданы добровольно. В соответствии с законом может быть изъята только та информация, которая имеет отношение к расследуемому событию. Если пароли выданы, то следователь может определить, что за информация содержится в компьютере и скопировать те документы, которые имеют отношения к расследуемому событию. В этом случае информация может быть скопирована. Если пароли не выданы или в связи со значительным объемом информации невозможно разу определить, что относится к делу, а что нет, производится выемка компьютера либо, если он является совместимым, только системного блока. Помимо самого компьютера, информация может находится на дисках и дискетах. Прежде чем их изъять, следователю следует убедиться, что вся содержащаяся на указанных носителях информация относится к делу, если это не так, следователь копирует с информацию, относящуюся к событию преступления, на другой носитель. При этом необходимо изготовить три копии: одну для контроля, одну для производства экспертизы, одну для использования в процессе расследования. Если копирование производится на дискеты, их необходимо защитить от записи.

Изъятый компьютер должен быть опечатан, что производится путем наложения на разъем питания на задней крышке листа бумаги и закрепления его краев на боковых стенках компьютера клейкой лентой. На этом листе бумаги расписываются следователь, понятые и представитель организации. Магнитные носители следует упаковать в коробку или специальный бокс и опечатать их обычным способом.

Ход и результаты выемки фиксируется в протоколе выемки. Форма этого документа содержится в приложении к УПК РФ.

Подчеркнем, что в протоколе выемки должны быть указаны все изъятые документы с индивидуализирующими их признаками. На практике, это требование не всегда выполняется. Нередко в протоколе выемки указывается, что произведена выемка документов, которые упакованы в коробки, опечатанные и снабженные удостоверительной надписью и подписями следователя и понятых.

В протоколе выемки также указываются серийные номера всех изъятых компьютеров. Если на компьютере нет серийных номеров, в протоколе выемки отмечаются его внешние индивидуальные признаки (конфигурация, цвет, надписи и т. п.). При выемке магнитных носителей в протоколе необходимо указать их серийные номера, а при их отсутствии, описать индивидуальные признаки носителя (размер, цвет, надписи). При отсутствии четких индивидуальных признаков магнитный носитель запечатывается в отдельную коробку (ящик, конверт), о чем делается запись в протоколе.


В протоколе необходимо указать, какие дополнительные средства фиксации применялись, их технические характеристики, что именно запечатлено с применением этих средств.

В целях отыскания документов и предметов, имеющих значение для расследования дела об уклонении от уплаты налогов, может быть произведен обыск. Необходимость в этом возникает в том случае, если следователю точно не известно, где помимо офисных помещений могут находиться предметы и документы, имеющие доказательственное значение. Кроме того, если в ходе выемки обычно производится изъятие лишь официальных документов, то в ходе обыска необходимо принять меры к отысканию и изъятию:

- черновиков расчетов налогов;

- первых вариантов налоговых деклараций бухгалтерской отчетности, в которых правильно были отражены данные об объектах налогообложения и суммах налогов, подлежащих перечислению в бюджеты;

- похищенных подлинных платежных документов и банковских выписок;

- гарантийных писем об оплате товаров, работ, услуг;

- расписок в получении денег, товаров, продукции;

- записок и писем, в которых затрагиваются вопросы, касающиеся коммерческой деятельности;

- вырванных листов из документов аналитического учета;

- договоров с контрагентами;

- магнитофонных записей разговоров с партнерами по коммерческой деятельности;

- черновых записей о количестве изготовленной продукции, суммах выручки, количестве фактически отгруженной продукции, о взаимных наличных расчетах, не отраженных в документах и т. п.;

- оборудования, используемого для изготовления неучтенной продукции, самой неучтенной продукции, выручки от ее реализации, не учтенной в документах;

- тары от продукции, которая не была оприходована;

- книг продаж, покупок, контрольных кассовых лент;

- запасных кассовых аппаратов, не учтенных на балансе организации;

- записных книжек, в том числе электронных;

- нормативных документов с пометками в тексте и на полях, которые могут свидетельствовать об осведомленности определенных лиц о нормативном порядке учета объектов налогообложения. Обыск может быть произведен как в помещениях, принадлежащих предприятию, учреждению, организации, так и по месту жительства лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Подготовка к обыску включает в себя те же элементы, что и подготовка к выемке.

До начала обыска обыскиваемому должно быть предложено добровольно выдать интересующие следствие предметы и документы. Однако, и в том случае, когда обыскиваемый добровольно выдал какие-либо предметы и документы, обыск после этого должен быть проведен в полном объеме. Следует помнить, что по делам данной категории субъектами преступления являются лица, имеющие высшее образование, в том числе юридическое. Будучи знакомы с процессуальной регламентацией этого следственного действия, они могут добровольно выдать документы, имеющие незначительное доказательственное значение или не имеющие его вовсе, рассчитывая, что после этого обыск производится не будет и наиболее ценные для следствия доказательства не будут обнаружены.


Ход и результаты обыска должны быть зафиксированы в протоколе обыска (форма дана в Приложении к УПК РФ), а также с помощью дополнительных средств фиксации. К протоколу обыска предъявляются те же требования, что и к протоколу выемки.

Изъятые в ходе выемки либо обыска предметы и документы должны быть осмотрены.

Осмотр документов, в том числе по делам о налоговых преступлениях, подробно рассмотрен в криминалистической литературе, поэтому мы остановимся лишь на некоторых основных моментах.

При осмотре документов, удостоверяющих личность, образование, право собственности, ценная бумага и т.п., то необходимо осмотреть его бланк, затем листы, решая вопрос о том, полиграфическим или иным способом он изготовлен.

Если документ изготовлен полиграфическим способом следует обратить внимание: на форму, размер и однообразие шрифта, ровность линий верхнего и нижнего оснований строк; наличие и правильность защитных средств; точность воспроизведения оттисков символов и знаков; способ тиснения; качество материала обложки и бумаги документа; способ и форму обреза края листов; равномерность расположения красителя в штрихах, форму линии внешней границы штриха, степень интенсивности красителя; наличие признаков, печати, выполненной с помощью средств оперативной полиграфии.

В случае, когда документ выполнен не полиграфическим методом, устанавливаются признаки способа его выполнения (рисовкой - возможно наличие грамматических ошибок, неровность нижнего основания строки, различие шрифта, следы использования пишущих приборов и т.д.; путем оттиска с рисованного клише - бледность красителя в штрихах и пр.; путем оттиска с резного или гравированного клише различная ширина штрихов букв и цифр, засечки, оттиски поверхности клише и пр.).

Необходимо проверить нумерацию листов, совпадение на них серии и номера, установить их количество, документ проверить на предмет наличия признаков повторного брошюрования и т.п., изучить записи и оттиски печатей и штампов с позиций выявления признаков подчисток, исправлений, дописок, травлений. Особое внимание следует уделить анализу расположения ободков и текста оттиска печати на фотографии и на сопредельных с нею участках бумаги на предмет выявления признаков, могущих свидетельствовать о переклейке фотографии или замене на ней изображения.

В процессе осмотра следователь должен выяснить вопрос о наличии связи между подлогом в документе и налоговым преступлением. Для этого необходимо проверить наличие логического соответствия всех реквизитов между собою (совпадение или различие дат, содержания текста в оттисках печатей и штампов, соответствие практической возможности выполнить указанные в документе действия за определенный промежуток времени, определенным количеством лиц с помощью или без помощи технических средств), оценить реальная возможность протекания событий (процессов, указанных в документе).


В процессе осмотра следует обратить внимание на почерк в различных частях документа или различных документов, осматриваются подписи, выполненные от имени разных лиц.

Помимо указанного в процессе осмотра выполняется арифметическая проверка цифровых записей документа. При этом следователь должен учесть, что несоответствия в итогах при подсчете денежных сумм чаще всего могут быть вызваны: а) приписками штрихов к первоначально исполненным цифрам (например, цифра «1» путем дописки превращена в цифру «4»); б) допиской цифр впереди выполненного числа, что приводит к увеличению его разряда (скажем, когда первичная запись число 40 путем дописки преобразуется в 140).

Сделанные записи сопоставляются со смыслом хозяйственных операций, ибо приписки и дописки могут вызвать несоответствие между общей массой всего товара и массой одного места (упаковки), между массой всего товара и количеством мест (упаковок), между количеством груза, выраженного в кубических метрах, и его массой, а также между ними и грузоподъемностью транспортного средства (автомобиля, погрузчика и пр.).

Нужно иметь в виду, что если документооборот организован таким образом, что тот или иной документ должен изготавливаться в нескольких экземплярах, то проводится встречная проверка по возможности всех экземпляров одного и того же документа.

Осмотру подлежат также документы, определяющие статус предприятия по налогообложению, по форме собственности, виду и объему имущественной и финансовой ответственности, документы, дающие право на льготные налоги либо освобождающие предприятие от уплаты налогов.

Если в ходе осмотра или обыска были изъяты дневники, записные книжки, служебные записки, дружеские записки, записки так называемой «черной бухгалтерии», документы с пометками и др., они также подлежат тщательному осмотру.

В процессе осмотра целесообразно применять фотографирование документов по правилам криминалистической фотографии (первая фотография по методу узловой съемки, вторая по методу детальной съемки) либо видеозапись. Необходимость в применении дополнительных средств фиксации возникает в связи с тем, что изложение в протоколе осмотра полного текста документов требует практически невозможно из-за несоразмерных затрат людских ресурсов и времени. Поэтому в протоколе осмотра обычно указывается наименование документа, дата его составления, тип и формат бумажного носителя, краситель, которым выполнены записи и техника их выполнения. Само содержание передается первой и последней фразами. Применение дополнительных средств фиксации позволяет зафиксировать полное содержание документа.