Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 313
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приказы, указания, распоряжения, которые издает Генпрокурор обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.
№4 Единоначалие – это основное руководящее положение, в соответствии с которым руководство деятельностью по обеспечению исполнения законов осуществляет единолично прокурор, возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурное подразделение и несет персональную ответственность.
В органах прокуратуры существуют две формы руководства: коллегиальность и единоначалие
При этом принцип единоначалия имеет две формы проявления: внешнюю — это управление вышестоящего органа нижестоящими и внутреннюю — управление внутри конкретного органа. Например, прокурор Субъекта федерации осуществляет руководство не только прокурорами городов и районов, но и руководит работой структурных подразделений прокуратуры Субъекта федерации
Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть — прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган — прокурор района, города; структурное подразделение — начальник управления, отдела.
Принцип единоначалия нашел свое отражение в п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре РФ, в которой закреплено положение, в соответствии с которым Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Тем самым он признается единоличным руководителем центрального органа в прокурорской системе. В п. 1 ст. 17 того же закона также отмечается, что Генеральный прокурор руководит органами прокуратуры в РФ. Аналогичные указания содержатся и в отношении прокуроров Субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, (п. 1 ст. 15), прокуроров городов и районов и приравненных к ним прокуроров (ст. 16). Все они возглавляют соответствующие органы прокуратуры и осуществляют ими единоличное руководств
№5 Принцип Недопустимость вмешательства в работу органов прокуратуры также является важной гарантией принципа независимости прокуратуры. ст. 5 закона о прокуратуре РФ
В соответствии соложеными ст. 5 закона о прокуратуре РФ воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Реализация принципа независимости прокуроров обусловлена их профессионализмом, добросовестностью, моральными качествами, знанием действующего законодательства.
Вторая особенность, характеризующая принцип независимости, состоит в том, что прокуратура не подчиняет себе какие-либо органы, учреждения, предприятия. Органы прокуратуры не осуществляют управленческие функции. Они осуществляют надзор за точным и неукоснительным соблюдением Конституции РФ и законов действующих на территории РФ. Прокурорская деятельность по обеспечению исполнения закона ограничена определенными рамками. Властные полномочия прокурора носят опосредованный характер. При осуществлении надзорной функций прокуроры наделены властными полномочиями для выявления нарушений законности, однако самостоятельно привлекать виновных в нарушении закона лиц к ответственности, а также самостоятельно применять меры по устранению выявленных нарушений закона прокуроры не вправе. Решать вышеуказанные вопросы они могут посредством применения актов прокурорского реагирования и других правовых средств. Требования
прокурора, вытекающий из его полномочий, предусмотренных ст. 9.1, 22, 27, 30, 33 закона о прокуратуре РФ подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ст. 6 Закона о прокуратуре РФ).
В своей деятельности направленной на обеспечение исполнения закона органы прокуратуры тесно взаимодействует с судебными органами.5 Прокуроры взаимодействуют также с другими государственными органами, посредством присутствия на заседаниях федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления (п.1 ст. 7 Закона о прокуратуре). Следовательно, принцип и принцип взаимодействия с указанными государственными органами взаимообусловлены и отражены в действующем закона о прокуратуре РФ.
26. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Статья 3 Закона о прокуратуре РФ содержит положения, в соответствии с которыми организацию и порядок деятельности прокуратуры, полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, нормы которых в своей совокупности образуют правовой фундамент, на котором строится организация и деятельность прокуратуры Российской Федерации.
Исходя из положений, закрепленных в данной статье нормативными источниками организации и деятельности прокуратуры РФ являются: Конституция РФ, Закон о прокуратуре РФ, иные федеральные законы, международные договоры Российской Федерации, нормы которых в своей совокупности образуют правовой фундамент, на котором строится организация и деятельность прокуратуры Российской Федерации.
Про конституцию и закон о прок сказано ниже
Определенные юридические нормы, регулирующие задачи органов прокуратуры в различных сферах правовых отношений, содержатся в КоАП РФ, Трудовом кодексе РФ и других законодательных актах. Непосредственное влияние на характер ненадзорных отношений прокуратуры и суда оказывает процессуальное законодательство регулирующее правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ, а также статус прокурора в судебном процессе.
В системе нормативных источников правового регулирования организации и деятельности прокуратуры РФ немаловажное значение имеют международные правовые акты. О значимости данных источников прямо указывается как в Конституции РФ, так и законе о прокуратуре РФ. Так согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Статья ст. 3 Закона о прокуратуре также содержит положения, в соответствии с которыми организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются… международными договорами Российской Федерации.
При этом следует отметить, что международные договоры РФ являются правовой основой лишь международной деятельности органов прокуратуры, то есть касающиеся ее международного сотрудничества, когда в конкретных международных договорах, либо общих положениях прямо указываются органы прокуратуры как субъект соответствующих правоотношений. Фундаментальным направлением деятельности прокуратуры в международном сотрудничестве является заключение и исполнение договоров об оказании правовой помощи. В настоящее время Российской Федерацией заключено более 30 международных договоров об оказании правовой помощи со 100 государствами.
К числу указанных договоров относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.; Европейская конвенция «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» от 20 апреля 1959 г., Минская конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 февраля 1993 г., договора между Россией и США «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» от 17 июня 1999 г. и другие.
К подзаконным актам, распространяющим свое действие на определение порядка деятельности органов прокуратуры РФ, относятся указы Президента РФ. Важнейшим из которых является Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.
27. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Конституция Российской Федерации является основным нормативным источником правового регулирования организации и деятельности прокуратуры РФ. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ осуществляется ст. 129, в основном закрепляющей положения о назначении на должность прокуроров всех видов и уровней прокуратуры. Регулирование организации и прокурорской деятельности в Конституции РФ осуществляется также с помощью норм, содержащихся в ст.: п. «о» ст. 71, п. «л» ч. 1 с. 7 2, п. «е» ст. 83, ч. 2 ст. 98, п. «з» ч. 1 ст. 102.
Федеральным законом «О поправке к Конституции Российской Федерации» от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ наименования главы 7 Конституции РФ изложено в новой редакции (Судебная власть и прокуратура), а также в текст внесены изменения, касающиеся определения конституционно-правового статуса прокуратуры РФ. В частности, законодатель отказался от концептуального определения прокуратуры РФ и руководящих положений организации и деятельности прокурорской системы: единства и централизации.
Однако изложенные выше законодательные новации не разрешили вопросы о месте прокуратуры в структуре государственного механизма, особенностях взаимоотношений с различными ветвями государственной власти.
В соответствии с. ст. 129 Конституции РФ
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
-
Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
-
Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.