Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство



Структура механизма государства изменчива и разно­образна, но при всех условиях в него входят органы управ­ления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая —только при­нуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется об­щественное мнение. Другая подсистема —это органы пра­вопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют реше­ния высших органов государства, в том числе методами го­сударственного принуждения (военное подавление, полицей­ские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осу­ществляют вооруженные отряды людей —войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные уч­реждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Структура механизма государства включает в себя:

1)государственные органы,которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

2)государственные организации —это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­сударства (вооруженные силы,
службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3)государственные учреждения —это такие подразделения ме­ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­средственную практическую деятельность по выполнению функ­ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия —это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих(чиновников), специально зани­мающихся управлением. Государственные служащие различают­ся по своему правовому положению в механизме государства. В за­висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст­венным исполнением полномочий государственного органа (депу­таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения пол­номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полно­мочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю­щие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюд­жета);

6) организационные и финансовые средства,а также принуди­тельную силу, необходимые для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, на­ционально-психологические, религиозно-нравственные особен­ности,
территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Россий­ская Федерация), то и система управления им будет соответствую­щей,включающей сложную структуру механизма государства (об­щефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в об­щественном организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназначенные для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.


Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием регионов мира, идеологическими взглядами авторов. К наиболее известным относятся:1.Теологическая (божественная теория). Объясняет возникновение государства и права божественной волей. Представители-Ф.Аквинский, А.Августин.Эта теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. В тоже время она отстаивает идеи вечности государства, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь.2.Естественно-правовая теория. Представители Гоббс, Локк, Гроций. До появления государства люди находились в естественном состоянии-свобода и равенство всех членов общества(Дж.Локк), война всех против всех(Т.Гоббс),всеобщее благоденствие(Ж.Ж.Руссо).В большинство концепций входит идея естественного права. Однако в процессе развития человечества права одних людей противоречат правам других, нарушается порядок, возникает насилие.Это происходит потому,что в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому,чтобы защитить человека, гарантировать себе нормальную жизнь,люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.3.Органическая теория. Представитель-Спенсер.Эта теория сравнивает государство с живым организмом, состоящим из клеток и имеющим волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства. Воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с руками и ногами, а движения и связи – с нервами.4.Патриархальная теория-государство возникает из разрастающейся семьи. Разрастание семьи приводит к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства-монархом. Его власть-продолжение власти отца и он является отцом всех подданных.Люди обязаны подчиняться гос.власти и ее законам.5.Теория насилия. Основоположник-Дюринг,Гумплович.Выделяют теорию внутреннего и внешнего насилия.Государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Возникновение государства и права также связано с завоеванием одним племенем другого.Для подавления порабощенного племени и создавался гос.аппарат,принимались нужные законы.Возникшие государства рассматривались как реализациязакономерности подчинения слабого сильному.6.Марксистская теория. Основоположники - Маркс, Энгельс, Ленин. Государство возникло как результат естественного развития первобытного общества,развития
прежде всего экономики,которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.7. Психологическая теория.Основоположники-Тард,Петражицкий. Эта теория обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права. Психика людей – фактор, определяющий возникновение государства и права. Понятие и сущность права выводятся через правовые эмоции людей.

Одни авторы утверждают, что государство существовало вечно, другие опираются на данные исторических и этнографических наук, дают все новые знания о причинах возникновения государства и права.

Основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет.

Нормы первобытного общества – это естественно сложившиеся правила поведения, отвечающие интересам всех членов первобытного общества, выполнение которых обеспечивается привычкой людей, а так же авторитетом и силой общества.

Право складывалось путем перерастания обычаев в правовой обычай - обычное право, из которого формировались нормы права и форма права.

Выделяют 2 пути возникновения государства:

восточный (плавный переход первобытного общества в государство, форма правления абсолютная монархия, власть – деспотичный характер);

западный (классовое разделение общества, интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов).

Теории происхождения государства:

(мнемоправило - Бог Отец Договорился до Насилия над Психикой Класса)

теологическая (государство это божественное установление, воплощение божественной воли: вся власть от бога);

патриархальная (государство возникает из разросшейся семьи);

договорная (государство - результат взаимного договора людей);

насилия (государство возникает в результате внешнего насилия - завоевание одного народа другим, и внутреннего насилия – экономического и политического господства одних членов над другими);

психологическая (появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать);