Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

115
Физики утверждают, что свет, который нас окружает, заимствован.
Свет, освещающий небо, послан через тёмную Вселенную на тёмную Зем­
лю с расстояния в 150 млн. км.
Почти всё живущее на Земле чувствительно к свету. Первые про­
стейшие глаза реагировали только на свет и изменение интенсивности све­
та. Восприятие формы и цвета предполагает более сложное строение глаз, способных к формированию образов, и мозг, достаточно развитый, чтобы интегрировать нервные сигналы от оптических образов на сетчатке. У высших животных есть клетки­рецепторы, чувствительные к цвету (иногда они располагаются по всему телу, как у земляного червя). Наши глаза – типичные глаза позвоночных: не самые сложные и не самые высокоорга­
низованные, но зато в дополнение к ним мы имеем самый совершенный в животном мире мозг.
Каждая часть глаза и даже его ткани – в высшей степени специали­
зированные образования.
Роговица – особая ткань, не снабжающаяся кровью; ткань роговицы получает питание не с помощью кровеносных сосудов, а непосредственно из жидкой среды глаза. Вследствие этого роговица изолирована от осталь­
ного тела глаза. Именно благодаря этому счастливому обстоятельству воз­
можна пересадка роговицы от одного человека другому в случае её помут­
нения. Подобной системой особо организованных структур, полностью изолированных от кровеносных сосудов, является и хрусталик.
Роговица преломляет свет, создавая возможность формировать изоб­
ражение.
В глазу непрерывно выделяется и всасывается водянистая жидкость, которая обновляется приблизительно каждые четыре часа.
Каждое глазное яблоко снабжено шестью внешними мышцами, ко­
торые поддерживают его в орбите в определённом положении и позволяют поворачиваться вслед за движущимся объектом.
Глаза работают совместно. Помимо внешних глазных мышц имеются также мышцы внутри глазного яблока. Радужная оболочка представляет собой кольцеобразную мышцу, создающую зрачок, через который свет проникает в хрусталик, расположенный непосредственно позади зрачка.
Эта мышца регулирует поток света и даёт возможность увидеть близко­
расположенные предметы. Другая мышца управляет фокусировкой хру­
сталика.
Хрусталик, меняя свою кривизну, позволяет видеть предметы, нахо­
дящиеся на разных расстояниях от глаза. Оказывается, развитие хрустали­
ка идёт от центра, клетки добавляются в течение всей жизни, хотя этот процесс с возрастом замедляется. Центр хрусталика, таким образом, – са­
мая старая часть, с годами клетки всё больше отделяются от кровеносной системы и постепенно отмирают. Хрусталик становится неэластичным,


116
плохо меняет форму при взгляде на различные расстояния и зрение посте­
пенно ухудшается.
Радужная оболочка пигментирована, она имеет широкий набор цве­
тов. Окрашенный пигмент создаёт «цвет глаз личности», представляющий особый интерес для поэтов, влюблённых, генетиков и визажистов. А глав­
ная задача цвета радужки в том, чтобы быть светонепроницаемой и слу­
жить эффективной преградой перед хрусталиком. Глаза, лишённые пиг­
мента (альбинизм), плохо приспособлены к яркому свету.
Зрачок не имеет никакой структуры, это отверстие, образованное ра­
дужной оболочкой, через которое свет проходит к хрусталику, а затем уже в качестве изображения к сетчатке.
Название сетчатки происходит от слова «сеть» или «паутина» и объ­
ясняется наличием густой сети кровеносных сосудов, которые её покры­
вают. Сетчатка – это тонкий слой взаимосвязанных нервных клеток, свето­
чувствительных колбочек и палочек, которые превращают свет в электрическое импульсы – язык нервной системы. Сетчатку часто рас­
сматривают как «вынесенную наружу часть головного мозга». Она являет­
ся специализированной частью мозговой коры, содержит типичные мозго­
вые клетки, расположенные между фоторецепторами и зрительным нервом, которые модифицируют электрическую активность, идущую от фоторецепторов. Таким образом, процессы зрительного восприятия, про­
текающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга.
Светотехнические характеристики
В повседневной жизни свет оценивается нами всегда очень прибли­
зительно, и только с количественной стороны: темнее, светлее, очень тем­
но, светло и т.п. Но, подобно тому, как любое природное тело мы можем измерять или в линейных единицах, определяя его габариты, или в едини­
цах кубических, выражая его объём, так и при характеристике света можно подходить к его оценке с разных сторон. Если нужна количественная сто­
рона, т.е. необходимо определить, сколько света посылается в том или ином направлении, то говорят о силе света, если же нужно определить, как свет распространяется по поверхности, то говорят об освещённости, а ко­
гда речь идёт о действии, которое свет производит на глаз, говорят о его яркости или светлоте. Все эти величины вытекают из представления о све­
товом потоке, которое является основополагающим для характеристики этих величин. Проблемой выяснения закономерности измерения силы све­
та, возможностью сравнивать и измерять свет занимался ещё Леонардо да
Винчи. «Если поместить сильный свет на расстоянии от неосвещённого предмета, а слабый свет – вблизи его, то окажется, что можно сделать так, что это тело будет либо одинаково тёмным, либо одинаково светлым».
Между словами «сила света», «светлота», «тон», «яркость», «освещён­
ность» много общего, но разобраться в каждом из них стоит.


117
Светотень
Световой поток, исходящий от источника, падает обыкновенно не на одну, а на множество разнообразных поверхностей, расположенных под разными углами друг к другу и по отношению к лучам света. В результате возникает весьма сложная картина распределения света и теней. Свето­
тень, распределившаяся по поверхности одного предмета, служит основ­
ным средством объёмно­пространственной моделировки формы. В зави­
симости от распределения светотени предмет может выглядеть плоскостным или объёмным. Основное при корректировке лица в декора­
тивной косметике – это знание местоположения теней и света на «идеаль­
ном» лице и умение их исправить при сравнении с тенями и светом на мо­
дели.
Зону света образует та часть предмета, которой достигают лучи све­
та, идущие непосредственно от источника, а противоположная ей зона те­
ни освещается только отражёнными лучами. Однако отражённый свет – это часть падающего света. Светлота как освещённой, так и отражённой части зависит от того, под каким углом падают на поверхность лучи света.
Если они падают под прямым углом, то в этом месте на предмете образу­
ется блик, подобно тому, что на затемнённой поверхности образуется ре­
флекс.
Свет, тень, блик и рефлекс на объёмной поверхности, а на теле и ли­
це человека нет ни одной прямой линии или плоскости, располагаются симметрично относительно зоны, называемой полутенью. Самое светлое место на свету – блик, а в тени – рефлекс. Выраженность блика и рефлекса зависит от фактуры поверхности: более гладкая и блестящая поверхность делает их резко очерченными, шероховатая заметно уменьшает их ясность.
Полутень включает в себя пограничные участки зон света и тени и являет­
ся той частью поверхности, которая даёт наиболее верную информацию о светлоте и цвете предмета. Нельзя злоупотреблять бликами (особенно важно это при нанесении макияжа или подборе одежды женщин элегант­
ного возраста). Пока преобладает чувство меры, блик служит одним из важнейших средств, передающих объём, но когда им злоупотребляют, он становится назойливым и пестрит.
Светотень прекрасно передаёт объём.
Освещённость и яркость
Освещённость характеризуется величиной светового потока, прихо­
дящейся на единицу площади поверхности.
Яркость зависит от освещённости и определяется количеством света, отражаемого от поверхности. Ни одна поверхность не отражает все 100% падающего на неё света.

118
Освещённость влияет не только на восприятие светлоты, но и на восприятие цвета. При более сильной освещённости выигрывает красный цвет и его оттенки, они становятся ярче, а при слабой освещённости – си­
ний. Это важно помнить визажисту: дневной макияж требует тёплых то­
нов, а вечерний – холодных.
Отражение света поверхностью
Отражение световых лучей от поверхности подчиняется закону, от­
крытому Ньютоном: угол падения луча равен углу отражения независимо от природы материала и длины световой волны. Падающий световой по­
ток, состоящий из параллельных лучей, отражаясь от гладкой поверхности, тоже будет состоять из параллельных лучей и казаться как бы исходящим от этой поверхности. Поверхность, отражающая таким образом свет, назы­
вается блестящей.
Шероховатые тела отражают по такому же закону, что и блестящие.
Однако их поверхность состоит из множества мелких поверхностей, рас­
положенных под разными углами, свет, отражаясь от них в разных направ­
лениях, рассеивается. Это ещё называется диффузным рассеянием света.
Такие поверхности с разных точек зрения кажутся одинаковыми по свет­
лоте, не имеют бликов и называются матовыми.
Индивидуальные способности поверхности сочетать рассеивание и прямое отражение света определяют её характер, фактуру. Мы можем ска­
зать: металлический, алмазный, стеклянный, фарфоровый и т.д. блеск, раз­
деляя их по едва уловимым признакам, которые почти не поддаются сло­
весному определению.
Ахроматические цвета
Белый свет с точки зрения физики представляет собой световой по­
ток, состоящий из волн различной длины. Разные поверхности встречают падающие на них лучи света с разной степенью «гостеприимства»: одни поверхности, например, поглощают коротковолновые и отражают длинно­
волновые лучи, другие – наоборот. При таком избирательном поглощении световых лучей поверхность приобретает определённую окраску, цвет. Но есть поверхности, которые более или менее равномерно поглощают и от­
ражают лучи всех длин волн. Такое неизбирательное поглощение создаёт серые поверхности. Чем более неизбирательна поверхность, т.е. безраз­
лично к длине волны будет больше отражать световых лучей, тем она бу­
дет белее, и наоборот, чем меньше, тем чернее.
Поверхности, равномерно отражающие лучи всех длин волн, назы­
ваются ахроматическими. Они обладают только одной характеристикой – светлотой, которая в основном определяется количеством отражённого по­
верхностью света и составляют постепенный ряд ахроматических тонов –


119
от белого до чёрного. Парадоксальность названия «бесцветный» цвет ещё раз указывает на неразрывность цвета и света.
Мы довольно легко можем выбрать между предметами более или менее тёмный, но отметить, насколько один темнее другого, мы не можем.
Поэтому светлоту измеряют посредством единиц, отмечающих равенство или неравенство яркостей.
Яркость и светлота
В быту эти понятия не различаются. Как правило, слово яркость упо­
требляют для характеристики особенно светлых поверхностей, сильно освещённых и отражающих большое количество света. Слово яркость так­
же часто служит характеристикой цвета, причём имеется в виду его насы­
щенность и чистота. И ещё яркость используется для определения или оценки источника света.
В цветоведении различие между этими терминами достаточно опре­
делено. Яркость – понятие физическое. Величина яркости характеризуется количеством света, попадающего в глаз наблюдателя от поверхности, из­
лучающей или отражающей свет. Светлота же – это ощущение яркости, в котором важную роль играют конкретные условия восприятия, это поня­
тие, относящееся, прежде всего к компетенции психологии. Одна и та же физическая, объективная яркость может вызвать различные ощущения светлоты, и, наоборот, одна и та же светлота может соответствовать раз­
личным степеням яркости.
Пороговая чувствительность легко меняется при переходе от одних условий освещённости к другим. При резком изменении освещения на не­
которое время она значительно понижается, а затем, по мере привыкания глаза, начинает повышаться. Можно легко напутать с цветом и светлотой, работая при ярком или, наоборот, тусклом освещении или на солнечном свете. (Синие цвета при естественном вечернем освещении кажутся более яркими, красные и жёлтые – менее насыщенными, белесоватыми, а при больших яркостях – желтоватыми.)
Белизна
Термин «белизна» по своему содержанию близок понятиям яркость и светлота, однако, в отличие от них, он содержит оттенок качественной и даже в какой­то мере эстетической характеристики. Что такое белизна?
Если светлота характеризует восприятие яркости, то белизна характеризу­
ет восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отра­
жает падающего света, тем она будет белее. Теоретически это поверхность, отражающая все падающие на нее лучи, однако на практике таких поверх­
ностей не существует. В живописи, например, белизну выражают матема­
тически: баритовые белила – 99%, цинковые белила – 94%, бумага – 86%, мел – 84%. Мы же будем говорить о белизне кожи лица или белизне бел­


120
ков глаз, что вообще не поддаётся никаким подсчётам, но имеет огромное значение в подборе цветов одежды, макияжа и оттенков волос.
Тело, которое совершенно не отражает свет, называют абсолютно чёрным. Но это тоже теоретическое понятие. Поскольку чернота видна, значит, отражает хоть какую­то толику света.
Художник Ивенс следующим образом определял различие между белым, серым и чёрным: «Белое – это феномен, относящийся полностью к восприятию поверхности, серое – восприятие относительной светлоты по­
верхности, чёрное – положительное восприятие недостаточности стимула для обеспечения должного уровня зрения».
На практике ахроматические цвета при сопоставлении всегда имеют какие­то цветовые оттенки.
Постоянство белизны
Явление константности цвета или света сводится к тому, что, не­
смотря на непостоянство и изменчивость получаемых сетчаткой глаза све­
товых сигналов, в восприятии мы получаем более или менее постоянный образ, соответствующий реальному объекту.
Белый лист бумаги воспринимается белым и в слабо, и в ярко осве­
щённом помещении. Эта константа существует для всех цветов. Есть некая аналогия между постоянством восприятия белизны и восприятием величи­
ны размеров – мы не замечаем перспективных изменений видимых разме­
ров предмета, когда они находятся далеко от нас, и ясно видим их умень­
шение на большом расстоянии.
Зрительная оценка белизны поверхности зависит, таким образом, от количества света, отражаемого поверхностью, и от установки восприятия.
Светотень и перспектива
Леонардо да Винчи говорил о наличии «трех перспектив, т.е. умень­
шении тел, уменьшении их величин и уменьшении их цвета. Первое уменьшение происходит от глаз, а два другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметом, видимым этим глазом». Это ли­
нейная, воздушная и цветная перспектива. По мере удаления от предмета он теряет резкость очертаний и изменяет свою светлоту. При этом тёмные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, тем­
неют.
ЦВЕТ
Когда свет попадает на некоторый объект, может происходить одно из трёх событий: свет может поглощаться, а энергия его превращается в тепло, как это бывает, когда кто­то или что­то нагревается на солнце; он может проходить сквозь объект, если, например, на пути солнечных лучей окажется вода или стекло; либо он может отражаться, как в случае зеркала

121
или любого светлого предмета, например белой стены. Часто происходят два или все три события; например, часть света может поглотиться, а часть
– отразиться. Тогда появляется то, что мы называем цветом. Для многих объектов относительное количество поглощённого и отражённого света зависит от длины волны. Зелёный лист растения поглощает длинно­ и ко­
ротковолновый свет и отражает свет промежуточной области спектра, так что при освещении листа солнечными лучами отражённый свет будет иметь выраженный широкий максимум на средних длинах волн (в области зелёного).
Вещество, которое поглощает часть падающего на него света и от­
ражает остальную часть, называется пигментом. Сразу же добавим: какой именно цвет мы увидим, зависит не только от длины волн, но также от распределения энергии между различными участками спектра и от свойств нашей зрительной системы. Здесь присутствует как физика, так и биоло­
гия.
Леонардо да Винчи предвосхитил последующие открытия, когда за­
явил: «Белое не есть цвет, но оно в состоянии воспринять любой цвет».
Великому английскому физику Исааку Ньютону экспериментально уда­
лось доказать, что белый солнечный свет представляет собой смесь разно­
образных цветов.
Увлечённый поисками аналогий между цветом и звуком, Ньютон разделил полученный им спектр – последовательный ряд ярких цветов – на семь частей соответственно семи тонам музыкальной диатонической гам­
мы и обозначил их словами: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голу­
бой, синий и фиолетовый.
Одновременно он обнаружил, что белый свет состоит из световых лучей, которые неодинаково преломляются, проходя через одну и ту же среду, и что этой неоднородности лучей и соответствует разница в ощуще­
нии цвета, которые они вызывают, попадая в глаза человека. Он также об­
ратил внимание, что каждый из этих цветов занимает в спектре различный по ширине участок.
Опыты Ньютона имели большое значение для развития научных взглядов на природу цвета.
Согласно современным воззрениям, спектр образуется потоком лу­
чей с разной длиной световой волны. Если поток состоит из лучей, имею­
щих одну длину, то он – монохроматический. Теоретически световой по­
ток, состоящий, допустим, из лучей, имеющих длину волны в 637 нм, вызывает иное ощущение цвета, чем поток из лучей в 638 нм. Однако глаз не реагирует на столь незначительное изменение в волновом составе излу­
чения, и практически считается монохромным потоком, который содержит различные лучи в пределах ±10 нм. Но с таким спектральным цветом в действительности мы дела не имеем. Обычно глаз получает смешанные потоки, состоящие из волн различной длины. Ощущение красного или си­