Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку. О принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.
Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп:
— соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;
— наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;
— соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;
— иные вопросы деятельности службы судебных приставов.
В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.
Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:
— возбуждения исполнительного производства;
— направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;
— установленных должником для добровольного исполнения;
— совершения исполнительных действий;
— рассмотрения обращений юридических и физических лиц.
Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.
Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:
— выполнения требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;
— соблюдения сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;
— соответствия исполнительного документа требованиям закона;
— соблюдения требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;
— вынесения постановления об окончании исполнительного производства;
— соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей;
— соблюдения требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение),наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;
— способов оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов;
— законности действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов;
— обоснованности изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;
— решения вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).
Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:
1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей;
2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:
— не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;
— своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника;
— выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;
— соблюдаются ли требования о направлении исполнительных докумен тов по спорам неимущественного характера;
— обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом; вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.
Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:
— допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве;
— правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;
— утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица.
Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не КоАП и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности. Поэтому действие ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке.
Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:
— отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;
— формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.
Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:
— журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
— книга учета исполнительных документов;
— алфавитные указатели учета взыскателей;
— зональные книги учета исполнительных производств;
— реестр дел;
— журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;
— журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставамиисполнителями при исполнении судебных решений;
— книга учета депозитных сумм;
— книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
— журнал регистрации жалоб и заявлений;
— отчетно-статистическая документация.
Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.
При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.
Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет.
Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом.
102. СООТНОШЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ С ИНЫМИ НАДЗОРНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Статья 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" выделяет данный надзор в отдельное направление. Однако сам Федеральный закон не указывает на какие-либо специальные полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами имеет свою специфику.
Во-первых, в силу того, что в ходе исполнительного производства возможно существенное ограничение конституционных прав, свобод и законных интересов лиц со стороны судебных приставов, надзор носит инициативный характер. Во-вторых, поскольку при исполнении судебных решений административная деятельность тесно переплетается с судебной, надзор носит комплексный характер, включая отдельные элементы участия в суде. В этой связи одним из направлений деятельности прокурора в данной сфере является участие в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов.
Задачи:
-
принятие мер, направленных на соблюдение законности при обеспечении установленного прядка деятельности судов -
обеспечение законности при осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов -
защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства.
Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.
Полномочия не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными, т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.
103. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу представляет собой направление деятельности органов прокуратуры РФ, связанное с обеспечением законности администрациями указанных органов и учреждений, прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных лиц и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера и условий их содержания, а также незамедлительного реагирования на выявление нарушения закона.
Данное надзорное направление прокурорской деятельности имеет важное значение для соблюдения норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок и условия содержания под стражей, исполнение наказания и мер принудительного характера, назначаемых судом, активно способствует достижению их целей.
В соответствии с положениями ст. 32—34 Закона о прокуратуре предметом надзора в этой сфере являются:
— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных и заключенных под стражу и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;