Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Большое значение в широком круге нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов прокуратуры, имеют федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2013 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 03.02.2014 г.) «О военных судах Российской Федерации», от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; Закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 21.12.2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5ФЗ (в ред. от 08.12.2011 г.) «О внешней разведке» и др. В них закрепляется права и обязанности Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров по выполнению возложенных на них законом полномочий по надзору за исполнением федерального законодательства поднадзорными субъектами, осуществлению надзора за законностью деятельности соответствующих органов и лиц. В указанных нормативно правовых актах установлены полномочия прокурора, определяющие основания, формы деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзорной функции, а также фиксируется возложенные обязанности по осуществлению надзора за законностью деятельности указанных органов.

28. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ": ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основным нормативным правовым актом, регулирующим организацию и деятельности прокуратуры РФ, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 № 2202-1, которым в частности определены:

— цели стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования

— принципы организации и деятельности прокуратуры

— функции, основные направления деятельности прокуроров

— полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям надзора и иной деятельности

— порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

29. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ: ПЕРЕЧЕНЬ (В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ПРОКУРАТУРЕ РФ), ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


ст. 17 ФЗ – Ген.прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения.

Право Генпрокурора издавать такие акты обусловлено его статусом, поскольку он возглавляет единую федеральную централизованную систему прок-ры, ему подчинены все нижестоящие прок-ры.
Ведомственные акты Генерального прокурора (приказы, указания распоряжения, положения и инструкции). Из учебника: имеют важное значение в регулировании деятельности органов прокуратуры РФ. Среди них наиболее важное значение имеют приказы Генерального прокурора РФ, поскольку они направлены на регулирование ключевых, основополагающих вопросов организации деятельности системы прокуратуры РФ, и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

В отличии от приказов указания Генерального прокуратура РФ либо его заместителей регулируют более узкие направления деятельности прокуратуры, распоряжения, как правило, регулируют реализацию мер разового либо краткосрочного характера.

30. СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ
Система – есть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.7

Прокуратура РФ представляет собой именно систему, а не совокупность органов и организаций, поскольку обладает: во-первых, наличием единой правовой основы организации и деятельности всех органов и организаций прокуратуры; во-вторых, имеет общие цели, задачи и принципы ее построения; в-третьих, финансируется из одного источника; в-четвертых, все органы и организации прокуратуры подчинены единому центру.

В соответствии с положениями ст. 11 Закона о прокуратуре РФ Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,

научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, также являются частью системы прокуратуры РФ. Перечень органов, организаций и юридических лиц, входящих в систему прокуратуры, ограничен законом, в связи с чем расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п.1 ст.11 Закона о прокуратуре РФ создание и деятельность на территории РФ иных органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Рассматривая данный вопрос необходимо обратить внимание на различие понятий «система прокуратуры» и «система органов прокуратуры». Система органов прокуратуры РФ является составляющей частью системы прокуратуры РФ. Система прокуратуры РФ состоит не только из органов прокуратуры. В нее входят также научные, образовательные организации и редакции печатных изданий.

Органы прокуратуры объединены в систему и обладают следующими признаками:

- единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);

- централизации (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);

- системности органов прокуратуры (органы прокуратуры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы).

Система органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Верхнее звено занимает Генеральная прокуратура РФ, которая руководит и контролирует работу нижестоящих прокуратур. Среднее звено системы органов прокуратуры РФ являются прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Нижнем звеном системы органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Это военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов, природоохранные прокуратуры (за исключением Волжской природоохранной прокуратуры), прокуратуры ЗАТО (за исключением прокуратур ЗАТО г. Межгорье и г. Байконур), транспортные прокуратуры (за исключением межрегиональных транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ), Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (с дислокацией в г. Новокузнецке) и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.


Каждый из элементов (звеньев) системы органов прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру. Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре» порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры.

Исходя из изложенного система прокуратуры РФ — это основанная на принципах федерализма, независимости, единоначалия, единства и централизации, возглавляемая Генеральным прокурором РФ и финансируемая из федерального бюджета целостная организационная структура федеральных органов и организаций, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, и иные функции, предусмотренные Законом о прокуратуре, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

31. ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ ПРОКУРАТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В соответствии со ст 11 ФЗ о Прок Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

При Генеральной прокуратуре РФ на правах федерального государственного образовательного учреждения создана «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации». В структуру академии входят: Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих работников, Юридический институт, Иркутский юридический институт, Санкт-Петербургский юридический институт.

Возглавляет Академию Генеральной прокуратуры РФ ректор. Ректор и его заместители (проректора), директора научных и образовательных учреждений их заместители назначается на должность и освобождается от должности Генеральным прокурором РФ.

Генеральная прокуратура РФ является учредителем журнала «Законность”
32. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ: ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации

Прокуратуры субъектов РФ. В каждой административно-территориальной единице Российской Федерации организованы органы прокуратуры РФ. В настоящее время во всех субъектах РФ функционируют прокуратуры субъектов РФ. Это прокуратуры среднего звена прокурорской системы. К ним относятся прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

  1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров.

  2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

  3. Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которым в установленном порядке поручено проведение консультаций по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, не позднее чем в десятидневный срок со дня получения ими представления по кандидатуре на соответствующую должность и других материалов, характеризующих представленную кандидатуру, информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

  4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.