Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из положений данного принципа равенство перед законом означает, что органы прокуратуры не могут применять закон в зависимости от различий между гражданами и юридическими лицами по каким-либо признакам. Следовательно, принцип равенства всех перед законом устанавливает правовой статус лица в Российской Федерации.

Проявление данного руководящего положения обуславливает деятельность органов прокуратуры РФ, которая должна осуществляется на основе единого для всех законодательства, в определенном законом порядке, равными (одинаковыми) гарантиями для каждого субъекта.
3 Принцип гласности.

Применительно к рассматриваемому вопросу под гласностью следует понимать осведомление населения, должностных лиц о работе органов прокуратуры РФ. Принцип гласности есть основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры осведомляют население и должностных лиц о своей работе в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Данный принцип закреплен в ст. 4 Федерального закона о прокуратуре РФ. в соответствии с которой органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне

Названный принцип проявляется в двух направлениях:

1)Правовом воспитании осуществляемым прокуратурой посредством активного воздействия на граждан, должностных лиц в целях обеспечения нормальной жизни общества, упорядочения, складывающихся в нем отношений, т.е. это один из способов правового воспитания населения.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Целью правового воспитания является развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Это один из основных элементов системы профилактики нарушений закона, в реализации которой органы прокуратуры играют важную роль. Правовое воспитание граждан и должностных лиц является неотъемлемой задачей, разрешаемой органами прокуратуры, поскольку при осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры обязаны способствовать повышению правосознания и правовой культуры населения.


2)Контроле общества за работой прокуратуры осуществляемого посредством осуществления контроля общества и граждан за работой самих органов прокуратуры, оценке ее деятельности через выявления достижений и недостатков в работе. Эта сторона проявления принципа гласности обеспечивается сообщением в СМИ сведений о назначении и освобождении прокуроров от должности; информированием федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии законности; ежегодным представлением Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и отчета о проделанной прокуратурой работе по их укреплению; созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со СМИ, организующих эту работу на местах. Обеспечение контроля общества за работой прокуратуры также осуществляется посредством регулярно проводимых личных встреч руководителей прокуратур с редакциями ведущих периодических изданий, электронных СМИ, информационных агентств, журналистами, творческой интеллигенцией, круглых столов с представителями общественных и религиозных объединений, пресс-конференции по актуальным вопросам прокурорской деятельности. В соответствии с п. 4 приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации», в каждой прокуратуре разрабатывается целостная программа взаимодействия со СМИ.

4 Принцип информационности.

В абз. 4 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, закреплены положения в соответствии с которыми органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также население о состоянии законности в стране. Кроме того, прокуратура РФ информирует органы государственной власти как о состоянии законности, так и о результатах своей деятельности, направленной на ее укрепление. Несмотря на то, что в действующем законе о прокуратуре содержатся положения, регулирующие информационную деятельность Генерального прокурора РФ в обязанности которого входит ежегодно докладывать палатам Федерального Собрания о состоянии законности, на практике все нижестоящие прокуроры, в пределах своих полномочий, также регулярно информируют местные органы власти на обслуживаемой территории о результатах своей деятельности по обеспечению законности.


Исходя из изложенного, принцип информационности есть основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры информируют компетентные органы, должностных лиц, а также население о состоянии законности в стране.

Реализация органами прокуратуры принципа информационности по формам и методам схожа с реализацией принципа гласности. Разница между ними заключается в преследуемых целях. Если целью принципа гласности является осведомление органами прокуратуры население и должностных лиц о своей работе, то цель принципа информационности состоит не столько в правовом воспитании населения, сколько в его привлечении к участию по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. На основе полученных из органов прокуратуры сведений о состоянии законности и борьбы с преступностью государственные органы и органы местного самоуправления совместно с правоохранительными органами разрабатывают и реализуют соответствующие мероприятия, направленные на эффективную борьбу с преступлениями и другими нарушениями закона.

При реализации данного принципа органы прокуратуры прокуроры анализируют и обобщают и данные об исполнении законов, о борьбе с терроризмом во всех формах его проявления, о борьбе с коррупцией, со злоупотреблениями в управленческом аппарате, о пресечении деятельности преступных элементов в сфере экономики, организованных преступных групп, мафиозных структур, а также разъяснению действующее законодательство о защите прав и свобод граждан, способах обеспечения их реализации на практике. Прокуроры уделяют особое внимание важности информирования населения о деятельности прокуратуры по разоблачению преступных элементов, необоснованного применения мер административного принуждения, осуществлению защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов граждан, общества и государства. В современных условиях, связанных с обострением экономической ситуации в стране, экономических санкций, политической пропаганды направленной на подрыв мощи Российского государства, роста числа преступлений и других нарушений закона реализация принципа информационности практически оправданно, поскольку активизирует деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленных на борьбу с преступлениями и иными нарушениями закона.

25. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ПЕРЕЧЕНЬ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОКУРАТУРЕ РФ), ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) принцип независимости прокуратурыэто основное руководящее положение, в соответствии с которым органы прокуратуры осуществляют свои действия лишь на основании закона, своего внутреннего убеждения, и результатов полных, всесторонних и объективных проверок, любое воздействие на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Следовательно, независимость органов прокуратуры РФ при осуществлении ими своих полномочий, регламентирована действующим законом и является основным руководящим положением ее деятельности, соответствующим современным международным стандартам.

тезисно:

Все свои функциональные решения и действия каждый прокурор осуществляет только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок, производимых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Воздействие ФОГВ, ОГВ субъектов, ОМС, политических партий и общественных объединений на прокурора с целью повлиять на принимаемое решение влечет дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемые ОГВ, ОМС. Участие прокуратуры в этих органах означало бы разделение ответственности с этими органами и было бы практически невозможно осуществить надзор.

Рассматривая проявление принципа независимости необходимо отметить две его характерные особенности:

1.первая особенность состоит в том, что органы прокуратуры РФ не подчиняются каким-либо органам власти (исключение составляют Президент РФ и Федеральное Собрание РФ)


2. Вторая особенность, характеризующая принцип независимости, состоит в том, что прокуратура не подчиняет себе какие-либо органы, учреждения, предприятия.

2.принцип единстваэто основное руководящее положение, в соответствии с которым каждый прокурор осуществляет свою деятельность на обслуживаемой территории или в сфере правоотношений от имени Российской Федерации, действует как представитель единой системы органов прокуратуры, независимо от занимаемой должности наделен едиными полномочиями и правовыми средствами, деятельность каждого прокурора направлена на достижение единой цели - обеспечения законности в государстве.

Все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему органов прокуратуры, не допускается.

Реализация принципа единства означает,

вся система органов прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи.

Все прокурорские работники за редкими исключениями, наделяются одинаковыми полномочиями и обязанности.

Полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам на всех направлениях прокурорской деятельности однотипны.

Действия конкретного прокурора всегда рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом

3 Принцип централизации - есть основное руководящее положение, в соответствии с которым нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему при общем подчинении Генеральному прокурору РФ, а вышестоящий прокурор осуществляет руководство и контроль за деятельность подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за надлежащую организацию деятельности по обеспечению законности подчиненными прокурорами.
Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору. Именно он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов.

Подотчетны и подчиняются Генеральному прокурору.