Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
140
него и на душу, – писал Гёте – Цвета действуют на душу: они могут вызы
вать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют». До сих пор не разрешена загадка цвета
– почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись «цветовым инстру
ментом состояния души»? Почему человек столь чутко откликается на все
возможные цветовые коды окружения?
Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры». Аристотель писал: «Всё живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». Ивли
Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убежда
ешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта – не удовле
творение прихоти человека, а необходимость для него».
Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведём несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере «Цвет в деятельности человека».
«Физиологическое и психофизическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии... Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали ещё средневе
ковые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых других кожных заболеваний. Изучались и другие цветовые лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было эмпирическим, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений По
эга над тем же свойством фиолетового цвета оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний...»
Зелёный цвет был использован Пото при лечении нервных заболева
ний и психопатических расстройств. Он считал, что этот цвет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больно
го контролировать свои поступки.
Возможности цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое об
лучение светом, использование лазерных устройств, создание однотонных интерьеров, применение пропускаемых через самоцветы светотоков, направленное влияние на точки акупунктуры, целевое воздействие на ак
тивные зоны радужки глаза – сегодня существует множество методов вве
дения цветоэнергий в информационноэнергетический метаболизм челове
ка. Причём все эти приёмы эффективны вне зависимости от степени осознания человеком характера и направленности цветоэнергетического
141
воздействия. Цвет, как и звук, является естественным интегратором фи
зиологических и психических процессов.
О влиянии цвета на психику человека и его использовании в меди
цине пишет М. Дерибере:
«Зелёный цвет влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус, создаёт ощущение тепла, расширяя капиллярные сосуды. Облегчает невралгии и мигрени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зе
лёный успокаивает, и его употребление не даёт никаких вредных послед
ствий
Голубой цвет – антисептический. Он уменьшает нагноения, может быть полезен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и да
же при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает боль
ше, чем зелёный. Однако от слишком долгого облучения голубым цветом возникает некоторая усталость или угнетённость.
Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление, создаёт чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но может утомить.
Жёлтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности. Долгое облучение препятствует колебаниям в течении болезни.
Красный цвет – тёплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эф
фективен для меланхоликов.
Фиолетовый действует на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды, уве
личивает выносливость ткани. Аметистовый цвет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого.
Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный – кровь святого, зелёный – надежду на бессмертие души, голубой цвет символизи
ровал печаль».
Известно символическое значение каждого цвета в русской иконопи
си, обусловленное различными художественными течениями, как местны
ми, так и заимствованными из Византии и от южных славян.
В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олице
творял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал, прежде всего, кровь Иисуса Христа, был символом пламенности, огня, жизни. Пурпурный цвет в искусстве Византии олицетворял идею импера
торской власти. Голубой – идеи созерцательности, цвет неба и горного ми
ра. Зелёный – идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся и применяется для обозначения райского сада. Белый в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету.
142
Известно символическое значение цвета и в народном творчестве, которое складывалось под воздействием окружающей природы. У многих народов красный – символ солнца и любви, зелёный – надежды, белый – чистоты и невинности.
Вывод напрашивается сам собой: можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путём, достигая значительных результатов правильным под
бором цветов и формы одежды, причёсок, макияжа, интерьера, создавая вокруг себя благоприятную гармоничную цветовую обстановку, без ис
пользования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий.
Практикум
1. Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Приго-
товьте растворы двух красок. На бумагу положите рядом несколько маз-
ков каждой краской, дождитесь, чтобы краска высохла, затем кисточ-
кой, смоченной чистой водой, размойте и соедините их края. Оба цвета
как бы ввиваются один в другой, создавая интересные переходы от одного
к другому.
2. Сделайте упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите
несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть
заходил на другой, пока краски не высохли. Попробуйте получить инте-
ресные переходы цвета, используя бумагу, смоченную водой (по мокрому).
3. Выполните упражнение по получению различных оттенков
цвета в акварельной живописи путём наложения одного цвета на про-
сохший слой другого. Новые цвета образуются от просвечивания одного
слоя сквозь другой.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение цветоведения.
2. Что обозначает термин «зрительное восприятие»?
3. Приведите примеры «веса» в одежде, причёске, макияже.
4. Роль «подобия» в подборе одежды, причёски, макияжа, аксес
суаров.
5. Что такое цвет? Назовите спектральные цвета.
6. Назовите основные характеристики цвета и кратко охаракте
ризуйте их.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 35
7. Что такое светотень и как она «работает» при коррекции лица?
8. Какие цвета называются холодными, а какие теплыми?
Рекомендуемая литература
143
Агюстон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.
М., 1988.
Вибер Ж. Живопись и ее средства М., 2001.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись М., 1986
Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М., 1995.
2.5. МАКИЯЖ И ЕГО ДОСТУПНОСТЬ. ИСКУССТВО
МАКИЯЖА
Древние китайцы говорили: красота – это судьба. Ваше лицо – ваша удача. Человек сам распоряжается тем, что даровано ему природой, он и вправду кузнец своего счастья. Осознание природных способностей помо
гает максимально совершенствовать свою внешность, свой характер, а зна
чит, саму жизнь. Присмотритесь к изображению прелестного лица Нефер
тити. Вы заметите, что её красота не только удивительный дар природы, но и результат взаимодействия природы и косметики. Сейчас бы мы сказали, что у Нефертити прекрасный макияж, лицо её старательно покрыто румя
нами и белилами, брови подчернены, векам придан зеленоватый оттенок, необыкновенно выразительный рот накрашен тёмнокрасной помадой. Но всё сделано для того, чтобы подчеркнуть естественную красоту, ничего не изменяя.
Макияж выполнит свою задачу только тогда, когда он естественно оживит черты, поможет скрыть мелкие недостатки и выявить достоинства.
Но он не поможет, если вы любой ценой будете стремиться стать похожей на известную кинозвезду, этим вы навредите своей индивидуальности.
Последние исследования показали, что женщины, которые прибега
ют к декоративной косметике, более авторитетны, отличаются лучшей профессиональной подготовкой, они продвигаются по службе быстрее тех, кто не пользуется гримом. Макияж не только украшает лицо – он ведёт к славе, успеху, а главное – к гармонии между внутренним Я и окружающим человека миром.
Задача визажистовкосметологов и самой женщины в том и состоит, чтобы подчеркнуть своеобразие, самобытность, индивидуальность лица, показать его характерную красоту.
Если говорить о декоративной косметике, то она помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркнуть то, что уже есть у женщины, что украшает её и обнаруживает её неповторимость. Выявить скрытые до
стоинства женщины – в этом и есть суть искусства макияжа.
Пользуясь декоративной косметикой, надо помнить о времени суток и чувстве меры, о возрасте и стиле, о форме лица и моде.
ГАРМОНИЯ ЦВЕТА
144
Каждый из нас имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдаёт предпочтение какимто своим любимым цветам. Цвета влияют на человека гораздо сильнее, чем мы это осознаём. Цвет тесно переплетён со всеми ас
пектами нашей жизни: он становится важной частью нашего языка, мы ис
пользуем его для описания нашего физического состояния, эмоций, пози
ций и духовного опыта.
Визажист работает так же, как живописец, только красками для него служат тональные крема, румяна, пудра, тени, губная помада, то есть сред
ства декоративной косметики.
Природа щедра – выбирайте из всего изобилия цветов то, что гармо
нирует с вашим обликом, цветом ваших глаз, волос, кожи, туалетом и об
щим стилем, и то, что соответствует вашему психологическому состоянию, настроению, возрасту, интеллекту.
ЦВЕТОВЫЕ ТИПЫ И ИХ ПРИЗНАКИ
Автор теории четырёх времён года, швейцарский художник Иохан
нес Иттен в книге «Искусство цвета» несколько десятилетий назад предпо
ложил, что каждого человека привлекают строго определённые цвета. Ве
роятно, это связано с генетически закодированной цветовой программой, с которой мы рождаемся. Она выражается в цвете глаз, волос, оттенке кожи.
В своих цветах мы чувствуем себя хорошо, нам сопутствует чувство комфорта и защищённости. И напротив, самое красивое платье чужого цвета способно не только подчеркнуть недостатки вашего лица, но и со
здать несуществующие. Более того, оно может продиктовать несвойствен
ную вам манеру поведения, спровоцировать угнетённое и подавленное со
стояние.
Обычно свои цвета мы выбираем интуитивно и от того, насколько наш выбор точен, зависит, органично ли мы выглядим. Тот, кто хочет про
верить себя, может довериться специалистам по колористическому анали
зу – он основан именно на теории Иоханнеса Иттена. Суть её в том, что внешность каждого из нас относится к одному из типов – холодному (зима, лето) или тёплому (осень, весна). Кто вы?
Вы садитесь перед зеркалом, макияж смыт, одежда покрыта белой пелериной, волосы зачёсаны назад (если предполагается изменить есте
ственный цвет волос, их убирают под белую шапочку). Включаются яркие лампы. Поочерёдно вокруг шеи кладутся цветные платки, условно соот
ветствующие определённым временам года. При этом сопоставляется ре
акция кожи, глаз, губ на разные цвета. В чужих цветах лицо выглядит усталым, резко обозначаются морщинки, взгляд становится потухшим. В своих – лицо становится свежим, полным жизни, черты смягчаются, глаза блестят. Прежде всего, определяется, к холодному или тёплому типу отно
сится внешность (табл. 2). Затем – какие тона соответствующей палитры больше подходят к лицу (табл. 3) – чистые, прозрачные, контрастные, ин