Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• рассмотрение и направление запросов о производстве следственных и иных процессуальных действий на территории иностранного государства, требующих согласия прокурора (п. 4 ч. 3 ст. 453 УПК);

• оказание содействия в вызове свидетелей, потерпевших, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами России, для производства процессуальных действий на территории РФ и надзор за соблюдением их прав и законных интересов (ст. 456 УПК);

• исполнение переданных в установленном порядке запросов о производстве процессуальных действий, поступивших от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств (ст. 457 УПК);

• рассмотрение и направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лица, находящегося в иностранном государстве, совершившего преступление на территории РФ (ст. 458 УПК);

• направление запросов о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, для уголовного преследования на территории РФ (ст. 460 УПК);

• рассмотрение и исполнение запросов о выдаче иностранному государству для уголовного преследования лица, находящегося на территории РФ (ст. 462–465 УПК);

• рассмотрение ходатайств (заявлений) о принятии решений о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государстве, гражданами которого они являются или на территории которого имеют постоянное место жительства;

• рассмотрение запросов иностранных государств и принятие решений по вопросам транзитной перевозки на территории РФ лиц, выделенных третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 462.1 УПК);

• подготовка и направление в компетентные органы России и международные организации предложений по совершенствованию национального законодательства и международной нормативной базы в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц для уголовного преследования, а также передачи лиц, признанных невменяемыми, для применения принудительных мер медицинского характера в государстве их гражданства или постоянного места жительства.
58. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ РФ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Правовой основой международного сотрудничества и взаимодействия прокуроров с компетентными органами и должностными лицами зарубеж¬ных стран в сфере уголовного производства являются такие договоры Российской Федерации как: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительный протокол к ней 1978 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Про-токолом к ней 1997 г.; Конвенция о правовой помощи и право¬вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Россия пока не ратифицировала данную Конвенцию); Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстрой-ствами, для проведения принудительного лечения 1997 г.; Кон¬венция о передаче осужденных к лишению свободы для дальней¬шего отбывания наказания 1998 г. и некоторые другие.Вступление России в 1996 г. в Совет Европы привело к расширению международных контактов прокуратуры РФ и принятию целого ряда актов.


Указание Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств" и др.

Организационные основы и порядок международного сотруд¬ничества прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств, в том числе с прокуратурами госу¬дарств – участников СНГ по вопросам экстрадиции, выполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда или санкции прокурора, определены:

- Соглашением между генеральными прокурорами госу¬дарств – участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 о порядке сношений компетентных учрежде¬ний при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29.06.2000;

- приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»;

- указанием Генпрокурора РФ от 18.10.2008 № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения при¬нудительного лечения»;

- указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 68/35 «О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств», и некоторыми другими организационно-распоря¬дительными документами Генпрокурора РФ,регулирующими указанные вопросы в данной сфере.

При этом необходимо отметить, что в приведенных выше нормативных правовых актах Генпрокурора РФ содержится прямое указание на то, что взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры РФ.

Сотрудничество ОП РФ со специализированными международными организациями:

1. Международная ассоциация прокуроров (МАП). Основана в Вене 06.06.1995 г. в представительстве ООН. МАП – международная неправительственная и неполитическая организация. В соответствии с уставом – оказывает содействие созданию и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью. Задачи МАП: содействие эффективному, справедливому и беспристрастному расследованию преступлений; внедрение высоких стандартов и принципов при отправлении правосудия по УД, включая процедуры направленные как на предупреждение ненадлежащего отправления правосудия, так и на реагирование на такие случаи в целях обеспечения верховенства закона; развитие и укрепление стандартов и принципов, которые признаны международным сообществом в качестве необходимых для осуществления надлежащего и независимого рассмотрения УД итд.


2. Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ. Создан в 1995 г. в составе 11 стран СНГ. Функции: обмен информацией, взаимные консультации, выработка рекомендаций и предложений по вопросам, относящимся к его ведению, анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, выработку предложений и рекомендаций по противодействию ей, разработку общей стратегии и согласованной политики борьбы с международным терроризмом ит.д.

3. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Постоянно действующая межправительственная международная организация, созданная 15.06.2001, в рамках которой регулярно проводятся координационные совещания генеральных прокуроров стран, входящих в ШОС. На совещаниях вырабатываются решения о мерах развития сотрудничества, направленного в первую очередь на противодействие международному терроризму, проявлениями экстремизма, распространению наркотиков.

4. Консультативный совет европейских прокуроров. Создан 13.07.2005 г. при Комитете министров СЕ с целью подготовки заключений по вопросам, касающимся прокуратуры, и ее роли в системе уголовного правосудия. В нём определяется статус ежегодных конференций генеральных прокуроров, а также разрабатываются основы развития института прокуратуры в странах Европы.

59. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: правовое регулирование, общая характеристика

В современном русском языкеслово «координация» означает согласование, установление целесообразного соотношения между определенными действиями.

Сущность координации состоит во взаимосвязи, взаимной поддержке, взаимосогласованнии, упорядоченностисовместных действий, осуществляемых способами и методами, свойственными каждому из участников координации для достижения общей цели

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, а также Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 (в ред. от 26 июня 2013 г.). Указанными нормативными правовыми актами определены цели и задачи координации, ее основные направления, полномочия ее участников и т.д. Координация строится на основе соблюдения принципов законности, равенства всех участников деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий. Указанная деятельность органов прокуратуры проводится гласно, в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой тайне. При этом, ответственность за выполнение согласованных решений несет руководитель каждого правоохранительного органа, участвующего в координации. К числу других требований следует также отнести требования о непрерывности и постоянности подобной координационной деятельности, об осуществлении ее по наиболее важным и значимым направлениям борьбы с преступностью, о гарантированности обеспечения конспирации при проведении совместных специальных операций, о подчинении частных (ведомственных) интересов общим и некоторые другие.


В положении определена цели координации - повышение эффективности борьбы с преступностью.

Достижение указанных целей предполагает объединение усилий правоохранительных органов в разработке и выполнению согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности при строгом соблюдении законности.

Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью направлена на обеспечение всестороннего анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений. Результатом таких действий становится выполнение федеральных, региональных и местных (муниципальных) программ борьбы с преступностью, разработка совместно с другими государственными органами, научными организациями мероприятий по предупреждению преступлений и иных правонарушений, подготовка предложений по улучшению правоохранительной деятельности, по совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступными проявлениями. Положение о координации и Закон о прокуратуре РФ, не содержат исчерпывающего перечня правоохранительных органов - участников координационной деятельности по борьбе с преступностью. Как показывает практика, к числу участников данной деятельности относят государственные органы, наделённые правом осуществления хотя бы одной из следующих функций: дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности, а также прокурорского надзора, исполнения уголовных наказаний, охраны общественного порядка и безопасности.
60. Формы и участники координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью: общая характеристика каждой из форм

Положение о координации и Закон о прокуратуре РФ, не содержат исчерпывающего перечня правоохранительных органов - участников координационной деятельности по борьбе с преступностью. Как показывает практика, к числу участников данной деятельности относят государственные органы, наделённые правом осуществления хотя бы одной из следующих функций: дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной деятельности, а также прокурорского надзора, исполнения уголовных наказаний, охраны общественного порядка и безопасности.


Следовательно, к участникам координации помимо органов прокуратуры относятся органы: МВД России, ФСБ России (в том числе подразделения пограничной службы), ФСКН России, ФТС России, СК России, СВР России, Государственной противопожарной службы МЧС России, ФСИН России, ФССП России.

Кроме того, следует учитывать, что суды и суди, в силу их особого правового статуса, не входят в число органов, участвующих в координационной деятельности по борьбе с преступностью.

Организационное руководство координационной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. В соответствии с федеральным централизованным построением прокуратуры Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют полномочия по координированию деятельности правоохранительных органов на федеральном, региональном и местном уровнях.

При этом действует принцип правового соответствия уровня системы прокурорских органов уровню определенных звеньев правоохранительных органов.
В практике деятельности прокуратуры сложились основные формы координации, подробно изложенные в отдельной форме статистического отчета прокуроров о работе по координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью по форме КДПО введенная в действие Приказом Генпрокурора РФ от 01.06.2011 № 156. К ним относятся: проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией повопросам борьбы спреступностью; совместные выезды врегионы дляпроведения согласованных действий, проверок иоказания помощи местным правоохранительным органам вборьбе спреступностью, изучения ираспространения положительного опыта; создание следственно-оперативных групп длярасследования конкретных преступлений; проведение совместных целевых мероприятий длявыявления ипресечения преступлений, атакже устранения причин иусловий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов дляповышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; оказание взаимной помощи вобеспечении собственной безопасности впроцессе деятельности поборьбе спреступностью; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем ииных организационно-распорядительных документов; выпуск совместных бюллетеней (сборников) и