Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

213
Её настоящее имя – Маргарита Зелле. Она сводила с ума всю Европу.
На удивление всем в ней уживались порой незнакомые друг другу женщи­
ны. Безупречная светская дама, холодноватая, надменная. И другая – жен­
щина, владеющая истинно божественным ремеслом, – искусством любить, танцовщица, со спокойным бесстыдством оставляющая на себе лишь брас­
леты. Роковая красавица. Несчастные жены тщетно пытались привести в чувство обезумевших мужей. Рушились состояния, семьи и карьеры. Дога­
дывались ли многочисленные поклонники, откуда появилась в их жизни

Мата Хари?
Её семейная жизнь сложилась неудачно: нелюбимый муж, смерть маленького сына, развод и лишение родительских прав. Поэтому исчезает
Маргарита Зелле, по мужу – госпожа Маклеод.
И появляется Мата Хари. Ее новое имя означало «глаз рассвета».
Жестокое безденежье вынудило Мату Хари заняться танцами с раздевани­
ем, а впоследствии и стать агентом германской разведки. В то время ей было около тридцати.
По существу Мата Хари стала первым официально признанным секс­
символом. У нее было несомненное артистическое дарование. По воспо­
минаниям современников, Мата Хари была «немыслимой и нездешней», «в торжествующей наготе говорящей с Богами на божественном языке». Сво­
его рода опиумом были её «эротические, переполненные восточной симво­
ликой, пластические этюды». Соблазнительная высокая и тонкая фигура
Маты Хари, изящные руки завораживали публику. Её движения были со­
вершенными.
РЕЗЮМЕ
Обмен «флюидами» преследует нас повсюду. И процесс этот проис­
ходит быстрее мысли, так как суть его – закодированные и часто непроиз­
вольные сигналы от подсознания к подсознанию. Любой человек – это ис­
точник, излучатель и генератор таких сигналов. Вступая в общение, вы сразу же подвергаетесь «излучениям» окружающих. Вы так же внушаемы, как и они.
Каждый создаёт своё поле, каждый светит «своим светом». Чем сильнее источник, тем ярче и отражение. Таким биоэнергетическим источ­
ником у женщины являются любовь, дети, счастье, удача.
Чем богаче в женщине представлены радостные чувства и благород­
ные мысли, тем мощнее выброс её флюидов в социальную среду. Такие женщины обладают магическим притяжением, ибо они щедро дарят чело­
веческое тепло и симпатии.
Человек равен воображению. Убедите себя стать обаятельной и при­
влекательной! И не бойтесь, что хотите слишком многого. Посмотрите спокойно и с любовью (стоит ли совершенствовать то, что не любишь?) на свои достоинства и недостатки. И, не пытаясь сравнивать их с другими,


214
бесстрашно полюбите их, ощутите их ценность. После чего можно и заду­
маться над тем, как лучше преподнести их окружающим.
Обаяние глубоко индивидуально. Будьте искренни при самовыраже­
нии! Ведь только вы знаете о том, что в вас есть уникального и особенно­
го. И чем бы вас ни одарила Природа, обаяние еще больше украсит вас.
У Виктора Франкла есть такие слова: «Человек – это больше, чем психика; человек – это дух». Да, духовная жизнь человека не имеет границ и не подвластна определениям. Человеческие возможности безграничны.
Вы можете быть любой – обольстительной, оригинальной, самобытной, притягательной, одарённой, талантливой, неподражаемой. Любой. И ваша прекрасная душа может сделать вашу внешность по­настоящему красивой.
Вопросы для самопроверки

1. Из чего складывается биоэнергетический потенциал личности?
2. Какие женщины и мужчины известны своей мощной флюид­

ностью?
3. Каковы правила флюидного излучения?
Рекомендуемая литература
Грин А. Алые паруса. М., 1987.
Брентон Ги. Наполеон и Жозефина. М., 1994.
Ландрам Джин Н. Тринадцать женщин, которые изменили мир. Ро­
стов­на­Дону, 1997.
2.11. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА. ГОЛОС – ОТЗВУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Воспитание красивого, выразительного голоса – дело долгое и тру­
доёмкое. Оно требует постоянного контроля со стороны опытного педаго­
га­речевика. Но не это главное. Никакое благозвучие не способно компен­
сировать небрежность речи и нечёткость произношения. Человек, чья речь невнятна, кого вечно приходится переспрашивать, всегда вызывает раз­
дражение. Основное место в разработке чёткости речи занимает самостоя­
тельная работа. Есть упражнения, которые помогают тренировать тот или иной звук.
Современные исследования психологии восприятия речи показыва­
ют, что почти 40% успеха в речевом общении зависит от звуковой стороны произносимого слова. Поэтому освоение техники речи, обеспечивающей

215
правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикци­
онное произношение – первый необходимый шаг в создании магии зву­
ча­щего слова.
Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего ими­
джа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. Представьте себе мо­
гучего атлета с писклявым тонким голосом или преуспевающего финанси­
ста с резким гнусавым произношением. Вспомните, насколько раздражает голос коммивояжёра при разговоре по телефону или через дверь, умоляю­
щего вас купить что­то. Такие люди могли бы добиться большего успеха, если бы поработали со своим голосом.
Приятный голос может иметь важное значение для достижения фи­
нансового или делового успеха, равно как и для поддержания определён­
ного имиджа.
К сожалению, в реальной жизни мы часто сталкиваемся с некраси­
выми, неразвитыми голосами, с невнятной, небрежной речью. Одна из причин этого – отсутствие легко доступных эталонов. Раньше роль речево­
го эталона играли радио­ и телевизионные передачи. Тексты читались профессиональными дикторами, которые много лет занимались техникой речи и воспитанием своего голоса в вузах с опытными педагогами. По­
скольку радио и телевидение всегда занимали большое место в нашей жизни, происходила своеобразная автоматическая подстройка к эталону.
Сейчас передачи в основном ведутся специалистами в узких областях. С одной стороны, это даёт возможность большей импровизации по теме, но с другой – разнобой в произношении и непрофессиональность речи сбивают с толку слушателей и зрителей.
Прекрасная возможность соприкоснуться с эталоном – регулярное посещение Малого и Художественного театров, которые хранят культур­
ные традиции и имеют возможность ставить пьесы классического репер­
туара, не загрязнённые речевыми бытовизмами.
К.С. Станиславский так писал о речи актёра на сцене: «Каждый ар­
тист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву...
Плохая речь создаёт одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть...»
Он подчёркивал: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо звука «Ш» произносим «ПФА», вме­
сто «Л» говорим «УА». Согласная «С» звучит у нас, как «ЦС», а «Т» пре­
вращается у некоторых в «ГХА». Прибавьте к этому оканье, аканье, шепе­
лявость, картавость, гнусавость... и всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вме­
сто рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.


216
Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ам­
путированными ногами.
Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.
Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипа­
ются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда всё сливается в тумане.
Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка – пляс­
ку святого Витта».
По совету Станиславского, «...мы должны следить за тем, чтоб все­
гда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сцени­
ческого выступления или любого другого ответственного разговора».
ЭФФЕКТ ДИКЦИИ
Слово «дикция» в точном переводе означает «произношение». Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки уда­
рений. Чёткая и ясная дикция необходима актёру, чтецу, оратору, лектору, просто культурному человеку; плохая дикция затрудняет понимание ауди­
торией сути произносимого текста, мешает эффективному общению. Не­
возможно произвести приятное впечатление на собеседника, если твоя речь невнятна.
Чёткое произношение возможно лишь при наличии здорового, нор­
мально устроенного речевого аппарата и правильного его функционирова­
ния.
Что же мы называем речевым аппаратом и каковы его функции? К речевому аппарату, в узком смысле этого слова, относятся: губы, язык, че­
люсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зёва), голосовые связки.
Основные дикционные недостатки связаны со скованностью и зажа­
тостью челюсти, что ведёт к невозможности произносить круглые полно­
ценные гласные. Вялость губ не позволяет чётко вытачивать и оформлять согласные. Ленивый «толстый» язык мешает ясности речи. Со всеми этими недостатками поможет справиться артикуляционная гимнастика.


217
АРТИКУЛЯРНАЯ ГИМНАСТИКА
Челюсть
1. При борьбе с так называемой речью «сквозь зубы» необходимо добиваться, чтобы во время упражнений рот хорошо раскрывался в верти­
кальном направлении.
Опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой, без всякого напряжения губ. Движения при раскрывании рта должны быть мягкими, язык не должен горбиться, а лежать плоско, свободно касаясь кончиком нижних передних зубов. Это упражнение по­
вторяется несколько раз подряд. Его, как и все последующие, нужно в пер­
вое время (до полного и правильного их усвоения) делать перед зеркалом.
В дальнейшем зеркалом пользоваться не нужно.
2. Движения нижней челюсти вперёд, вправо, влево, вниз и кру­
гом. Это упражнение способствует умению хорошо раскрывать рот, а так­
же облегчает и развивает подвижность нижней челюсти. Его нужно делать медленно, мягко и округло. Движения выполняются порознь, и только при успешном проведении каждого в отдельности можно переходить к следу­
ющему.
Губы
1. Подтягивание верхней губы к дёснам зубов.
Это упражнение рассчитано на борьбу с так называемой мёртвой гу­
бой, тормозящей чёткость и звучность речи. Частое повторение движения
– подтягивание верхней губы к деснам при свободной нижней губе и спо­
койном состоянии всех остальных мышц рта и лица – содействует большей подвижности верхней губы. Подтягивать верхнюю губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до дёсен были видны.
2. Опускание нижней губы к дёснам зубов.
Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении вниз настолько, чтобы в зеркале были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна.
3. Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд и растягивание их затем в сторону.
Упражнение выполняется при крепко сжатых зубах, вытягиваться должны лишь губы, чтобы в процессе повторяющихся движений мышцы рта приобрели упругость и гибкость.
4. Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд, влево, вправо, вверх, вниз и кругом.
Это упражнение можно применять только после достигнутых в предыдущем упражнении результатов.
Язык
1. Язык лежит плоско, с небольшим углублением на спинке: кон­
чик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен,

218
будто в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.
Это упражнение похоже на первое упражнение артикуляционной гимнастики и отличается от него тем, что требует максимального внима­
ния именно к правильному положению языка, в то время как ранее упомя­
нутое упражнение требует главным образом чёткого движения челюстей при раскрывании и закрывании рта. Цель этого упражнения регулировать движение языка; благодаря нему достигается правильное и наиболее целе­
сообразное положение языка при нормальном направлении звука (в даль­
нейшем – при постановке голоса).
2. Движение кончика языка к передним верхним зубам.
Это движение повторяется несколько раз, причём нижняя челюсть во время движения кончика языка должна быть совершенно неподвижной.
Это упражнение развивает уздечку (перепонку под языком, прикрепляю­
щую его к нижней челюсти), помогая в дальнейшем более чистому произ­
ношению звука «р».
3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щёк.
Чтобы достичь наибольшей крепости и гибкости языка, следует так же, как и в предыдущем упражнении, держать неподвижно нижнюю че­
люсть.
Голос
Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата.
Одно из условий слышимости голоса – его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.
Имеет значение также гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его. Подвижность голоса – это изменения по высоте тонального уровня.
Каждый голос характеризуется диапазоном (объёмом), т.е. свой­
ственной ему совокупностью музыкальных тонов. Границы диапазона определяют самый высокий и самый низкий тон. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.
Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по мень­
шей мере, октаву: четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы.
Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску.
Тембр – окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуаль­
ность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд оберто­


219
нов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, соч­
нее звуковая палитра человеческого голоса.
Наша задача – помочь разработать голос так, чтобы он был подвиж­
ным, сильным, звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональ­
ные движения души. Надо подготовить голос к повышению нагрузки, сде­
лать его выносливым.
Человеку, не прошедшему подготовки, нетренированному, иногда бывает трудно осилить голосовой «бег» на длинную дистанцию.
Пояснения: воспитать, поставить голос – означает развить и укре­
пить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), от­
пущенные ему природой. В случаях же неправильного пользования голо­
сом, его искусственного звучания, необходимо отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить естественный, прису­
щий человеку звук. Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык говорить именно «на низах», не замечает того, что голос его сдавлен, ли­
шён звучности и ограничен в диапазоне. Привычка говорить «не своим го­
лосом» приводит к быстрой и постоянной утомляемости.
1). рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, губы при­
нимают форму, приближающуюся к форме буквы «О» (для лучшею ис­
пользования резонирующих полостей лицевого костяка, при котором со­
бранная форма рта не допускает рассеяния звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук в соответствующие близлежащие резонато­
ры);
2). язык лежит плоско, касаясь кончиком нижних передних зубов, при опущенном корне (как бы на зевке);
3). нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята
(этим самым устраняется носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания маленького язычка, кроме того, это даёт возможность полнее использовать твёрдое нёбо в качестве резонатора);
4). глотка слегка расширена (как при начале зевка; слегка расши­
ренное положение глотки избавляет звук от горлового, сдавленного харак­
тера звучания, являющегося как раз следствием сжатости и напряжённости глотки);
5). гортань опущена (опускание гортани связано с расширением глотки, не требующим специально направленного внимания и самостоя­
тельного движения, так как эти два момента связаны друг с другом от при­
роды);
6). грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запа­
сом воздуха (однако лёгкие не должны быть переполнены воздухом).
Все эти положения, способствующие естественному и незатрудни­
тельному звукотечению, называются основным положением голосового