ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 и 2. Антидемократические политические режимы.
7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.
14.Материалистическая теория происхождения государства
15.Многоплановость понятия государства.
16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды
18.Нетрадиционные формы правления.
19.Общенаучная методология теории государства и права.
21. Территория государства. Понятие, структура и виды.
22.Суверенитет как признак государства
23.Патриархальная теория происхождения государства.
24.Государственный (политический) режим: понятие и виды
25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».
26.Понятие формы государства, ее элементы
27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.
28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.
30.Понятие типа государства. Типология государства.
31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
32. Понятие формы государства, ее элементы
35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)
36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.
37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
39.Психологическая теория происхождения государства.
40.Органическая теория происхождения государства
41.Республиканская форма правления, ее разновидности.
42.«Теория государства и права в системе научного знания»
43.Соотношение элементов формы государства.
44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).
Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.
В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.
Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)
Нетрадиционные республики
Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).
Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов.
42.«Теория государства и права в системе научного знания»
-
Классификация юридических наук. -
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. -
Функции общей теории государства и права. -
История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. -
Теория государства и права как учебная дисциплина.
Классификация юридических наук.
Все науки целесообразно разделить на три категории:
- естественные
- технические
- социальные.
Подобная классификация не является единственной. Но она отражает три сферы бытия – природа, техника, общество. Все эти три сферы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, что позволяет говорить и о взаимосвязи естественных, технических и социальных наук.
Теория государства и права входит в состав юридических наук. Юридические науки в свою очередь входят в состав социальных наук, объектом изучения которых являются явления и процессы протекающие в обществе.
Можно провести следующую классификацию юридических наук:
1) Общетеоретические науки (теория государства и права);
2) Историко-юридические науки (история государства и права, история политических и правовых учений).
3) Отраслевые науки (науки уголовного права, гражданского права, государственного права, трудового права и т.д.)
4) Прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, юридическая психология и пр.)
5) Науки, изучающие международное право.
Всю совокупность юридических наук принято обозначать термином «правоведение».
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
В правоведении теория государства и права занимает особое место.
Во-первых, теория государства и права является теоретической базой для других юридических наук. В ее рамках формируется система общих знаний о государстве и праве, которые в дальнейшем используются другими юридическими и неюридическими науками.
Во-вторых, теория является методологической базой для других юридических наук. Полученные знания позволяют сформировать систему средств исследования государственно-правовых процессов, то есть, правовую методологию.
В-третьих, данная наука систематизирует и обобщает достижения других юридических наук, создает целостную картину правовой жизни общества.
В-четвертых, в рамках теории государства и права формируется система основных политико-правовых понятий и терминов, которые в дальнейшем используются другими юридическими науками.
Теория государства и права взаимодействует не только с юридическими науками. Особенно тесная взаимосвязь у данной науки с философией и социальными науками – социологией, политологией, экономической теорией и пр.
Взаимодействие теории государств и права с философией неизбежно по той причине, что философия определяет мировоззрение субъекта, его отношение к окружающему бытию и в том числе и к праву. Философия права является неотъемлемой частью общей философии и в то же время входит в состав теории государства и права.
Большое значение имеет взаимодействие теории с социологией. СОЦИОЛОГИЯ – это наука об основных закономерностях развития общества как единого, целостно-системного образования. Социология является обобщающей наукой для всей социальных наук, в то время как теория государства и права выполняет такую же функцию для юридических наук.
Право – это только одна из сфер социального бытия. Причем происходит тесное переплетение всех сторон социальной жизни (правовой, политической, экономической, идеологической и пр.). Поэтому при изучении взаимодействия права с другими сферами социальной жизни теория неизбежно взаимодействует и с политологией, экономической теорией, культурологией и другими социальными науками.
Теория государства и права выполняет в системе научного знания роль основной теоретико-правовой науки, на базе которой формируется вся система знаний о государстве и праве.
Функции теории государства и права.
Функции науки есть те направления ее действия, которые необходимы для решения стоящей перед ней задач.
Можно отметить существование следующих функций теории государства и права:
1) гносеологическая (теоретико-познавательная) функция.
ТГП познает и объясняет процессы, происходящие в политико-правовой сфере.
На основе реализации данной функции происходит становление теории государства и права как системы знаний. Особенность данной функции заключается в том, что она выполняется как бы «для себя», для своего развития. Существование гносеологической функции является необходимым условием существования самой науки.
Содержание гносеологической функции обусловлено спецификой предмета познания и используемой методологией.
2) методологическая функция;
Теория государства и права занимается разработкой методов исследования политико-правовых явлений и процессов. Знания, разрабатываемые теорией по своему характеру таковы, что они могут быть использованы как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как выявляют общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатывают общие понятия и конструкции. Знания, полученные теорией государства и права, в дальнейшем используются другими юридическими науками при изучении их предметов.
3) идеологическая функция;
Идеологическая функция характерна для теории государства и права в большей степени, чем для других юридических наук. Теория способствует формированию такого компонента правосознания, как правовая идеология. Особенно важное значение идеологическая функция теории государства и права играет на современном этапе, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии.
4) воспитательная функция;
Воспитательная функция теории близка к идеологической. Теория государства и права должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к правам и свободам человека, правосудию, законам.
5) прогностическая функция;
Данная функция науки предполагает научное предвидение в развитии государственно-правовых явлений и процессов. Теория на основе познанных закономерностей развития государства и права позволяет сделать выводы об их возможном будущем.
6) прагматическая (прикладная) функция.
Теория государства и права связана с непосредственным выходом на практику – правотворческую и правореализующую. Реализация этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решения иных вопросов практического характера.
История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
Формирование теории государства и права как науки было сложным и противоречивым.
У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки—философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения.
Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему.
В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.
Энциклопедия права. Подобной науки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли немецкие юристы и политологи: Ганниус, Стефан Пютгер, Гареис, Ратковский. Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным.
Русская юридическая наука концаXIX — началаXXвека сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем своем разнообразии научные работы русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью.
Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны, и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право—это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.