Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правовые средства прокурорского реагирования подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными законами.
Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – есть средства, регламентированные процессуальным законодательством РФ.
К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:
— письменное указание прокурора;
— утверждение прокурора;
— согласие прокурора;
— постановления прокурора;
––требование прокурора, приносимое в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ (органам дознания и следственных органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия) ;
В зависимости от предмета прокурорского реагирования, все процессуальные средства принято разделять на два вида: средства прокурорского реагирования на правомерные действия и средства реагирования на неправомерные действия.
К процессуальным надзорным средствам прокурорского реагирования на правомерные действия относятся:
- согласие прокурора — это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем;
- утверждение прокурора — придание юридической значимости основному следственному документу — обвинительному заключению.
Непроцессуальныенадзорные средства прокурорского реагирования – это средства регламентированные не процессуальным, а иным законодательством.
Непроцессуальными надзорными средствами прокурорского реагирования являются:
— протест прокурора;
— представление прокурора, вносимое в порядке надзора;
— предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;
–– постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;
- требование прокурора об изменении нормативного правового акта;
- предупреждение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.
- решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность;
- сигнализационные средства прокурора.
Ненадзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении своих ненадзорных функций.
Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), и не процессуальные.
Процессуальными ненадзорными средствами являются:
- представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты;
- исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством.
К непроцессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся сигнализационные средства такие как: сообщения, письма, информации и доклады прокурора о нарушениях законности. Как правило, данные средства применяются прокурорами в отношениях с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ, судебными органами.
По целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:
— основные средства прокурорского реагирования, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;
— сигнализационные средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений закона (информационные письма, информации, доклады и т.д.).
54. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Акты прокурорского реагирования – специфические правовые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий, направленные на устранение выявленных нарушений закона, восстановление нарушенной законности, устранение причин и условий, способствующих нарушениям закона
, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
Акты прокурорского реагирования должны соответствовать требованиям:
Виды актов:
По сфере применения: общие (во всех направлениях деятельности), специальные (для отдельных направлений).
По характеру: предупредительные (направлены на предупреждение возможного нарушения закона – предостережение о недопустимости нарушения закона), пресекательные (пресечение пролонгированных, длящихся нарушений закона), карательные (привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности – постановление о возбуждении производства об административном правонарушении).
1.Протест – официальное возражение прокурора, вынесенное от имени государства, обращенное к ОГВ, ОМС, органам управления, коммерческим и некоммерческим структурам, должностным и приравненным к ним лицам, суду по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.
Протест, применяемый в порядке осуществления надзорной функции преследует две цели: устранение нарушения закона в незаконном правовом акте и их последствий и восстановление нарушенных прав.
Структура:
Протест, приносимый на незаконный судебный акт, вынесенный по административному делу, представляет собой официальное возражение прокурора, вынесенное от имени государства, обращенное к суду по поводу принятия незаконного судебного акта об его отмене или изменении.
Цель – отменить или изменить незаконное постановление судьи по делу об административном правонарушении.
Структура:
Заканчивается протест указанием даты его направления, наименования, классного чина, фамилии и инициалов и подписью прокурора, принесшего протест.
2. Представление в порядке осуществления надзора – имеющий своим предметом совокупность нарушений законов надзорный акт прокурорского реагирования, вынесенный от имени государства прокурором либо его заместителем, адресуемый к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательного рассмотрения и принятия в установленный срок мер по устранению выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц и сообщения прокурору в письменной форме о результатах рассмотрения его требований и принятых мерах.
Представлению свойственен признак комплексности. Суть комплексности состоит в том, что
Цель – разработка системы мероприятий, реализация которых должна привести к улучшению состояния законности.
Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – есть средства, регламентированные процессуальным законодательством РФ.
К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:
— письменное указание прокурора;
— утверждение прокурора;
— согласие прокурора;
— постановления прокурора;
––требование прокурора, приносимое в порядке п.3 ч.2 ст. 37 УПК РФ (органам дознания и следственных органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия) ;
В зависимости от предмета прокурорского реагирования, все процессуальные средства принято разделять на два вида: средства прокурорского реагирования на правомерные действия и средства реагирования на неправомерные действия.
К процессуальным надзорным средствам прокурорского реагирования на правомерные действия относятся:
- согласие прокурора — это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем;
- утверждение прокурора — придание юридической значимости основному следственному документу — обвинительному заключению.
Непроцессуальныенадзорные средства прокурорского реагирования – это средства регламентированные не процессуальным, а иным законодательством.
Непроцессуальными надзорными средствами прокурорского реагирования являются:
— протест прокурора;
— представление прокурора, вносимое в порядке надзора;
— предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;
–– постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;
- требование прокурора об изменении нормативного правового акта;
- предупреждение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.
- решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность;
- сигнализационные средства прокурора.
Ненадзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении своих ненадзорных функций.
Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), и не процессуальные.
Процессуальными ненадзорными средствами являются:
- представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты;
- исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством.
К непроцессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся сигнализационные средства такие как: сообщения, письма, информации и доклады прокурора о нарушениях законности. Как правило, данные средства применяются прокурорами в отношениях с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ, судебными органами.
По целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:
— основные средства прокурорского реагирования, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;
— сигнализационные средства, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений закона (информационные письма, информации, доклады и т.д.).
54. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Акты прокурорского реагирования – специфические правовые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, применяемые в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий, направленные на устранение выявленных нарушений закона, восстановление нарушенной законности, устранение причин и условий, способствующих нарушениям закона
, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
Акты прокурорского реагирования должны соответствовать требованиям:
-
законности -
императивности (то есть содержать обязательное, регламентированное законом требование о его рассмотрении, исполнении, а в предусмотренных законом случаях письменном сообщении прокурору о результатах рассмотрении акта) -
оперативности (предусмотренные законом сроки вынесения акта, рассмотрения его адресатом и направления прокурору уведомления о результатах его рассмотения) -
индивидуальности (индивидуальные отличия конкретного АПР заключается в его фактической и юридической регламентации) -
убедительности (юридическая и фактическая регламентация, профессиональная (юридическая) грамотность и др.) -
результативности (применение АПР должно фактически устранять выявленные нарушения закона, восстанавливать нарушенную законность, привлекать виновных лиц к предусмотренной законом ответственности) -
письменности (любой АПР составляется по установленной письменной форме) -
субъектности(д/л, которые вправе применить тот или иной АПР, круг субъектов, в отношении которых могут быть применены АПР) -
опосредованности (прокурор не наделен компетенцией самостоятельно устранять выявленные нарушения закона, а обязан направлять предусмотренные законом АПР, содержащие требования об устранении выявленных нарушений закона, компетентным органам или д/л.
Виды актов:
По сфере применения: общие (во всех направлениях деятельности), специальные (для отдельных направлений).
По характеру: предупредительные (направлены на предупреждение возможного нарушения закона – предостережение о недопустимости нарушения закона), пресекательные (пресечение пролонгированных, длящихся нарушений закона), карательные (привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности – постановление о возбуждении производства об административном правонарушении).
1.Протест – официальное возражение прокурора, вынесенное от имени государства, обращенное к ОГВ, ОМС, органам управления, коммерческим и некоммерческим структурам, должностным и приравненным к ним лицам, суду по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.
Протест, применяемый в порядке осуществления надзорной функции преследует две цели: устранение нарушения закона в незаконном правовом акте и их последствий и восстановление нарушенных прав.
Структура:
-
Вступительная часть содержит сведения об адресате, наименовании акта и предмете опротестования; -
Описательная– описание содержания незаконного правового акта, либо его части; -
Мотивировочная – в этой части прокурор убеждает адресата в необходимости отмены или изменения незаконного правового акта, указывает нормы нарушенного закона. -
Резолютивная– содержит логические выводы, состоит из двух компонентов: требовательный включает в себя требование об отмене или изменении незаконного акта, во-вторых, требование о восстановлении нарушенных прав и законных интересов, в-третьих, требование об устранении последствий незаконного акта. Распорядительный компонент содержит указание прокурора об обязательности рассмотрения протеста в 10-дневнй срок и незамедлительном сообщении прокурору о принятых мерах.
Протест, приносимый на незаконный судебный акт, вынесенный по административному делу, представляет собой официальное возражение прокурора, вынесенное от имени государства, обращенное к суду по поводу принятия незаконного судебного акта об его отмене или изменении.
Цель – отменить или изменить незаконное постановление судьи по делу об административном правонарушении.
Структура:
-
Вступительная часть – сведения о суде, в который направляется протест, наименование судебного акта и предмет опротестования; -
Описательная – описание содержания незаконного судебного акта либо его части; -
Мотивировочная – прокурор убеждает суд в необходимости отмены или изменения незаконного судебного акта, указывает нормы нарушенного закона; -
Заключительная – содержит логические выводы из всего предшествующего изложения. Начинается со слова «предлагаю» и включает в себя предложение прокурора об отмене или изменении незаконного судебного акта.
Заканчивается протест указанием даты его направления, наименования, классного чина, фамилии и инициалов и подписью прокурора, принесшего протест.
2. Представление в порядке осуществления надзора – имеющий своим предметом совокупность нарушений законов надзорный акт прокурорского реагирования, вынесенный от имени государства прокурором либо его заместителем, адресуемый к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательного рассмотрения и принятия в установленный срок мер по устранению выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц и сообщения прокурору в письменной форме о результатах рассмотрения его требований и принятых мерах.
Представлению свойственен признак комплексности. Суть комплексности состоит в том, что
-
акт приносится, как правило, на совокупность нарушений закона (два и более); -
приводятся не только установленные факты нарушений закона, но также причины и условия, им способствующие; -
представление – единственный акт, в котором прокурор вправе поставить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной и материальной ответственности.
Цель – разработка системы мероприятий, реализация которых должна привести к улучшению состояния законности.