Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19. Мегрелидзе, К. Социология мышления [Текст] / К. Мегрелидзе.Тбилиси, 2020. – 244 с.
20. Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст] / С. Миллер. - СПб.: Питер, 2018. – 348 с.
21. Мухина, В. С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений. Развитие личности [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Мысль, 2021. – 346 с.
22. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации: сборник статей научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2021.
23. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] /К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2016. – 288 с. 38
24. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2020. – 364 с.
25. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – Е.: Деловая книга, 2020. – 358 с.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2020. – 468 с.
27. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. 2019. – 368 с.
28. Рымарев, Н. Ю. Гендерные различия в проявлении субъектности у подростков. Личность и её бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бытия личности [Текст] // Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2015.
29. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., 2017.
30. Шапарь, В. Б., Тимченко, А. В. Практическая психология. Инструментарий [Текст] / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко. – Ростов н/Д.:Феникс, 2018. – 358 с.
31. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б.Шнейдер. - М., 2020. – 296 с.
32. Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка [Текст] / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. - 2013. - № 6.
Задание 3 «Организация научного исследования в школе, подготовка и проведение исследовательской работы»
Дисциплина: «Общая и экспериментальная психология».
Тема курсовой работы: «Гендерные особенности межличностных отношений».
Картотека методик, направленных на изучение тревожности у младших школьников:
Таблица 1 - Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Название методики | Диагностика межличностных отношений | |||||||
Вид методики | Тест – опросник. | |||||||
Автор методики | Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком | |||||||
Выходные данные | Год создания 1954. | |||||||
Цель методики | Изучить представления субъекта о его идеальном «Я» и взаимоотношениях в малой группе. | |||||||
Материал и оборудование | Материал для детей - специальная форма с цифрами от 1 до 128, где необходимо поставить "+" при положительном ответе или "-" при отрицательном ответе в соответствующей графе каждого вопроса. | |||||||
Технология реализации | Руководство по внедрению для детей. «Дорогие ребята, я сейчас напишу вам вопросы и они будут направлены на ваше состояние в классе. Старайтесь отвечать честно, правдиво, правильных ответов нет, ни хороших, ни плохих. Не думайте долго о вопросах. Напишите свое имя и класс на бланке для ответов сверху. После ответа на вопрос поставьте рядом с ответом «+», если вы с ним согласны, или «-», если не согласны. «Также следует объяснить учащимся, что они должны отвечать за себя, а не полагаться на ответы своих соседей. | |||||||
Интерпретация результатов | Баллы подсчитываются отдельно для каждого оцениваемого человека. Показателем разрыва отношений человека является разница между его представлениями о себе и желаемом образе партнера по общению. Максимальная оценка уровня составляет 16 баллов, и делится на четыре уровня серьезности отношений:
Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», указывает на выражение стремления человека к доминированию в общении. Отрицательные значения указывают на склонность подчиняться, отказываться от ответственности и лидировать. Положительные результаты формулы «дружбы» являются показателем стремления человека к дружбе и взаимодействию с другими людьми. Отрицательные результаты указывают на признаки агрессивной позиции конкурентов, что препятствует сотрудничеству. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих параметров. Самые строгие в профиле соответствуют основному стилю отношений этого человека. Характеристики, не превышающие 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, говорят об акценте на свойствах, раскрываемых данным октантом. Оценка 14-16 баллов указывает на трудности в социальной адаптации. Низкий балл по всем октантам (0-3 балла) может быть следствием скрытности и неискренности человека. Первые четыре типа межличностных отношений (1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнений, готовностью отстаивать собственное мнение в конфликте. Остальные четыре (5-8) отражают преобладание конформистских установок, неуверенности в себе, восприимчивости к другим, склонности к компромиссам. В целом интерпретация данных должна основываться на преимуществе одного показателя над другим и в меньшей степени на абсолютном значении. В нормальных условиях между реальным и идеальным «Я» нет существенной разницы. Незначительные неровности можно считать необходимым условием саморазвития. Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у людей с заниженной самооценкой (5,6,7), а также у людей, находящихся в ситуации затяжного конфликта (4). Преобладание одновременно 1 и 5 характерно для людей с проблемой болезненной гордыни, авторитаризма, 4 и 8 - конфликта между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема вытесненной враждебности, 3 и 7 - борьба с мотивами самоутверждения и принадлежности, 2 и 6 - проблема самостоятельности-подчинения, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей подчиняться, несмотря на внутренний протест . Личности с доминантными, агрессивными и независимыми чертами чаще проявляют недоверие к своему характеру и отношениям, но могут обнаруживать и тенденцию к улучшению стиля межличностных отношений с окружающими. При этом увеличение показателей того или иного направления определяет, в каком человек движется независимо от самосовершенствования; степень понимания существующих вопросов; наличие внутренних ресурсов личности. Типы отношений между людьми: 1. Авторитетный. 13 – 16 – этот тип личности характеризуется крайне жестоким, властным и диктаторским характером. Это относительно сильный тип личности с ярко выраженной лидерской направленностью, которая проявляется во всех сферах деятельности. Такой человек верит только своему мнению, не слушает других и не принимает их советов. Понятно, что такой авторитет очевиден для окружающих и они его признают. 9 – 12 – этот тип личности авторитетный руководитель, успешный и энергичный. Требует уважения к себе, любит советовать. Энергичный и компетентный во многих областях. 0 — 8 — этот тип личности — уверенный в себе человек, упрямый и настойчивый. Лидер обязан быть лидером во всем. 2. Эгоистичный. 13 – 16 – гордыня, высокомерие и расчетливость, которые сторонятся других, но стараются быть выше других людей. Ему присуще любвеобильный характер, довольный и ласковый, ответственность всегда лежит на чужих плечах. 0 - 12 - проявляется эгоизм личности, направленность жизни больше на себя, чем на других. Характерны конкурентные тенденции. 3. Агрессивный. 13 – 16 – человеку свойственна жестокость, враждебность по отношению к другим людям. Когда он говорит и действует внезапно, его агрессия может стать девиантным поведением. 9 - 12 - настойчивый и требовательный тип, довольно грубый и строго судимый окружающими. Есть склонность высмеивать, иронизировать и даже язвительно выставлять других людей. Он склонен винить в неудачах других, но не себя. 0 - 8 - относительно энергичная, активная, упрямая и настойчивая категория. 4. Подозрительный. 13 - 16 закрыт для всего мира, потому что опасности и угрозы приходят со всего мира. Трогательный и недоверчивый, сомневающийся во всём и во всех. Шизоидный человек, склонный постоянно всех оскорблять и сомневаться. Довольно мстительный. 9 – 12 – люди сталкиваются с трудностями в общении друг с другом из-за постоянной подозрительности и несостоятельности. Все это происходит от страха перед плохими отношениями. Он скептически ко всему относится, поэтому люди разочаровываются. Часто возникает вербальная агрессия. 0 - 8 - критично настроены ко всей окружающей действительности. 5. Подчиненный. 13 - 16 тип личности, склонный к саморазрушению и самоуничтожению, характеризуется слабостью, уступчивостью и покорностью. Он охотно осуждает и обвиняет себя в своей вине. Для того чтобы обрести в нем опору, нужно найти более сильную личность. 9 – 12 – застенчивый и ручной тип, который будет подчиняться самым сильным людям. 0 - 8 - очень скромен и груб в обращении, честно относится к своим делам. 6. Зависимый. 13 - 16 человек очень неуверенный в себе, у него не проходят чувства тревоги, страха, сильная зависть со стороны окружающего мнения. 9 - 12 - робкий, боязливый тип, неспособный к сопротивлению и самостоятельности, всегда убежденный в правоте других, беспомощный. 0 - 8 - дружелюбный, покладистый и вежливый тип, доверяющий чужому мнению, мягкий и беспомощный. 7. Дружелюбный. 9 – 16 – ориентируется на социальные отношения, старается устанавливать с людьми дружеские отношения, быть вежливым и добрым. Он ищет социальной поддержки и признания. Он старается быть хорошим для всех. Она эмоционально нестабилен, у него развиты механизмы подавления и угнетения. 0 - 8 - скорее компромиссный человек, стремящийся к сотрудничеству и синергии. Соблюдает все правила и принципы, мало связанных с шаблонами и мнениями окружающих. При этом учитываются правила «хорошего тона». Стремиться стать центром, «душой компании», помогает людям, заслужить внимание и любовь. Обладает высоким уровнем общительности, проявляет дружелюбие и теплоту. 8. Альтруистичный. 9 - 16 - суперответственный человек, для него интересы на последнем месте. Высокая потребность в помощи и сочувствии, сострадание к другим, ответственность за других. 0 - 8 - уважает других, мягкий и дружелюбный тип, любит людей, проявляет к ним внимание и симпатию. Этот тип личности характеризуется самоотверженностью и восприимчивостью. | |||||||
Преимущества | Время ответа на каждый вопрос не более 20 секунд. Можно охватить много участников тестирования. | |||||||
Ограничения | Данная методика предназначена для детей от 6 до 16 лет. |
Таблица 2 – Методика С. Бем.
| "Маскулинность - фемининность” |
Вид методики | Тест - опросник |
Автор методики | С. Бем |
Выходные данные | Год создания 1974. |
Цель методики | Изучить психологический пол и определение степени андрогенности, сексуальности и феминизма личности. |
Материал и оборудование | Материал для детей – специальная форма с 60 требованиями или особенностями, в которой необходимо указать «да» в случае положительного ответа или «нет» в случае отрицательного ответа в соответствующей графе каждого вопроса. |
Технология реализации | Инструкция к обучающимся носит следующий характер: «Отметите в следующем разделе те качества которые, как вы думаете, у вас есть». |
Интерпретация результатов | При обработки результатов используется следующее: Ключ: мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58 фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59 За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами. F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20 Основной индекс IS определяется как: IS=(F−M)∗2,322IS=(F−M)∗2,322 Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности. А если индекс IS больше +1 - о фемининности. При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности. А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности. |
Преимущества | Данная методика оценивает наличие или отсутствие у себя названных качеств. |
Ограничения | Данная методика предназначена для детей от 7 лет. |
Задание 4 «Организация исследования в школе, подготовка и проведение исследовательской работы»
1. Тема: «Гендерные особенности межличностных отношений».
2. Ключевые слова: Гендерные особенности, отношения, младший школьник, эмоции.
3. Актуальность темы: Межличностные отношения представляют собой относительно сложный процесс, характеризующийся своим динамичным, структурным и направленным характером, который следует рассматривать как систему «человек-человек». Это положение распространяется на все возрастные группы. В отечественной психологической литературе очень мало внимания уделяется изучению отношений подростков и их межличностных отношений. В принципе исследования сосредоточены методики по выявлению естественного и приобретенного, особенно у мужчин и женщин. Таким образом, он существует с биологической стороны, и гендерная концепция рассматривается с гендерной стороны. Предполагается, что биологические и социальные проблемы следует рассматривать в биологическом и социальном контексте. Однако при многообразии подходов к этой проблеме все они в той или иной мере связаны с тем, что понятие гендера может быть применено скорее к различию мужчин и женщин, а понятие гендера - к пониманию природы мужского и женского явления. В зависимости от вышеизложенного «гендер» можно рассматривать как многоаспектные понятия, так как научные исследования рассматривают эту проблему с разных сторон, включая биологические аспекты, гендерные, социальные отношения, гендерные атрибуты, стилистические и символические признаки.
Неразрешенность этих разногласий определяет выбор темы исследования и позволяет сформулировать ее задачу: учет возрастных особенностей подростков, как эффективно организовать межличностные отношения гендерным аспектом.
4. Целью данного курса является изучение особенностей гендерных отношений у подростков на примере.
5. Основные задачи исследования:
1. Анализ влияния гендерных различий на жизнь людей.
2. Определение основных признаков дефиниции гендерных отношений в психолого-педагогической литературе.
3. Экспериментальное исследование особенностей гендерных отношений между мальчиками и девочками.
5. Организация исследования (диагностическая программа). В работе приняли участие студенты 7 и 3 класов в возрасте 9-10 и 12-13 лет. В ходе работы были выбраны и опробованы следующие методы:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2. Метод С. Бема.
Эти методы диагностики подробно описаны в Задаче 3.
6. Результаты исследования.
На исследовательском этапе работы были реализованы 2 методики, оценены результаты и сделаны выводы по каждой из них.
На основании результатов методики Т. Лири мы получили следующие результаты:
Таблица 2 – Индивидуальные значения для подростков по шкале «доминирование»
Мальчики | -9,7 | -1,6 | 12 | -6,7 | 11,9 | -2,6 | 10,7 | -0,2 | 9 | 0,5 | 7,1 | 3,2 | | |
Девочки | -6,7 | 12 | 2,6 | -6,2 | 11,9 | -1,6 | 10,1 | 0,5 | 9 | 4,6 | -6,5 | -2,6 | 2,6 | -0,2 |
Рисунок 2 – Индивидуальные значения для подростков по шкале «доминирование»
Анализируя данные, мы можем обнаружить, что мальчики более общительны, чем девочки. Эти результаты наглядно демонстрируют результаты голограммы.
Таблица 3 – индивидуальные значения для подростков по шкале «дружелюбие»
мальчики | -26,4 | 13,3 | -26,4 | 12,9 | 26 | 8,6 | 7,9 | 4,1 | 2,1 | -2,6 | 20,4 | 0,2 | | |
девочки | -26,4 | -11,3 | -6,8 | -2,1 | 1,6 | 4,5 | 12,9 | 13 | 12 | -4,6 | -2,2 | 2,4 | 1,2 | 0,4 |
Рисунок 3 – Индивидуальные значения для подростков по шкале «дружелюбие»
По полученным результатам мы можем обнаружить, что мальчики более дружелюбны, чем девочки.
Таким образом, первичные результаты диагностики, полученные по методу Лири и С. Бема, позволили нам перейти ко второму этапу работы.
Так как результаты нашей подгруппы показали, что девочки оказались менее дружелюбными и более дружелюбными, чем мальчики, я разработала коммуникативные методики для развития коммуникативных навыков, умения сотрудничать подростков друг с другом.
После окончания программы девочкам - подросткам следует научиться следующим образом:
1.Контролировать свое поведение.
2.Осознавать эмоции, мотивы и поведения других.
3.Осознавать мотивы и чувства других.
4.Осознавать мотивы и чувства других.
5.Осознавать мотивы и чувства других.
6.Уважать себя и окружающих
7.Формой занятий была избрана групповая форма.
Программа тренинга рассчитана на 6 часов: 3 занятия по два часа.
Кроме того, на третьем этапе исследования для анализа эффективности коммуникативного тренинга я провела предварительную диагностику по методике Т. Лири в группе девушек, где провели переоценку ценностей в доминировании и дружбе. Мы можем увидеть ее в таблице 4.
Таблица 4 – индивидуальные значения для девушек по шкале «доминирование»
Девочки | 9,7 | 1,6 | 12 | 6,2 | 6,7 | 11,9 | 2,6 | 10,7 | 0,2 | 9 | 1,2 | 0,5 | 7,1 | 3,2 |
Таблица 5 – индивидуальные значения девушек по шкале «дружелюбие»
Девочки | 20,6 | 13,3 | 22,4 | 12,9 | 1,6 | 26 | 8,6 | 4,5 | 7,9 | 4,1 | 12,9 | 2,1 | 0,2 | 2,6 |