Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство



Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»


  1. Классификация юридических наук.

  2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

  3. Функции общей теории государства и права.

  4. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.

  5. Теория государства и права как учебная дисциплина.

Классификация юридических наук.

Все науки целесообразно разделить на три категории:

- естественные

- технические

- социальные.

Подобная классификация не является единственной. Но она отражает три сферы бытия – природа, техника, общество. Все эти три сферы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, что позволяет говорить и о взаимосвязи естественных, технических и социальных наук.

Теория государства и права входит в состав юридических наук. Юридические науки в свою очередь входят в состав социальных наук, объектом изучения которых являются явления и процессы протекающие в обществе.

Можно провести следующую классификацию юридических наук:

1) Общетеоретические науки (теория государства и права);

2) Историко-юридические науки (история государства и права, история политических и правовых учений).

3) Отраслевые науки (науки уголовного права, гражданского права, государственного права, трудового права и т.д.)

4) Прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, юридическая психология и пр.)

5) Науки, изучающие международное право.

Всю совокупность юридических наук принято обозначать термином «правоведение».

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

В правоведении теория государства и права занимает особое место.

Во-первых, теория государства и права является теоретической базой для других юридических наук. В ее рамках формируется система общих знаний о государстве и праве, которые в дальнейшем используются другими юридическими и неюридическими науками.

Во-вторых, теория является методологической базой для других юридических наук. Полученные знания позволяют сформировать систему средств исследования государственно-правовых процессов, то есть, правовую методологию.

В-третьих, данная наука систематизирует и обобщает достижения других юридических наук, создает целостную картину правовой жизни общества.


В-четвертых, в рамках теории государства и права формируется система основных политико-правовых понятий и терминов, которые в дальнейшем используются другими юридическими науками.

Теория государства и права взаимодействует не только с юридическими науками. Особенно тесная взаимосвязь у данной науки с философией и социальными науками – социологией, политологией, экономической теорией и пр.

Взаимодействие теории государств и права с философией неизбежно по той причине, что философия определяет мировоззрение субъекта, его отношение к окружающему бытию и в том числе и к праву. Философия права является неотъемлемой частью общей философии и в то же время входит в состав теории государства и права.

Большое значение имеет взаимодействие теории с социологией. СОЦИОЛОГИЯ – это наука об основных закономерностях развития общества как единого, целостно-системного образования. Социология является обобщающей наукой для всей социальных наук, в то время как теория государства и права выполняет такую же функцию для юридических наук.

Право – это только одна из сфер социального бытия. Причем происходит тесное переплетение всех сторон социальной жизни (правовой, политической, экономической, идеологической и пр.). Поэтому при изучении взаимодействия права с другими сферами социальной жизни теория неизбежно взаимодействует и с политологией, экономической теорией, культурологией и другими социальными науками.

Теория государства и права выполняет в системе научного знания роль основной теоретико-правовой науки, на базе которой формируется вся система знаний о государстве и праве.

Функции теории государства и права.

Функции науки есть те направления ее действия, которые необходимы для решения стоящей перед ней задач.

Можно отметить существование следующих функций теории государства и права:

1) гносеологическая (теоретико-познавательная) функция.

ТГП познает и объясняет процессы, происходящие в политико-правовой сфере.

На основе реализации данной функции происходит становление теории государства и права как системы знаний. Особенность данной функции заключается в том, что она выполняется как бы «для себя», для своего развития. Существование гносеологической функции является необходимым условием существования самой науки.

Содержание гносеологической функции обусловлено спецификой предмета познания и используемой методологией.


2) методологическая функция;

Теория государства и права занимается разработкой методов исследования политико-правовых явлений и процессов. Знания, разрабатываемые теорией по своему характеру таковы, что они могут быть использованы как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как выявляют общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатывают общие понятия и конструкции. Знания, полученные теорией государства и права, в дальнейшем используются другими юридическими науками при изучении их предметов.

3) идеологическая функция;

Идеологическая функция характерна для теории государства и права в большей степени, чем для других юридических наук. Теория способствует формированию такого компонента правосознания, как правовая идеология. Особенно важное значение идеологическая функция теории государства и права играет на современном этапе, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии.

4) воспитательная функция;

Воспитательная функция теории близка к идеологической. Теория государства и права должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к правам и свободам человека, правосудию, законам.

5) прогностическая функция;

Данная функция науки предполагает научное предвидение в развитии государственно-правовых явлений и процессов. Теория на основе познанных закономерностей развития государства и права позволяет сделать выводы об их возможном будущем.

6) прагматическая (прикладная) функция.

Теория государства и права связана с непосредственным выходом на практику – правотворческую и правореализующую. Реализация этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решения иных вопросов практического характера.

История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.

Формирование теории государства и права как науки было сложным и противоречивым.

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки—философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения.


Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.

Энциклопедия права. Подобной науки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли немецкие юристы и политологи: Ганниус, Стефан Пютгер, Гареис, Ратковский. Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным.

Русская юридическая наука концаXIX — началаXXвека сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем своем разнообразии научные работы русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью.

Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны, и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право—это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.