Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Почему голос – один из важных составляющих имиджа?
2. Что создает красоту звучащего голоса?

3. Что такое дикция?
4. Какой вид дыхания является оптимальным для звучащей речи?
Рекомендуемая литература
Саричева Е Сценическая речь. М., 1955.
Емельянов В.В. Развитие голоса. СПб., 1997.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. в начало
2.12. ОЧАРОВАНИЕ СЛОВОМ. РЕЧЬ – КУЛЬТУРА БЛАГО-
ЗВУЧИЯ
Современные имиджмейкеры вполне могут считать своим девизом утверждение А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно такую цель должен преследовать со­
здатель нужного, «заданного» имиджа, и именно таким имиджем он дол­
жен обладать сам. Но если в работе над лицом и одеждой профессиональ­
ный имиджмейкер может вполне опереться на достижения стилистов, визажистов, косметологов, модельеров, то в работе над душой и мыслью

227
опоры не столь очевидны и не так легко достижимы. Без самостоятельного и целенаправленного обучения достичь красоты мысли и слова невозмож­
но. «Необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры, необ­
ходимо изучить до тонкости все движения души, которыми природа наде­
лила род человеческий, нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами, ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, и благовоспи­
танность», – считал Цицерон, говоря о требованиях, предъявляемых к ора­
торам (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 81.).
По одному перечню необходимых знаний и навыков становится ясно, что очарование словом – это результат длительной, серьезной и основательной подготовки, что только «труд, работа, обучение и мудрость образуют ве­
нец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на го­
ловы тем, которые его любят» (Платон. Федр).
Необходимость специально обучать овладению мастерством Звуча­
щего Слова была осознана в античной Греции. В V в. до н.э. возникают первые риторические школы, разрабатываются оригинальные программы по ораторскому искусству, социальной ценностью становится Культ Сло­
ва. Желание людей овладеть речевым искусством было так велико и так массово, что именно учителя риторики оказались самыми востребованны­
ми и поэтому наиболее состоятельными людьми. Объяснение этого фено­
менального успеха речевого образования следует искать в универсальном значении Речи и Слова в жизни людей. Речь – это не только средство пере­
дачи информации и основа коммуникативного контакта. Речь – это всегда оценка человека, его основная и наиболее объективная характеристика. С помощью речевого воздействия можно управлять энергетическим ресур­
сом человека, существенно корректировать его личностные параметры, изменять ценностные установки. Только речь способна скрывать визуаль­
ное несовершенство, делая его незаметным и незначимым. И только речь способна наиболее ярко и отчетливо высветить внутреннее убожество, как бы искусно оно ни было завуалировано эффектным внешним фасадом.
Система современного риторического образования, опираясь на до­
стижения классической риторики, основную свою задачу видит в том, что­
бы разработать предельно доступные и наиболее эффективные речевые технологии, способные сформировать у человека навыки хорошего и ре­
зультативно звучащего слова. К их числу относятся:
1. Технологии, формирующие культуру благозвучия
2. Технологии, используемые при создании конкретного речевого произведения.
3. Технологии, регулирующие речевое поведение в процессе об­
щения.
Аристотель отмечал, что из трех элементов речевого взаимодей­
ствия: самого оратора, предмета речи и слушателя, главным в процессе


228
общения является именно слушатель, его реакция и оценка речевой ком­
муникации. Современные исследования в области психологии риторики подтверждают это положение Аристотеля данными психологии восприя­
тия. До 80% получаемой информации адресат речи воспринимает подсо­
знательно. Чтобы сформировать нужный имидж, оратору особенно важны первые минуты коммуникативного контакта. В это время реакция адресата на речевую ситуацию и ее участников носит преимущественно эмоцио­
нально­оценочный характер. Это значит, что в сферу действия такой оцен­
ки в первую очередь попадает звуковое оформление передаваемой инфор­
мации и невербальное поведение оратора. Поэтому «выиграть» на этом этапе речевого состязания оратор может, только освоив культуру благо­
звучия и владея навыками эффектного «вхождения» в речь. Само сочета­
ние «благо и звучание» отражает тот эффект, который должен возникнуть при звуковом оформлении речи. С точки зрения слушателя – это комфорт­
ное, располагающее, воспринимаемое с удовольствием и наслаждением, звучащее слово оратора. Такой эффект возникает при одновременном со­
четании правильного речевого дыхания, свободного от мышечного напря­
жения звучания голоса, равномерной работы голосовых резонаторов, пра­
вильной и чёткой артикуляции звуков, соблюдении интонационно­
мелодического рисунка произносимой речи. Технологии, целенаправленно формирующие культуру благозвучия, предоставлены в особом разделе ри­
торики – технике речи.
Звучный, гибкий, красивый голос – это, прежде всего правильная ор­
ганизация речевого дыхания. Звуки речи образуются при выдохе, поэтому основное упражнение для тренировки речевого дыхания следующее: ко­
роткий вдох, затем пауза для укрепления брюшного пресса и длительный выдох через рот в соотношении времени вдоха и выдоха 1:15–20.
Начинать работу над голосом нужно с того, чтобы создать условия для свободного звучания. Для этого необходимо снять мышечное напря­
жение в области гортани, где расположены голосовые связки. Произнесите звук «М» с закрытым ртом и тихо стоните на выдохе. Укрепив звук «М», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки У­О­А­Э­Ы­И: Мммммм­
У­мммм­О­мммм­А­мммм­Э­мммм­Ы­мммм­И­мммм.
Дополните это упражнение другими, обращаясь к литературе по технике речи.
Чёткое произношение звуков зависит от степени тренированности наиболее активных речевых органов – губ и языка. Поэтому отработка дикции, соответствующей фонетической норме русского языка, должна начинаться с артикуляционной гимнастики и дикционного тренинга. Наря­
ду со специальными упражнениями для повседневной тренировки речево­
го аппарата можно использовать сочетание «улыбки и поцелуя», адресо­
ванных себе лично. Включение этого приятного упражнения в комплекс утренней разминки обеспечит хорошее настроение в начале рабочего дня.


229
Особая роль в создании благозвучия принадлежит интонации. Со­
временные исследователи отмечают, что более 38% передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонационная окраска речи. Интона­
ция передаёт эмоциональное распределение голосовых и речевых средств в коммуникативном контакте, создавая особый мелодический рисунок зву­
чащего слова. Если при прочтении написанного текста, выбор необходи­
мой интонации в первую очередь подсказывают знаки препинания, то при устном общении интонационно­мелодический рисунок речи зависит от эмоционально­психического состояния говорящего и его отношения к предмету речи. Если оратор находится в состоянии эмоционального напряжения (возбуждение, излишнее волнение, страх, депрессия, уста­
лость), то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей воз­
никнут аналогичные, но нежелательные для них ощущения. Чтобы избе­
жать таких последствий, современная риторика рекомендует оратору перед началом публичного выступления проводить психофизиологическую са­
моподготовку. Опережая возможное мышечное напряжение, полезно сде­
лать следующее упражнение: поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела. Сожмутся ку­
лаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4–5 сек., после чего мысленно скомандуйте се­
бе «сброс» и моментально сбросьте с мышц всё напряжение. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете приятное ощущение расслаблен­
ной мускулатуры.
После этого постарайтесь мысленно проанализировать предстоящую речевую ситуацию. Сознательно сосредоточьтесь на излагаемой проблеме, теме, вопросе как на главной цели и задаче своего выступления, т.е. пере­
ключите внимание со своего состояния на тему предстоящего общения.
Специальными упражнениями для выработки навыков выразитель­
ного интонирования являются следующие тексты:
Льюис Кэрролл. Бармаглот.
Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкали зелюки, как мюмзики в мове. И бойся Бармаглота, сын! Он так свиреп и дик, а в глуще рымит исполин – злопастный Брандашмыг! Но взял он меч, и взял он щит, высоких полон дум. В глущобу путь его лежит, под дерево Тум­
тум. Он встал под дерево, и вдруг граахнул гром – летит ужасный
Бармаглот и пылкает огнём! Раз­два, раз­два! Горит трава! Взы­взы – стрижает меч. Ува! Ува! И голова барабардает с плеч. О, светозарный мальчик мой! Ты победил в 6ою! О, храброславленный герой, хвалу тебе пою! Варкалосъ. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкали зелюки, как мамзюки в мове.
Л. Петрушевская. Пуськи бятые.


230
Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И при­
дудонились. И Калуша волит: Оее, оее! Бутявка­то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо­
зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Ка­
лушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!!
ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Современная риторика так же, как и классическая, выделяет в рече­
вом поведении оратора две фазы. Первая фаза – подготовка речи. Вторая фаза – произнесение речи «эффективно и с обаянием».
Различные задачи, которые решает оратор, создавая речь и произно­
ся её перед слушателями, обусловили и различие форм его речевого пове­
дения на этих этапах. Если на этапе непосредственного выступления перед публикой оратор должен быть гибким, артистичным, умеющим импрови­
зировать, то на стадии понятийной разработки темы речи его поведение должно подчиняться всеобщим законам формальной логики. Именно по­
этому классическая риторика разработала готовую программу, позволяю­
щую создавать надёжную основу для любой речи. В основе этой програм­
мы – система универсальных способов логического размышления на ту или иную тему. Отсюда известное правило: научиться говорить эффектив­
но и эффектно можно, только научившись хорошо думать. Освоение про­
граммы мыслительной разработки темы речи (древние называли её Топи­
кой) в античной риторике рассматривалось как первый и важный шаг на пути к риторической образованности. Современная риторика также широ­
ко использует технику создания речи на основе готовых словесных моде­
лей. Такие модели представляют собой результат логического «размноже­
ния» любой заданной темы на её смысловые элементы. Чтобы создать хорошую основу речи, достаточно девяти способов «размножения» темы.
Это подведение темы (идеи) под общее, родовое понятие (род) при одно­
временном выделении видовых особенностей (вид). Затем на этой основе даётся определение идеи, отмечается её связь и единство с другими (це­
лое). Далее выделяются её характерные особенности через название свойств, элементов структуры (часть), приводятся сравнения с другими яв­
лениями, называются возможные места её нахождения (обстоятельства), в качестве подтверждения приводятся примеры или причинно­следственные связи, используется название темы.
Следующий шаг на пути к хорошему речевому произведению – ло­
гическая и структурная упорядоченность избранного содержания. В зави­
симости от задач коммуникативного контакта: описание, рассказ, убежде­
ние – развитие темы может осуществляться либо по одному из названных


231
речевых сценариев, либо совмещая приёмы каждого из них. Поэтому пра­
вила описания, повествования, рассуждения и технологии их создания обя­
зательно включаются в систему современного риторического образования.
Так, например, чтобы создать хорошее описание чего­либо (кого­либо), необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Интересно «подать» предмет слушателям, т.е. речевыми сред­
ствами выполнить операторскую или режиссёрскую работу.
2. Правильно выбрать главную, характерную черту или свойство, определяющее сущность предмета.
3. Подобрать точное сравнение, на основе которого можно было бы создать запоминающийся образ предмета.
Нетрудно заметить, что эти принципы не только точно называют нужные для хорошего описания способы «размножения» идей, но и под­
сказывают возможную последовательность их применения в речевом про­
изведении. Например:
Однажды, прогуливаясь по набережной, я обратил внимание на уди­
вительную клумбу. Цветы на ней были посажены так, что в центре оказал­
ся один, вполне распустившийся красный цветок, с заметными шипами на стебле. Конечно, это была роза. Однако ее намеренное возвышение над другими цветами клумбы и даже какая­то изоляция от всех остальных рас­
тений делали розу такой величественной и яркой, каким бывает только солнце в самый ясный день лета.
Свои принципы и правила создания имеет риторика повествования или рассказа. Прежде всего, следует постоянно помнить: кому и с какой целью адресуется речевое произведение. Интерес у слушателей должен развиваться постепенно, достигая основного накала к кульминации и раз­
вязке в заключении.
Большое значение в риторической подготовке отводится навыкам убеждающего слова.
В зависимости от настроения аудитории такое слово должно звучать по­разному, поэтому оратору необходимо освоить тактику гибкого речево­
го поведения. Если аудитория не расположена к оратору, или она не под­
готовлена к восприятию темы, или сам оратор плохо представляет себе своих слушателей, то более правильно будет строить рассуждения от дока­
зательств к основному тезису. Такой способ получил название «сократиче­
ского» в отличие от «аристотелевского», в основе рассуждений которого находится тезис, доказываемый различными аргументами. Века последу­
ющей риторической практики свидетельствуют о мудрости Сократа, утверждавшего, что категорически высказанный в начале речи тезис спо­
собна «выдержать» только очень хорошо и заранее подготовленная к нему аудитория. В любых других случаях лучше подводить её к нужному выво­
ду постепенно, предложив сначала убедительные доказательства, которые заставят аудиторию прежде всего прислушаться к самому оратору, и толь­