ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 и 2. Антидемократические политические режимы.
7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.
14.Материалистическая теория происхождения государства
15.Многоплановость понятия государства.
16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды
18.Нетрадиционные формы правления.
19.Общенаучная методология теории государства и права.
21. Территория государства. Понятие, структура и виды.
22.Суверенитет как признак государства
23.Патриархальная теория происхождения государства.
24.Государственный (политический) режим: понятие и виды
25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».
26.Понятие формы государства, ее элементы
27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.
28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.
30.Понятие типа государства. Типология государства.
31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
32. Понятие формы государства, ее элементы
35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)
36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.
37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
39.Психологическая теория происхождения государства.
40.Органическая теория происхождения государства
41.Республиканская форма правления, ее разновидности.
42.«Теория государства и права в системе научного знания»
43.Соотношение элементов формы государства.
44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).
20.Признаки государства.
Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.
1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории).
2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).
3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.
4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).
5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.
Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.
21. Территория государства. Понятие, структура и виды.
Понятие территории государства сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества».(Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве.)
Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России.
Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая основа социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых государство выступает как внешняя сила.
В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения.
Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.
Территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т. д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нор-мального функционирования государства.
Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в теоретическом государствоведении существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.
Фактическая территория --это пространственная сфера в пределах, оп-ределенных государственными границами.
Юрисдикционная территория --это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» -- участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», а также оккупированные территории.
22.Суверенитет как признак государства
Наряду с другими признаками государство представляет суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.
Суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене. Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. независимость и верховенство государственной власти конкретно выражаются в следующем:
- в универсальности – только решения государственной власти распространяются на всё население и общественные организации данной страны;
- в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Верховенство проявляется в способности государственной власти издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций.
Независимость характеризуется наличием у государства формального или ограниченного суверенитета. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашён, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, диктующим ему свою волю, не осуществляется.
Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное - может иметь место по отношению к побеждённому в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное – может допускаться самим государством по взаимной договорённости с другими государствами:
- ради достижения определённых, общих для всех целей;
- в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав федерации.