Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.


Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

Признаки дуалистической монархии

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.

2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.


Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император[11]. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль,
является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

· парламент избирается населением;

· правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на вы­борах в парламент;

· лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

· лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

18.Нетрадиционные формы правления.


Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.


Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

19.Общенаучная методология теории государства и права.


Методологией теории государства и права называется совокупность приемов и способов, с помощью которых она изучает окружающую действительность. Различают общие (универсальные, общенаучные, философские) методы, присущие всем наукам, отраслям знаний и учебным дисциплинам, так как в их основе лежат наиболее общие законы познания развития природы, общества и мышления, и частные методы — их применяет какая-либо одна наука, либо совокупность наук и специальные методы. Совокупность методов и приемов научного исследования и есть методология общей теории государства и права. К общенаучным методам можно отнести идеалистический (метафизика) и материалистический (диалектика) методы познания: - в рамках метафизики, государство и право рассматриваются как самодовлеющие явления, которые существуют независимо от воли человека, явления постоянные и неизменные; их происхождение и существование связывается либо с объективным разумом, либо с сознанием человека, его переживаниями и осознанными усилиями, при этом в представлениях о развитии и существовании государства и права преобладают не внешние (объективные) факторы, а некие внутренние духовные начала; - диалектика (греч. — искусство вести беседу) является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; об общих законах бытия и познания. При таком, безусловно, доминирующем в отечественном научно-исследовательском подходе государственно-правовые явления окружающей жизни изучаются в своем развитии, динамике, в теснейшем взаимодействии с иными факторами общественного бытия — экономикой, политикой, культурой и др. Основными законами диалектики, которые полностью проявляют себя в государственно-правовой сфере, являются: единство и борьба противоположностей (вся история развития государства и права буквально пронизана этой борьбой); переход от количественных изменений к качественным и закон “отрицания-отрицания”. Теория государства и права оперирует также категориями диалектики — наиболее общими познавательными структурами, которые показывают противоречивость, изменчивость и связь всего сущего (форма и содержание, сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и т.д.). К частнонаучным методам исследования государственно-правовых явлений относятся: - формально-юридический (догматический) метод
применяется для изучения права как такового, как единственного в своем роде феномена, поэтому оно исследуется в отрыве от всех иных явлений, обособленно. Право ни с чем другим не сравнивается и не сопоставляется (ни с экономикой, ни с политикой, ни с моралью, ни с этикой), государственно-правовые элементы (их структуры, взаимосвязи, сущность) изучаются сами по себе для выработки “чистой” конструкции; - терминологический метод исследования — это оперирование базовыми и периферийными понятиями тех или иных государственно-правовых проблем, исследование государственно-правовых явлений через анализ закрепленных в науке понятий и дефиниций; - сравнительно-правовой метод заключается в сопоставлении определенных государственно-правовых институтов, правовых явлений и процессов тех или иных стран и правовых систем, в целях выявления сходства или различия между ними для наиболее оптимального варианта их выражения. Можно сравнивать правовые системы, отрасли права, сходные (одноименные) правовые институты и нормы. Главное требование — сравниваемые явления должны быть сопоставимы. Высокая востребованность сравнительно-правового метода вызвала к жизни самостоятельную науку сравнительного правоведения (компаративистику); - конкретно-социологический метод — это учет социальных факторов при изучении государства и права; выявление мнения общественности по поводу тех или иных аспектов государства и права; исследование государственно-правовой жизни на основе фактических данных путем анализа статистических данных, опросов населения, правовых экспериментов, интервьюирования, анкетирования, телефонных опросов, наблюдения. Именно исследование правовой практики с помощью конкретно-социологических приемов в значительной мере позволяет судить об эффективности вновь вводимых и существующих государственно-правовых институтов. В последнее время на этой почве возникло самостоятельное направление юридической науки — социология права; - метод правового моделирования служит для создания чистой (теоретической) идеи необходимой юридической нормы (для чего и как она будет выглядеть, каким образом взаимодействовать с другими нормами); это представление модели, идеала; - историко-сравнительный метод теории государства и права заключается в исследовании закономерностей возникновения и развития, а также сравнения государственных и правовых институтов в различные периоды исторического развития (синхронное, асинхронное, диахронное сравнение). - логические методы используют средства и способы логического изучения и объяснения права. Основаны на законах формальной логики и исходят из того, что право — это