Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действие указанного требования не означает, что органы прокуратуры должны пассивно ждать поступившей информации о допущенных либо планирующихся нарушениях закона. Подобное поведение любого прокурорского работника недопустимо и является по существу нарушением должностных обязанностей. Прокурорский надзор должен быть эффективным и результативным. Его эффективность возможна лишь при условии, что прокурор активно выявляет нарушения закона в тех органах и организациях, где по имеющимся в органах прокуратуры сведениям допускаются эти нарушения. Совершенно неприемлемо осуществлять деятельность прокуратуры, основываясь лишь на случайно поступивших сведениях. Прокуроры обязаны проявлять инициативу в собирании данных о нарушениях закона. В каждой прокуратуре необходимо наладить систематическое поступление сведений о состоянии законности на поднадзорных объектах, в различных учреждениях, организациях, коммерческих структурах и т.д. Прокурорский надзор за исполнением законов не должен быть пассивным.

Требование обоснованности проведения проверки имеет большое практическое значение. Оно непосредственно влияет на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов и обуславливает основания для проведения общенадзорныхпроверок органами прокуратуры. Данными основаниями являются сведения о нарушении законов. Однако не любые сведения о нарушении законов являются основаниями для проверки органов прокуратуры, а лишь те, которые требуют вмешательства органов прокуратуры и принятия прокурором соответствующих мер. Может возникнуть вопрос: будет ли являться законным основанием проведение проверки исполнения законов по заданию вышестоящего прокурора? Поскольку органы прокуратуры являются единой централизованной системой, в которой действует принцип единоначалия, то вне всяких сомнений задание вышестоящего прокурора является обязательным для нижестоящего. Его неисполнение повлечет за собой негативные для исполнителя последствия вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности. Нижестоящий прокурор обязан в полном объеме и в установленный срок выполнить задание, поручение вышестоящего прокурора. Вопрос обоснованности проверки - это не его вопрос, а вышестоящего прокурора, направившего задание (поручение). Но в любом случае, проводит ли проверку исполнения законов прокурор по своей инициативе, либо инициатива принадлежит вышестоящему прокурору, данные проверки проводятся лишь на основании поступивших сведений о фактах нарушения законов, требующих вмешательства. Отсутствие указанных в законе оснований делает недопустимым совершение прокурором проверочных действий.


Значение приведенного основополагающего требования не следует недооценивать, поскольку оно, регламентируя основания проведения прокурорских проверок, существенно ограничивает сферу для злоупотребления, лишая органы прокуратуры возможности незаконного применения правовых средств. Это особенно важно для правового государства, в котором публичная власть должна осуществляться в жестких рамках законности.

Другим требованием является недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов и подмены собой государственных органов. Органы прокуратуры вправе проверять лишь соответствие деяний и издаваемых правовых актов проверяемых субъектов Конституции РФ и действующим на территории РФ законам.Никакие другиевопросы не входят в предмет прокурорской проверки и деятельности органов прокуратуры.

Проверка, проводимая прокурором, представляет собой комплекс его мыслительных и организационно-правовых действий.

Мыслительные действия связаны с планированием проверочных действий, определением стратегии и тактики проверки, предварительной оценке всего комплекса мер, принятие которых необходимо для оперативного, полного и всестороннего установления фактов нарушения закона, определения порядка их реализации, необходимых данных, дающих возможность адекватно и объективно проанализировать состояние законности на проверяемом объекте, либо в действиях (деяниях) проверяемого субъекта. Они, в первую очередь, обусловлены наличием соответствующего образовательного уровня прокурорского работника, осуществляющего проверку исполнения закона и наличием практического опыта.

В отличии от мыслительных, организационные действия прокурора, проводящего проверку направлены на организацию ее проведения, определение места, сроков и участников проверки, привлечение технических средств и т.д. Прокурорская проверка обуславливает совершение проверяющим прокурором действий, влекущих правовые последствия. При осуществлении в ходе проверки, возложенных на него функций прокурор, вправе иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов и субъектов. Прокурор также вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и снимать с них копии. При этом снятие копий с необходимых прокурору материалов должно производиться безвозмездно независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций.


Следовательно, прокурорская проверка является всеобъемлющим правовым средством прокурора, включающим в себя весь предусмотренный законом инструментарий средств выявления нарушений закона, который в зависимости от масштаба проводимой проверки и сложности исследуемого вопроса имеет различную степень ее наполняемости.Она направлена на выявление в действиях (бездействиях), актах проверяемого объекта или субъекта нарушений Конституции РФ и действующих на территории РФ законов, на установление причин и условий, способствующих выявленным нарушениям законов, а также лиц, виновных в их совершении.

При решении вопроса о праве прокурора требовать объяснения от граждан и должностных лиц по поводу нарушения закона необходимо иметь в виду, что эти лица вправе отказаться от дачи объяснений в силу ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее Конституция РФ), за что они не могут быть привлечены к какой-либо ответственности.

Также надо иметь в виду, что закон не предоставляет прокурору права на произвольный, без законного основания вызов в прокуратуру для дачи объяснений граждан и должностных лиц. Это право используется лишь в случае нарушения ими законов. Вместе с тем нельзя не отметить, что получение объяснений неотделимо от гарантий соблюдения прав и интересов граждан. К таким гарантиям можно отне­сти, в частности, запрет домогаться све­дений путем физического или психичес­кого насилия, или других незаконных мер, право знакомиться с текстом объ­яснения и вносить в него дополнения и поправки и т.
47. ВИДЫ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ

  1. ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

Надзорные проверки – это средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов, за законностью деятельности которых осуществляют надзор органы прокуратуры Российской Федерации.

Примеры:

- ежедневные проверки КАЗ, ИВС и Спецприемников,

- ежедневные проверки материалов процессуальных проверок и уголовных дел,

- ежедневные проверки по жалобам и обращениям.

Ненадзорные проверки – это средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов не поднадзорных органам прокуратуры Российской Федерации.


Например, суд.

В данном случае прокурор не осуществляет надзор за судом, а реализует свои полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством.

- прокуроры участвуют в рассмотрении дел,

- прокуроры обжалуют (оспаривают) незаконные судебные решения.

Цели:

  1. обеспечить соблюдение участниками судебного разбирательства процессуального закона.

  2. способствовать вынесению судом законного и обоснованного решения.

2. ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • проверки, проводимые при осуществлении надзора за исполнением законов,

  • проверки, проводимые при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

  • проверки, проводимые при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами и др.

3. ПО ПОВОДУ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ:

  • по сигналам (заявления, жалобы, информация СМИ),

  • по инициативе прокуроров (по заданиям, поручениям вышестоящих прокуроров).

4. ПО ОБЪЕМУ:

  • целевые - проверки по отдельным фактам нарушений закона, по исполнению одного конкретного закона, группы родственных законов, по отдельным обращениям граждан и должностных лиц.

  • широкие - проверки, предмет которых касается множества различных нарушений закона, проверки по которым круг нарушений не определен

5. ПО СУБЪЕКТУ, УЧАСТВУЮЩЕМУ В ПРОВЕРКЕ:

  • Специфические прокурорские – проверки, проводимые только сотрудниками прокуратуры, которые в силу компетенции органов прокуратуры обязаны самостоятельно разрешать правовые вопросы, но когда не требуется иных (кроме правовых) познаний.

  • Смешанные – с привлечением специалистов из других отраслей знаний (здравоохранение, экономика, градостроительство и т.д.).

ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПРОВЕРКИ – это проверки, осуществляемые различными ведомствами по поручению органов прокуратуры.

6. ПО ОБЪЕКТУ И СУБЪЕКТУ:

  • Проверка, проводимая в одном поднадзорном объекте или субъекте.

Например, в Центре временного содержания иностранных граждан – соблюдение санитарных и противопожарных норм и правил для обеспечения безопасности граждан, помещенных в указанное учреждение (объект с массовым пребыванием людей)

  • Проверка, проводимая в нескольких одновременно.

Например, проверка исполнения ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: как правило «охватывает» - полицию, образовательные учреждения всех уровней, Комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения здравоохранения.

7. ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ:

  • Основные – направлены на выявление нарушений Конституции РФ, законов, действующих на территории РФ, а также виновных в них лиц, а также причин и условий им способствующих.

  • Контрольные – проводимые с целью контроля за исполнением ранее внесенных требований.

Например, проверки в сфере охраны труда.
8. ПО ВИДУ СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ

(в отношении ненадзорных проверок):

  • апелляционные

  • кассационные

  • надзорные

  • частные.


По Ергашеву:

В зависимости от функциональной принадлежности прокурорские проверки принято разделять на надзорные и ненадзорные.

Надзорные проверкиэто средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов за законностью деятельности, которых осуществляют надзор органы прокуратуры РФ.Указанные проверки проводятся в органах, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие, органах и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера и некоторых других.

Ненадзорные проверки — это средства выявления нарушения закона, применяемые в отношении объектов и субъектов не поднадзорных органом прокуратуры РФ.Несмотря на кажущуюся на первый взгляд неправомерность подобных проверок, проведение их ни в коей мере не нарушает действующего законодательства, согласно которому судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и действующим законам. Особенность указанных проверок состоит в том, что их цель не выявление нарушений законности, допущенных судом при отправлении правосудия, а установление соответствия закону судебных актов. Следовательно, ненадзорные проверкипроводятся органами прокуратуры в отношении актов не поднадзорных им субъектов, к которым отнесены суды. Особенность ненадзорных проверок состоит в том, что прокуратура, в данном случае не являясь органом, осуществляющим надзор за законностью, обладает определеннымирегламентированными процессуальным законодательством правами. В соответствии с положениями, содержащимися в п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают (обжалуют) противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.