Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство



* в пределах феодальных вотчин велось натуральное (самодостаточное) хозяйство;

* территория государства была раздроблена политико-юридически (феодальная раздробленность – свойство феодального государства);

* сословный строй отражал сложившийся экономический уклад и состоял из дворянства (аристократической знати), духовенства и крестьян;

* правом защищались все сословия;

* государственный аппарат формировался в основном не по деловому принципу, а по имущественному цензу.

На основе феодальных производственных отношений возникли государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др.

Феодальное государство в своем развитии прошло ряд стадий:

а) децентрализованной феодальной раздробленности;

б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

На последнем этапе стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, развитию которых мешали феодалы. Поэтому между буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Внешняя деятельность государства в основном сводилась кведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

Доминирующей формой феодального государства была монархияразличных видов. Республиканскаяформа правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).


61. Характеристика смешанной и суперпрезидентской республики.

Смешанная республика– форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики.

Признаки смешанной республики:

1. Есть сильный парламент и президентская власть;

2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

3. Президент не является главой государства;

4. Правительство формируют президент и парламент;

5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. «Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.» 2 Впервые такая форма республики была установлена в 1958 г . во Франции по инициативе Шарля Де Голля, стремившегося к сильной президентской власти, но учитывавшего традиции парламентаризма в своей стране. Страны: Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.

Суперпрезидентское государство (в некоторых источниках сверхпрезидентское, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма. Зачастую президент в суперпрезидентском государстве возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентском государстве предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»[1]: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах. В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет

[2] три вида суперпрезидентских государств:

  1. президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);

  2. президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;

  3. президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой[

О суперпрезидентском государстве принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркменияи др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев[4]. (Убит 13 февраля 2006 года.) Представление о современной Россиикак о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша[5]; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства»[6]. О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.

62. Характеристика публичной власти и её отличие от первобытнообщинной власти.

Публичная власть- это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Публичная властьодин из важнейших признаков государства.


Публичная властьвключает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления- органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления- специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли:

- армия;

- органы безопасности и полиция (милиция);

- суды и прокуратура;

- система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Особенности публичной власти:

- отделена от общества;

- не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла­стью в догосударственный период);

- чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не­редко самого аппарата управления;

- осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

- опирается на писаное формализованное право;

- подкреплена принудительной силой государства.

Первобытнообщинная власть

период становления первобытного общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были осн. источником пропитания – это период присваивающей экономики. Экономика данного общества основывалась на общественной собственности.

Первой организационной единицей первобытного общества был РОД. Несколько дружественных родов объединялись в ПЛЕМЕНА, а те в СОЮЗЫ ПЕМЕН.

ВЛАСТЬ в первобытном обществе основывалась на традициях. Подчинение носило естественный характер, оно вытекало из единства интересов всех членов рода. Власть распространялась на определенные личности и не имела территориального характера. Обычаи поддерживались авторитетом старших. ВЛАСТЬ данного периода называлась потестарной ( от лат. potestus – власть, мощь)

Высшим органом власти было собрание всех взрослых членов рода. Это собрание избирало старейшину т.е лидера мужчину, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и т.д.


Главными чертами власти данного периода было:

• Выборность

• Сменяемость

• Срочность

• Отсутствие привилегий

• Общественный характер

Соц. значимые отношения регуль.:

• Обычаями - передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

• Ритуалами - совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

• Обрядами -совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

• Мифами - художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

• Моральными и религиозными заповедями

• Табу

Указанные нормы существовали в форме мономорм и обеспечивались силой всех членов первобытного общ-ва.

63. Характеристика унии, протектората, фузии, инкорпорации.

Протекторат

(покровительственные отношения) над той

или иной территорией предполагал изначаль­но договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права.

Протекторат относят к числу разновидностей го­сударственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покро­вительстве нового (третьего) государства не появля­ется, а, следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации. Тем не менее, если допустить, что на государство, над которым осуществляется покровительство, напа­дает другое государство, то это означает объявление войны и государству, взявшем на себе покрови­тельство.