Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

140
него и на душу, – писал Гёте – Цвета действуют на душу: они могут вызы­
вать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют». До сих пор не разрешена загадка цвета
– почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись «цветовым инстру­
ментом состояния души»? Почему человек столь чутко откликается на все­

возможные цветовые коды окружения?
Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры». Аристотель писал: «Всё живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». Ивли
Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убежда­
ешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта – не удовле­
творение прихоти человека, а необходимость для него».
Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведём несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере «Цвет в деятельности человека».
«Физиологическое и психофизическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии... Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали ещё средневе­
ковые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых других кожных заболеваний. Изучались и другие цветовые лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было эмпирическим, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений По­
эга над тем же свойством фиолетового цвета оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний...»
Зелёный цвет был использован Пото при лечении нервных заболева­
ний и психопатических расстройств. Он считал, что этот цвет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больно­
го контролировать свои поступки.
Возможности цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое об­
лучение светом, использование лазерных устройств, создание однотонных интерьеров, применение пропускаемых через самоцветы светотоков, направленное влияние на точки акупунктуры, целевое воздействие на ак­
тивные зоны радужки глаза – сегодня существует множество методов вве­
дения цветоэнергий в информационно­энергетический метаболизм челове­
ка. Причём все эти приёмы эффективны вне зависимости от степени осознания человеком характера и направленности цветоэнергетического


141
воздействия. Цвет, как и звук, является естественным интегратором фи­
зиологических и психических процессов.
О влиянии цвета на психику человека и его использовании в меди­
цине пишет М. Дерибере:
«Зелёный цвет влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус, создаёт ощущение тепла, расширяя капиллярные сосуды. Облегчает невралгии и мигрени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зе­
лёный успокаивает, и его употребление не даёт никаких вредных послед­
ствий
Голубой цвет – антисептический. Он уменьшает нагноения, может быть полезен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и да­
же при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает боль­
ше, чем зелёный. Однако от слишком долгого облучения голубым цветом возникает некоторая усталость или угнетённость.
Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление, создаёт чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но может утомить.
Жёлтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности. Долгое облучение препятствует колебаниям в течении болезни.
Красный цвет – тёплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эф­
фективен для меланхоликов.
Фиолетовый действует на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды, уве­
личивает выносливость ткани. Аметистовый цвет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого.
Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный – кровь святого, зелёный – надежду на бессмертие души, голубой цвет символизи­
ровал печаль».
Известно символическое значение каждого цвета в русской иконопи­
си, обусловленное различными художественными течениями, как местны­
ми, так и заимствованными из Византии и от южных славян.
В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олице­
творял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал, прежде всего, кровь Иисуса Христа, был символом пламенности, огня, жизни. Пурпурный цвет в искусстве Византии олицетворял идею импера­
торской власти. Голубой – идеи созерцательности, цвет неба и горного ми­
ра. Зелёный – идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся и применяется для обозначения райского сада. Белый в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету.


142
Известно символическое значение цвета и в народном творчестве, которое складывалось под воздействием окружающей природы. У многих народов красный – символ солнца и любви, зелёный – надежды, белый – чистоты и невинности.
Вывод напрашивается сам собой: можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путём, достигая значительных результатов правильным под­
бором цветов и формы одежды, причёсок, макияжа, интерьера, создавая вокруг себя благоприятную гармоничную цветовую обстановку, без ис­
пользования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий.
Практикум
1. Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Приго-
товьте растворы двух красок. На бумагу положите рядом несколько маз-
ков каждой краской, дождитесь, чтобы краска высохла, затем кисточ-
кой, смоченной чистой водой, размойте и соедините их края. Оба цвета
как бы ввиваются один в другой, создавая интересные переходы от одного
к другому.
2. Сделайте упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите
несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть
заходил на другой, пока краски не высохли. Попробуйте получить инте-
ресные переходы цвета, используя бумагу, смоченную водой (по мокрому).
3. Выполните упражнение по получению различных оттенков
цвета в акварельной живописи путём наложения одного цвета на про-
сохший слой другого. Новые цвета образуются от просвечивания одного
слоя сквозь другой.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение цветоведения.

2. Что обозначает термин «зрительное восприятие»?
3. Приведите примеры «веса» в одежде, причёске, макияже.
4. Роль «подобия» в подборе одежды, причёски, макияжа, аксес­
суаров.
5. Что такое цвет? Назовите спектральные цвета.
6. Назовите основные характеристики цвета и кратко охаракте­
ризуйте их.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   35

7. Что такое светотень и как она «работает» при коррекции лица?
8. Какие цвета называются холодными, а какие теплыми?
Рекомендуемая литература

143
Агюстон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.
М., 1988.
Вибер Ж. Живопись и ее средства М., 2001.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись М., 1986
Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М., 1995.
2.5. МАКИЯЖ И ЕГО ДОСТУПНОСТЬ. ИСКУССТВО
МАКИЯЖА
Древние китайцы говорили: красота – это судьба. Ваше лицо – ваша удача. Человек сам распоряжается тем, что даровано ему природой, он и вправду кузнец своего счастья. Осознание природных способностей помо­
гает максимально совершенствовать свою внешность, свой характер, а зна­
чит, саму жизнь. Присмотритесь к изображению прелестного лица Нефер­
тити. Вы заметите, что её красота не только удивительный дар природы, но и результат взаимодействия природы и косметики. Сейчас бы мы сказали, что у Нефертити прекрасный макияж, лицо её старательно покрыто румя­
нами и белилами, брови подчернены, векам придан зеленоватый оттенок, необыкновенно выразительный рот накрашен тёмно­красной помадой. Но всё сделано для того, чтобы подчеркнуть естественную красоту, ничего не изменяя.
Макияж выполнит свою задачу только тогда, когда он естественно оживит черты, поможет скрыть мелкие недостатки и выявить достоинства.
Но он не поможет, если вы любой ценой будете стремиться стать похожей на известную кинозвезду, этим вы навредите своей индивидуальности.
Последние исследования показали, что женщины, которые прибега­
ют к декоративной косметике, более авторитетны, отличаются лучшей профессиональной подготовкой, они продвигаются по службе быстрее тех, кто не пользуется гримом. Макияж не только украшает лицо – он ведёт к славе, успеху, а главное – к гармонии между внутренним Я и окружающим человека миром.
Задача визажистов­косметологов и самой женщины в том и состоит, чтобы подчеркнуть своеобразие, самобытность, индивидуальность лица, показать его характерную красоту.
Если говорить о декоративной косметике, то она помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркнуть то, что уже есть у женщины, что украшает её и обнаруживает её неповторимость. Выявить скрытые до­
стоинства женщины – в этом и есть суть искусства макияжа.
Пользуясь декоративной косметикой, надо помнить о времени суток и чувстве меры, о возрасте и стиле, о форме лица и моде.
ГАРМОНИЯ ЦВЕТА


144
Каждый из нас имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдаёт предпочтение каким­то своим любимым цветам. Цвета влияют на человека гораздо сильнее, чем мы это осознаём. Цвет тесно переплетён со всеми ас­
пектами нашей жизни: он становится важной частью нашего языка, мы ис­
пользуем его для описания нашего физического состояния, эмоций, пози­
ций и духовного опыта.
Визажист работает так же, как живописец, только красками для него служат тональные крема, румяна, пудра, тени, губная помада, то есть сред­
ства декоративной косметики.
Природа щедра – выбирайте из всего изобилия цветов то, что гармо­
нирует с вашим обликом, цветом ваших глаз, волос, кожи, туалетом и об­
щим стилем, и то, что соответствует вашему психологическому состоянию, настроению, возрасту, интеллекту.
ЦВЕТОВЫЕ ТИПЫ И ИХ ПРИЗНАКИ
Автор теории четырёх времён года, швейцарский художник Иохан­
нес Иттен в книге «Искусство цвета» несколько десятилетий назад предпо­
ложил, что каждого человека привлекают строго определённые цвета. Ве­
роятно, это связано с генетически закодированной цветовой программой, с которой мы рождаемся. Она выражается в цвете глаз, волос, оттенке кожи.
В своих цветах мы чувствуем себя хорошо, нам сопутствует чувство комфорта и защищённости. И напротив, самое красивое платье чужого цвета способно не только подчеркнуть недостатки вашего лица, но и со­
здать несуществующие. Более того, оно может продиктовать несвойствен­
ную вам манеру поведения, спровоцировать угнетённое и подавленное со­
стояние.
Обычно свои цвета мы выбираем интуитивно и от того, насколько наш выбор точен, зависит, органично ли мы выглядим. Тот, кто хочет про­
верить себя, может довериться специалистам по колористическому анали­
зу – он основан именно на теории Иоханнеса Иттена. Суть её в том, что внешность каждого из нас относится к одному из типов – холодному (зима, лето) или тёплому (осень, весна). Кто вы?
Вы садитесь перед зеркалом, макияж смыт, одежда покрыта белой пелериной, волосы зачёсаны назад (если предполагается изменить есте­
ственный цвет волос, их убирают под белую шапочку). Включаются яркие лампы. Поочерёдно вокруг шеи кладутся цветные платки, условно соот­
ветствующие определённым временам года. При этом сопоставляется ре­
акция кожи, глаз, губ на разные цвета. В чужих цветах лицо выглядит усталым, резко обозначаются морщинки, взгляд становится потухшим. В своих – лицо становится свежим, полным жизни, черты смягчаются, глаза блестят. Прежде всего, определяется, к холодному или тёплому типу отно­
сится внешность (табл. 2). Затем – какие тона соответствующей палитры больше подходят к лицу (табл. 3) – чистые, прозрачные, контрастные, ин­