Файл: Производственной практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 485
Скачиваний: 32
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 5. Оформление документов для передачи на архивное хранение.
Задание 6. Оформление описи по личному составу
Тема 2. Организация секретарского обслуживания
Задание 2. Подготовка пакета документов для организации и проведения мероприятия.
Список использованных источников
Приложение 2. Общий продольный бланк
Приложение 3. Общий угловой бланк
Приложение 7. Служебная записка
Приложение 8. Докладная записка
Приложение 9. Объяснительная записка
Приложение 12. Копии зарегистрированных документов в системе электронного документооборота (СЭД)
Приложение 13. Форма документа о неразглашении сведений конфиденциального характера
Приложение 15. Внутренняя опись
Приложение 16. Лист-заверитель дела
Раздел «Ответственность» регламентирует персональную ответственность секретаря за правильное и своевременное использование предоставленных ему прав.
В разделе «Взаимоотношения» указываются подразделения и работники, от которых секретарь получает и которым передает информацию, ее структура, сроки передачи, с кем они согласовываются и т.д. Данный раздел может быть представлен в табличной форме.
В разделе «Оценка работы» перечисляются критерии, позволяющие оценить степень выполнения секретарем своих функций и обязанностей, использования прав. Основными критериями являются качество работы и своевременность ее выполнения. Качество работы определяется, в первую очередь, выполнением обязанностей, изложенных в должностной инструкции.
Допускается объединение близких по содержанию разделов, например «Права и ответственность». Составители инструкции, придерживаясь общепринятой структуры, могут вводить и новые разделы, например «Личностные качества секретаря, необходимые ему при выполнении своих функций», или раздел «Организация рабочего места и оптимальные условия труда».
Задание 1. Участие в работе приемной руководителя: прием посетителей, телефонное обслуживание, организация рабочего места секретаря, работа с оргтехникой (принтер, сканер и пр.)...
Организация и документирование телефонных переговоров
Массовые коммуникации являются процессом оперирования информацией, в который вовлечено значительное количество людей. Благодаря использованию технических средств передачи информации человеческая коммуникация становится массовой и предоставляет возможность одновременно включать в процесс коммуникации разнообразные социальные, религиозные, этнические группы и общности.
Коммуникация (от лат. communicatio - "сообщение") - сообщение или передача средствами языка содержания высказывания. Современный толковый словарь русского языка. С.-Петербург: Норинт, 2005. С. 282.
В современном мире к массовым коммуникациям относят:
-
действия, включающие в себя огромные общности людей (религиозные, политические собрания, художественные выставки, форумы и т.д.); -
технические средства и сети, такие как телефон, телефакс, компьютер.
Процесс коммуникации - диалог между людьми, при этом многие
дискуссии по сути своей являются переговорами, хотя таковыми и не называются. Следовательно, даже не подозревая, каждый из нас становится участником личных или деловых переговоров.
Переговоры по телефону имеют свои преимущества:
-
многократно повышается оперативность решения вопросов и проблем; -
отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или совершать поездки в другие города, учреждения в пределах одного города для выполнения каких-либо обстоятельств дела; -
по телефону можно также изложить просьбу, отдать распоряжение (совершить управленческое действие) и т.д.
Вместе с тем переговоры по телефону имеют свои недостатки:
-
лимит времени (особенно в междугородних и международных звонках); -
ограниченные возможности восприятия информации только на слух.
В учебниках по секретарскому делу, руководствах по проведению телефонных переговоров есть небольшой раздел "Этика телефонного общения".
Под этикой понимается "совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы".
Следовательно, профессиональная этика секретаря при проведении телефонных переговоров предполагает:
-
вежливость (употребление вежливых форм общения, доброжелательный тон); -
краткость (говорить о самом главном, по существу, без лишних подробностей); -
логичность (последовательность в изложении материала); -
средний темп речи, четкость произношения, особенно фамилий и чисел (в случае необходимости - по слогам или буквам); -
сдержанность (умение вести разговор спокойно, без лишних эмоций, терпеливо).
Начинающий свою деятельность секретарь может использовать также специальный перечень (см. таблицу 1).
Таблица 1. Краткий перечень того, что следует и чего не следует делать, когда на вашем столе звонит телефон:
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих секретарь руководителя "организует проведение телефонных переговоров руководителя, записывает в его отсутствие полученную информацию и доводит до его сведения ее содержание, передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам, а также телефонограммы, своевременно сообщает ему информацию, полученную по каналам связи".
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 3-е изд., дополненное. М., 2001. С. 320.
По подсчетам специалистов, телефонные переговоры занимают значительную часть рабочего времени секретаря, так как около 75% ежедневных вопросов он решает по телефону.
В должностные обязанности секретаря руководителя входят:
-
прием всех телефонных вызовов и их систематизация; -
ответы абонентам; -
фильтрация вызовов; -
соединение руководителя с абонентом в случае необходимости.
Главная задача секретаря в работе с телефоном - освободить руководителя от вызовов, не адресованных ему. В лице секретаря руководитель обретает своеобразную защиту от ненужных звонков, так как они нарушают нормальный режим работы и разбивают рабочий день руководителя на короткие обрезки времени. Такая дробность рабочего времени мешает руководителю сосредоточиться. Не согласованные заранее звонки и непредсказуемые темы для обсуждения вынуждают руководителя резко переключать внимание на решение возникающих задач.
Следовательно, помощь секретаря в организации служебных разговоров (переговоров) по телефону способствует рациональной организации работы руководителя.
В отделе делопроизводства МБУ «Молодёжный центр» факс не используется. Альтернативой ему применяется электронная почта и электронный документооборот (ЭДО). При необходимости пересылки документов осуществляется в бумажном варианте почтой России или транспортными компаниями.
Схема 2. План-схема рабочего места руководителя организации
Рациональная организация труда секретаря начинается с организации рабочего места.
Рабочее место секретаря располагается в приемной, которая обычно примыкает к кабинету руководителя. Его следует разместить таким образом, чтобы секретарь мог видеть всех входящих в приемную. Площадь делится на рабочую зону и зону для посетителей.
При выборе размеров площади необходимо учитывать следующие факторы:
-
подходы к мебели и оборудованию; -
расстановку и эксплуатацию мебели и оборудования; -
в отдельных случаях потребность в особых условиях; -
возможность установки дополнительного оборудования.
В комплект средств оргтехники рабочего места секретаря входят:
-
стол однотумбовый; -
приставка с тумбой под компьютер, компьютер; -
стул подъемно-поворотный; -
вспомогательный стол.
Рабочее место секретаря должно иметь необходимую площадь для оргтехники и такое месторасположение, чтобы секретарь мог видеть всех посетителей, а посетители при входе в офис сразу же видели секретаря.
Организация рабочего места секретаря руководителя формируется исходя из анализа содержания его деятельности, требований эргономики, гигиены и психофизиологии и направлена на проектирование оптимальной организации рабочего места.
Примерный перечень оргтехники и компьютерных средств, применяемых в работе секретаря:
-
средства малой оргтехники (письменные принадлежности: ручки, бумага, карандаши, ластики и т. п.); -
средства составления и изготовления текстовых документов (компьютер, диктофон, принтер, сканер, в запасе – портативная пишущая машинка); -
средства обработки бумажных документов (склеивающие и скрепляющие машины, конвертовскрывающее и резательное оборудование, адресовальное и штемпелевальное оборудование, машина для уничтожения документов); -
средства хранения и поиска документов (картотеки различного типа, шкафы и полки, сейф); -
средства связи (телефон, радиотелефон, радио, телетайп, факс, сетевая плата для локальной сети, средства оперативной диспетчерской связи, электронная почта, модем); -
копировальные средства и аппараты; -
шредер для оперативного уничтожения конфиденциальной информации; -
офисная мебель и оборудование.
Средства малой оргтехники необходимы при любом уровне автоматизации работы секретаря. Так, ручки и карандаши у секретаря должны быть в рабочем состоянии, бумага с запасом, так как у посетителей, членов совещаний их может не оказаться в нужный момент, а техническое обеспечение переговоров и совещаний – его должностная обязанность.
В средствах составления и изготовления текстовых документов все чаще на первое место выходит компьютер, даже при очень небольшом документообороте. Созданные с его помощью документы имеют эстетически более приемлемый вид благодаря наличию различных шрифтов и цветового оформления, что не может не сказаться на отношении к документу и помогает создать благоприятное впечатление об авторе документа.
Диктофоны незаменимы в случае, когда необходимо бесшумное и точное отображение звуковой информации.
Сканер – удобное средство для ввода в компьютер большого количества текстовой и графической информации, а также документов в систему автоматизированного документооборота.
Средства связи могут быть объединены в аппаратном представлении, например телефон, факс, модем, должны иметь компактный вид и спокойные, приятные для слуха средства оповещения о начале связи. Копировальные аппараты подбираются в зависимости от объема работ, необходимого качества копий и других параметров.
Необходимым эффективным средством планирования рабочего дня секретаря и руководителя является еженедельник, в котором дела разносятся по датам.
Можно для этих целей использовать программный продукт типа Lotus Organizer, установленный на персональном компьютере. Lotus Organizer называют личной информационной системой, предназначенной для эффективной организации рабочего времени. В ее состав, помимо календаря, входят телефонный справочник, адресная книга, блокнот и т. д. Но даже при наличии Lotus Organizer для дублирования информации необходимо иметь обычный ежедневник или периодически производить распечатку каких-то данных из компьютера.
Документы, поступающие в архив отдела, хранятся в шкафу в папках-регистраторах, скоросшивателях, справочно-информационные пособия – в специальных шкафах.
Зона для посетителей комплектуется стульями, журнальным столиком и цветочницей. В том случае, если в здании нет гардероба, в приемной следует поставить шкаф для верхней одежды. Мебель для посетителей должна находиться в зоне, хорошо просматриваемой секретарем. Не рекомендуется ставить в приемной мягкую мебель, так как при правильной организации труда длительное присутствие посетителей не предполагается.
Иногда секретарю нужно приготовить чай или кофе для руководителя и посетителей. Для этого неплохо предусмотреть небольшую «мини-кухню». Безусловно, визуально она должна быть изолирована от мест для посетителей. Категорически не рекомендуется превращать в буфетную рабочее место секретаря.
Рабочее место секретаря структурного подразделения должно быть оснащено техникой коллективного пользования (принтерами, телефаксом, копировальным аппаратом и др.) для более продуктивного ее использования. Своевременная замена сменных печатающих картриджей, организация ремонта должны быть в ведении этого сотрудника. Наличие секретаря подразделения делает возможным использование телефонного коммутатора с одной линией выхода вне организации.