Файл: Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

232
ко потом, через доверие к нему, согласиться с тезисом, который он защи­
щает.
Возможную реакцию аудитории на будущее выступление позволяет предусмотреть заранее составленный «социальный портрет слушателя».
Такой условный портрет можно получить, выяснив следующее:
1. Социальный состав аудитории (если она неоднородна, то вы­
делить наиболее многочисленные группы).
2. Роль собеседника по отношению к говорящему (руководитель, подчинённый, родитель, друг).
3. Количественный состав аудитории (2–4 человека, 12–15 чело­
век, 40–50 человек).
4. Приблизительный возраст слушателей.
5. Круг особых интересов адресата и набор «запретных тем» (т.е. тем, обсуждение которых в данной аудитории нежелательно).
6. Желательно определить такие особенности слушателей, как характер образования и воспитания, вкусы, пристрастия, потребности).

7. Почему и зачем собрались эти слушатели?
8. Как предлагаемое сообщение связано с их интересами и по­

требностями?
9. Чего они вероятнее всего ждут от общения с оратором?

10. Где, когда и как могут они использовать полученные сведения?
Заранее продуманный «социальный портрет аудитории» позволяет решить очень важные задачи. Современные исследования показывают, что степень адекватного понимания речи тем выше, чем ближе её содержание интересам и потребностям слушающих эту речь людей. Поэтому даже предварительная оценка и приблизительное представление об аудитории позволяет отобрать для выступления или беседы именно те факты, приме­
ры и доказательства, которые будут хорошо знакомы, интересны, доступ­
ны или жизненно важны в данной аудитории. Кроме этого, «социальный портрет аудитории» позволяет правильно определить «информационный запас» адресата речи. Как известно, любое общение будет продуктивным только тогда, когда у собеседников есть общая интеллектуальная база, позволяющая им понимать друг друга. Поэтому доходчивость темы зави­
сит не только от близости темы интересам адресата, но и от правильного дозирования сообщаемой информации. Новая информация и терминология должны вводиться постепенно, с учётом уже имеющихся у адресата зна­
ний. Такой приблизительный уровень слушателей оратор должен пред­
ставлять себе уже на стадии понятийной разработки темы, «закладывая» в содержание речи общий с адресатом информационный фундамент. Поэто­
му при создании текста важен тщательный отбор слов и их сочетаний, фраз и предложений, выбор ритма будущего речевого звучания, тропов и фигур речи, специальных риторических приёмов, т.е. тех «цветов красно­
речия», которые должны не только объяснять, доказывать, описывать или


233
рассказывать, но и восхищать слушателей, будить их чувства, вызывать эс­
тетическое наслаждение от услышанной речи.
Однако, используя образные речевые картины с целью получить эмоциональный отклик в аудитории, важно соблюдать чувство меры. Су­
ществует сравнение «цветов красноречия» с красными чернилами или кур­
сивом в рукописи. Если весь текст написан красными чернилами или кур­
сивом, он также теряет выразительность, как и вовсе её лишённый. Отсюда правило – яркость, образность речи должна сочетаться с её естественно­
стью. Украшать речь следует незаметно, делая вид, что говоришь не ис­
кусственно, а естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное, напротив, вызывает недоверие к оратору, настраивает про­
тив него (Аристотель. Риторика: Кн. 2). Современные исследования разго­
ворной речи полностью подтвердили выводы теоретика классической ри­
торики. Имитация разговорной речи в условиях публичного выступления вызывает у слушателей иллюзию естественного, непринуждённого обще­
ния, «равенства» с оратором, спонтанности, незапланированности его вы­
ступления, несмотря на тщательную домашнюю подготовку. Слушателям кажется, что удачные сравнения, яркие образы, блестящие мысли – всё это рождается у них на глазах, и они ощущают себя почти в той же мере твор­
цами речи, что и оратор. Поэтому в настоящее время самым эффективным стилем публичной речи и любого другого общения признан именно есте­
ственный, разговорный стиль речи.
ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Основная задача, которую решает оратор в непосредственном про­
цессе общения – адекватно передать слушателям свои идеи, чувства, эмо­
ции, составляющие содержание его речевого произведения. В значитель­
ной степени успешное решение этой задачи зависит от знания автором­
оратором основных законов психологии восприятия звучащего слова. Так, в многовековой риторической практике установлено, что трудно удержи­
вать внимание слушателей дольше, чем три четверти часа даже при ис­
пользовании специальных риторических средств. Не случаен в этой связи
45­минутный период «академического» часа. К специфике восприятия зву­
чащей речи относится и тот факт, что естественный период, в течение ко­
торого человек может слушать не отвлекаясь, – это 5–10 минут, после ко­
торых необходимо специально стимулировать внимание. Естественная пульсация внимания слушателей (5–10 минут оно включено, затем «мик­
росон») требует квантовой структуры публичного выступления, при кото­
рой тезисный квант будет чередоваться с «микросном». Очень важна во время речи передышка: заполненная «несерьёзным» содержанием (шуткой, примером, анекдотом), она помогает воспринимать смысловые центры ре­
чи как узловые, центральные моменты, что хорошо запоминается слушате­
лями.


234
Современная риторика, опираясь на классические традиции, выделя­
ет в процессе речевого общения следующие этапы: вступление в общение, основное время общения, выход из общения.
Начало общения не случайно все исследователи считают самым от­
ветственным моментом в процессе речевой коммуникации. Именно здесь в течение 3–5 минут решается «речевая судьба» говорящего: удалось ли ему расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего разговора, заинтересовать собой как неординарной личностью. Таковы конкретные цели введения в речь. В результате риторически грамотного поведения оратора в начале его общения с аудиторией должен сформироваться такой речевой имидж, который, с одной стороны, отвечал бы поставленным во введении целям (располагающий к себе, знающий, интересный), а с другой
– полностью соответствовал бы общему личностному имиджу говорящего, т.е. гармонировал бы с его визуально воспринимаемым обликом, его пси­
хологическими и интеллектуальными особенностями. Иными словами, чтобы созданный имидж был бы одновременно привлекательным для аудитории и естественным для оратора. Современная риторика выработала ряд конкретных рекомендаций, следование которым позволяет «входить» в любую аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям, всем своим видом убеждая их в том, что ему как оратору есть что сказать и он знает, как это сделать именно в этой аудитории. Прежде всего, «дайте на себя посмотреть». Для этого: встаньте так, чтобы вас было удобно видеть слушателям, а вы сами без особых уси­
лий могли бы «встретиться» взглядом с каждым (по возможности) из при­
сутствующих в аудитории. Такая тактика позволяет создать у слушателей впечатление, что говорить будут именно с ним и для него. Приём вовлече­
ния в визуальное сотрудничество важен в начале выступления ещё и пото­
му, что для аудитории это сигнал к управлению своим вниманием, к сосре­
доточенности на речевом контакте с оратором. Для выступающего же – это дополнительная возможность подкорректировать социальный портрет аудитории, который был создан на этапе подготовки речи. Но чтобы у аудитории не возникло ощущения, что её специально изучают или крити­
чески оценивают, опытный оратор обязательно скроет своё «исследова­
ние» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброже­
лательным приветствием. Словом, любое начало должно представлять собой дружескую увертюру, тогда даже враждебно настроенная аудитория не устоит.
Объём введения не должен быть большим – не более 1/8 всей речи.
Поэтому всё, что говорится во введении, должно быть прямо связано с те­
мой речи.
Очень важно сформулировать тему выступления так, чтобы у слуша­
телей возникло ожидание чего­то важного и интересного именно для них.


235
Психологи утверждают, что ничто так не способно заинтересовать челове­
ка и держать его в напряжённом ожидании, как ожидание интересной для него информации.
Поведение оратора в основной части общения должно учитывать следующие особенности восприятия слушателями устного слова. Основная часть выступления не должна включать более пяти основных положений.
Такая рекомендация связана с особым механизмом запоминания: память человека может одновременно удерживать не более 7+2 единиц хранения.
Ещё одна особенность восприятия связана с различной степенью ак­
тивности оратора и его слушателей. Вынужденная неподвижность (сидят и слушают), «запрет» на общение с сидящими рядом (слушают молча) неиз­
бежно вызывают у слушателей торможение нервной деятельности и значи­
тельно более быстрое, чем у оратора, наступление усталости. Поэтому время от времени аудиторию следует выводить из состояния заторможен­
ности, используя голосовую подачу «разрядочной информации»: речевой энтузиазм, оптимистическое настроение должны обязательно присутство­
вать в интонационно­мелодическом рисунке речи. Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи. Существуют примерные параметры скорости публичного выступле­
ния, основанные на психологии восприятия. Для оратора это приблизи­
тельно 100–120 слов в минуту. Это та скорость, при которой слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего перед ними че­
ловека. Слишком быстрая речь и речь замедленная одинаково нежелатель­
ны, так как при излишне торопливой речи слушатели «отстают» и теряют речесмысловую ориентацию. При излишне медленной речи слушатели начинают невольно «опережать» оратора и успевают переключить своё внимание на что­нибудь другое, вообще уходя с общей речевой дистанции.
Кроме темпа речи чувству продвижения и ориентации в речевом общении помогает и так называемый эффект границы. Этот эффект построен на та­
кой психологической закономерности, как «зависимость запоминания от эффектности воспринимаемой речи». Если кванты речи в речевом поведе­
нии оратора эффектно отделены границами (перемена позы, жест, пауза, изменение громкости голоса, его высоты, интонационное разнообразие), то в памяти слушателей они сохраняются дольше и основательнее. В то же время следует учитывать, что, желая подчеркнуть важность того или иного тезиса или выделить интонационно смысловой центр речи, оратор неволь­
но может усилить категоричность своего утверждения. Категоричность же, как показывают исследования, воспринимается слушателями как «наруше­
ние их личностного суверенитета». Возникающая при этом у них защитная реакция снижает эффективность речевого воздействия и подсознательно ухудшает оценку самого оратора. Для снятия излишней категоричности в русском языке существуют специальные смягчающие средства: вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не


236
кажется ли вам, что...?», комплиментарные слова и обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Особенность воздействия этих средств в том, что они не фиксируются сознанием слушателей в момент их произноше­
ния, но через подсознание выполняют очень важную роль, формируя пози­
тивное отношение к оратору.
Заключительный этап в процессе общения не менее важен, чем начальный. Поведение оратора на этом отрезке речевого пути должно быть ориентировано на эмоциональную память его слушателей. Именно в этой памяти останется впечатление от увиденного и услышанного в речевом общении. Поэтому на завершающем этапе необходимо эмоционально­
выразительное и образное повторение ключевых моментов речи. В каче­
стве основных средств можно использовать: метафору, афоризм, поэтиче­
скую цитату. Заключение должно создавать у слушателей впечатление, что многое и интересное осталось ещё недосказанным. Только в этом случае будет сохранён интерес к теме речи после её окончания. Завершающие слова важно произнести «на подъёме», с оптимизмом, создавая такое же состояние и у слушателей.
Практикум
1. Составьте смысловые схемы для речей с центральными поняти­
ями: мечта, пейзаж, студент, богатство. Для каждой речи подберите назва­
ние темы.
2. На основании следующих ключевых слов «лес, зима, звери» придумать: а). описание «Звери в зимнем лесу»; б). повествование «Рассказ о жизни зверей в зимнем лесу»; в). рассуждение «Почему жизнь зверей в зимнем лесу отлича­
ется от жизни зверей в лесу летом, в зоопарке, в заповеднике».
3. Используя риторические рекомендации для построения по­
вествовательной речи, расскажите о каком­либо историческом событии.
4. Придумайте и расскажите сказку, соблюдая все необходимые требования риторически грамотного поведения.
Вопросы для самопроверки
1. Почему достичь речевого мастерства невозможно без обуче­

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   35