Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

110
При моделировании причёски для вечера нужно использовать такие детали, которые сделают её более изящной и нарядной. Придать причёске торжественность помогут также декоративные украшения, но не следует перегружать ими волосы (скромная брошь, лента или цветок в тон платья).
При моделировании причёски для бала, помимо использования дета­
лей, придающих ей нарядность и торжественность, нужно подумать и о непринуждённости причёски. Лёгкие свободные линии в этом случае бу­
дут очень уместны.
Времена года также оказывают влияние на детали причёски. Резкого перехода в причёсках для разных времён года быть не может. Но главное внимание при их моделировании следует обратить на условия, в которых будет находиться клиент. Зимой, как правило, не ходят с непокрытой голо­
вой. Следовательно, необходима причёска, которая как можно меньше по­
страдает от головного убора.
Вопросы для самопроверки

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35

1. Какова роль причёски в имидже?
2. Какие типы причёсок вы знаете?

3. Какие требования следует соблюдать при индивидуальном подборе причёски?
Рекомендуемая литература
Константинов А.В. Парикмахерское дело. М., 1987.
Лобарева Л.А. Уроки привлекательности. М., 1995.
Шепелъ В.М. Секреты личного обаяния. М., 1997.
2.4. КОЛОРИСТИКА – ЭСТЕТИКА ТОНОВ. ВИЗУАЛЬНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ МИРА
Теория эстетического восприятия строится на том, что восприятие в основе своей представляет познавательный процесс, определяемый фор­
мами и типом зрительного восприятия.
Особый акцент будем делать на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а активный творческий процесс.
По мнению Арнхейма – автора интереснейшей книги «Искусство и визуальное восприятие», каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор суще­
ствующих черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и органи­
зацию всего этого в целостный образ.
В 20­х годах XX века появилось новое направление в психологии – гештальт. Термин гештальт не поддаётся однозначному переводу на рус­

111
ский язык, он обладает целым рядом значений: целостный, образ, структу­
ра, форма. И его можно употреблять без перевода, означая целостное объ­
единение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляю­
щих его частей. В своих работах гештальтпсихологи уделяли большое внимание проблемам восприятия. Они выступали прежде всего против ас­
социативной теории восприятия, господствовавшей в психологических теориях XIX века. Они стремились доказать, что восприятие носит целост­
ный характер и строится на основе создания целостных структур – гештальтов. Вместо абстрактных вопросов о том, как мы видим три изме­
рения, что такое сенсорные элементы, как возможно их объединение, гештальтпсихологи выдвинули реальные и конкретные проблемы: как мы видим вещи такими, какими они являются в действительности; как фигура воспринимается отдельно от фона; что такое поверхность; что такое фор­
ма; почему можно, ничего не меняя в предмете, «изменить» его вес, разме­
ры и другие параметры.
Попробуем разобраться, как мы видим, и помочь себе научиться управлять зрительным восприятием.
Итак – любое восприятие есть также и мышление, любое рассужде­
ние есть в то же время интуиция, любое наблюдение – также и творчество.
А каждый человек видит и слышит только то, что понимает, и отвергает то, что не понимает.
Часто считают, что глаз похож на фотокамеру. Однако существуют совершенно не сходные с камерой признаки восприятия. Глаз снабжает мозг информацией, кодирующейся в нервную активность – цепь электри­
ческих импульсов, которая в свою очередь с помощью своего кода и моз­
говой активности воспроизводит предметы. Это как буквы при чтении, символы не являются рисунками. Никакой внутренней картинки не возни­
кает! Для мозга это структурное возбуждение и есть предмет.
Наш мозг группирует предметы и простые фигуры и продолжает
(дорисовывает) незаконченные линии. Несколько линий – вот что нужно для глаза, остальное доделает мозг в меру своего развития и понимания.
В процесс зрительного восприятия включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничивается зрением, здесь и осязание, и вкусовые, цветовые, обонятельные, слуховые, другие чувственные характеристики этого предмета.
Восприятие выходит за пределы непосредственно данных нам ощу­
щений. Восприятие и мышление не существуют независимо друг от друга.
Фраза: «Я вижу то, что я понимаю» указывает на связь, которая действи­
тельно существует.
Описывая предметы и вещи, мы постоянно указываем на их соотне­
сённость с окружающей средой. Ни один предмет не воспринимается изо­
лированно. Восприятие чего­то означает приписывание этому «чего­то» места в системе: расположение в пространстве, степень яркости, цвет, ве­


112
личина, размер, расстояние и т.п. Меняя прическу, мы вдруг замечаем, что лицо немного округлилось. Подбирая фасон платья, мечтаем «вытянуть» ноги и шею и «уменьшить» объём талии. Мы видим больше, чем попадает на сетчатку глаза. И это не является действием интеллекта!
Кажется невероятным, но любая линия, нарисованная на бумаге или нанесённая на поверхность предмета (в нашем случае на одежду или на лицо), подобна камню, брошенному в спокойную воду пруда. Всё это – нарушение покоя, мобилизация пространства, действие, движение. И зре­
ние воспринимает это движение, это действие.
Здесь вступают в работу перцептивные силы. Являются ли эти силы реальными? В воспринимаемых предметах – нет (конечно, ваш рост не увеличился оттого, что вы надели костюм в вертикальную полоску), но эти силы можно рассматривать в качестве психологических двойников или эк­
вивалента физиологических сил, действующих в зрительной области го­
ловного мозга. Назвать эти силы иллюзиями нет основания, они иллюзор­
ны не в большей мере, чем цвета, присущие самим предметам, хотя цвета с физиологической точки зрения – это всего лишь реакция нервной системы на свет с определенной длиной волны.
Равновесие психическое и физическое
Обсуждая вопрос о влиянии местоположения объекта на его воспри­
ятие, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. С точки зрения физики равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга. Это определение относится и к перцеп­
тивным силам. Как и всякое физическое тело, каждая имеющая границы визуальная модель обладает точкой опоры или центром тяжести. Для чего нужно равновесие в создании образа? Несбалансированная композиция, будь то рисунок, расстановка мебели, подбор одежды или цветов и линий макияжа и причёски, выглядит случайной, временной. Когда отсутствуют спокойствие и ясность, у нас создаётся впечатление разрушения или неак­
куратности. Например, одежда клоуна – красное и голубое, делящее тело пополам – и фигура кажется нелепой, хотя обе половинки туловища и их физический вес равны. Отсутствие равновесия приводит к невозможности воспринять единое целое.
Вес
При создании визуальной композиции нельзя забывать и о кажущем­
ся весе. Вес зависит от местоположения детали или предмета. Элемент, расположенный в центре композиции или близко к нему, весит меньше, чем другие. Деталь в верхней части кажется тяжелее, чем внизу, а распо­
ложенная с правой стороны имеет больший вес, чем с левой. Вес зависит и от размера, больший предмет будет и выглядеть тяжелее. Красный (тёп­
лый) цвет тяжелее голубого (холодного), а яркие и светлые цвета тяжелее


113
тёмных. Например, чтобы взаимно уравновесить чёрное и белое, необхо­
димо площадь чёрного пространства сделать чуть больше белого. На вес влияют также форма предмета и направление воспринимаемых объектов.
Правильная геометрическая форма всегда выглядит тяжелее, чем непра­
вильная. Например, при сравнении одинаковых по весу и по цвету шара, квадрата и треугольника наиболее тяжёлым кажется шар.
Направление
Направление так же, как и вес, влияет на равновесие, т.е. на создание общего впечатления от предмета. Очень важно понять и запомнить, что в вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтали или вертикали на небольшой угол, это направление становит­
ся главенствующим. Самый простой и доступный пример этого правила – немного смещённый шов на чулках со швом!
Правая и левая стороны
Проблема возникает в связи с асимметрией правого и левого. Любой предмет, расположенный справа, выглядит тяжелее левого. Специалисты считают: всё, что расположено слева, имеет большее значение для наблю­
дателя, чем то, что расположено в центре или справа. Вспомните, где стоит трибуна оратора, где происходит главное действие на сцене: посередине, а чаще слева. Это явление связывают с доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором содержатся высшие мозговые центры – речь, чтение и письмо.
Очертание
В сущности, зрение – это средство практической ориентации в про­
странстве. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осозна­
ние нескольких характерных признаков объекта. (Плохо пропечатанная фотография превратила лицо в несколько серых пятен, но мы его узнаём.)
Человеческий взгляд – это в некоторой степени проникновение в сущность предмета. А очертание – всего лишь одна из существенных характеристик предмета, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Очертание – это граница массы. Но вот интересный пример: мы не видим скрытую сто­
рону мяча, но твёрдо знаем, что мяч круглый. То, что нам знакомо, высту­
пает как знание, которое прибавляется к непосредственному наблюдению.
Гештальтпсихологи считают, что любая стимулирующая модель воспринимается наиболее простой, т.е. предмет, который мы видим, состо­
ит из небольшого числа характерных структурных особенностей. И чем дальше от нас находится предмет, тем более простой формы фигуру мы видим. При пристальном рассматривании мы начинаем видеть и детали.


114
Подобие
При создании любой композиции необходимо помнить о принципе подобия: чем больше схожи между собой части какой­либо воспринимае­
мой модели, тем сильнее они будут объединяться в целое. Элементы, свя­
занные подобием формы, цвета, размера и т.д., стремятся быть располо­
женными в одной плоскости. Подобие создаёт сильный зрительный эффект, формируя и образуя зрительные модели. И чем проще модели, по­
лучающиеся таким образом, тем сильнее они бросаются в глаза, часто раз­
бивая композицию или создавая новую.
Дальнейшее развитие принципа подобия частей находит своё выра­
жение в закономерности, которая имеет дело с внутренним подобием зри­
тельно воспринимаемого объекта: когда существует выбор между несколь­
кими возможностями продолжения кривых (а человеческое тело, хочу напомнить, состоит только из них), то предпочтение отдаётся тому, кото­
рое наиболее последовательно сохраняет внутреннюю структуру. И ещё: всегда интервалы между криволинейными отрезками мысленно заполня­
ются нами и достраиваются до полной окружности. Также доказано, что подобие фигур или цветовых пятен выражается не в строгом повторении предыдущего, а в постепенном изменении формы. И глаз зрителя, вынуж­
денный следовать за этим перцептивным движением, видит новую форму!
Содержание предмета, а в нашем случае это человек, представляет нечто большее, чем просто внешнее очертание. Не случайно говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания.
Фигура и фон
Чтобы создать приятный для наблюдателя образ, необходимо пом­
нить, что мы постоянно имеем дело с фигурой или «пятном» на фоне.
Поверхность, заключённая в пределах некоторых границ, приобрета­
ет статус фигуры, тогда как окружающая её поверхность рассматривается в качестве фона. Поверхность, обладающая меньшей площадью, тоже часто становится фигурой. Важные факторы, оказывающие влияние на феномен
«фон – фигура», – текстура, цвет, расположение, объём. Например, части, расположенные внизу, имеют тенденцию быть ближе к зрителю, т.е. име­
ют больший вес, а значит, чаще всего оказываются «фигурой» на более лёгком фоне. Это же относится и к цвету: коротковолновые (холодные) цвета, находясь «дальше» от объекта, чем длинноволновые (тёплые), прежде всего красный, чаще смотрятся фоном, чем фигурой. Выпуклости обычно воспринимаются фигурами, а вогнутости – фоном.
Глаз
Свет – один из существенных элементов жизни – условие активной деятельности. Свет – это один из наиболее впечатляющих источников наших ощущений.