Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство



В России созданием энциклопедии права и включением ее в университетское образование занимались известные юристы: Рождественский (Энциклопедия законоведения,1863), Карасевич (Энциклопедия права,1872); Деларов (Очерки энциклопедии права,1878); Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук,1880).

В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, то есть того, что присуще любой науке.

Общая теория права. Научно-педагогическое произведение князя Е. Н. Трубецкого “Лекции по энциклопедии права” по своему существу представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это теория, а не энциклопедия юриспруденции.

Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Кистяковского, Коркунова, Новгородцева, Петражицкого, Сергеевича, Соловьева, Чичерина, Шершеневича и других. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Еллинека. Иеринга, Канта, Майера, П. Мюллера и др. — создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Каковы основные положения общей теории права Н. М. Коркунова? Философия права и энциклопедия права, по его мнению, “одно и то же”. Они представляют собой лишь основу для создания одной обобщающей науки— общей теории права. Ссылаясь на П. Мюллера, который определял теорию права как систему основ права, Коркунов отмечает, что правоведение, помимо практических цепей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение “отрабатывает” практический материал права в систематическом, историческом и “эмпирико-реалистическом направлении”. И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение “извлекает” общие основы права, создает сообразно их внутренней связи цельную систему общей теории права и “применяет” их в качестве руководящих принципов дня оценки имеющегося правового материала и дня развития права и правоведения.


Н. М. Коркунов совершенно правильно отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения.

Теория государства и права как учебная дисциплина.

Следует также различать Теорию государства и права, как науку и учебную дисциплину.

Как наука – это система знаний и государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношений с другими социальными явлениями и науками.

Как учебная дисциплина – это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений, это знания, прошедшие социальную апробацию. Чем выше уровень науки, тем полнее, содержательнее учебная дисциплина.

Во-первых, теория государства и права является теоретической базой для других юридических дисциплин. В ее рамках формируется система общих знаний о государстве и праве, которые в дальнейшем используются другими юридическими и неюридическими дисциплинамими.

Во-вторых, данная дисциплина систематизирует и обобщает данные юридических дисциплин, создает целостную картину правовой жизни общества.

В-четвертых, в рамках теории государства и права формируется система основных политико-правовых понятий и терминов, которые в дальнейшем используются другими юридическими дисциплинами.

43.Соотношение элементов формы государства.


На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции

Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть.

Политический режим влияет на иные элементы формы государства, причем влияет определяющим образом.

Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

конкретные формы правления взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии - тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство.

Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

Таким образом, следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.


К закономерностям сочетания элементов формы государства относятся:

  • определяющая роль политического режима по отношению к форме правления и форме государственного устройства;

  • частичное обратное воздействие последних двух элементов на политический режим;

  • ограничительный по отношению к верховной власти характер парламентской формы правления и федеративной формы государственного устройства;

  • национально-историческое своеобразие сочетания элементов формы конкретного государства.

Можно выделить следующие сочетания элементов формы государства:

1) централизованно-монократический тип – лидерская форма правления, унитарная форма государственного устройства и тоталитарный политический режим;

2) традиционно-автократический тип – лидерское правление, унитарное устройство и авторитарный режим;

3) простой (конституционный) тип – лидерское правление, унитарное устройство и демократический режим;

4) вертикально распределенный тип – лидерское правление, федеративное устройство и демократический режим;

5) горизонтально распределенный тип – парламентское правление, унитарное устройство и демократический режим;

6) сложно распределенный тип – парламентское правление, федеративное устройство и демократический режим.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).


Метод науки или учебной дисциплины (от греческого «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – совокупность способов, приемов, подходов, принципов, с помощью которых изучается предмет. (Соколов А.Н.)

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации.

Таким образом, метод науки определяет, каким образом осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, вырабо­танные общественными и естественными науками.


Методология теории государства и права – это совокупность теоретических принципов, логических приемов и конкретных способов исследования государственно-правовых явлений.

Первую группу составляют всеобщие методы.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы по­знания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический под­ход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материа­листический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и уве­личения экономического потенциала общества.

Философской основой теории государства и права слу­жит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных из­менений в качественные (увеличение числа норм и институ­тов, закрепляющих и регулирующих отношения частной соб­ственности, привело к делению российского права на част­ное и публичное); закон единства и борьбы противополож­ностей (единство прав и обязанностей, централизация и де­централизация в государственном строительстве); закон от­рицания (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Вторую группу составляют общенаучные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.

К числу общенаучных методов относятся, в частности, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.