Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку. О принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.

Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп:

— соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;

— наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;

— соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;

— иные вопросы деятельности службы судебных приставов.

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.

Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:

— возбуждения исполнительного производства;

— направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;

— установленных должником для добровольного исполнения;

— совершения исполнительных действий;

— рассмотрения обращений юридических и физических лиц.
Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:

— выполнения требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;

— соблюдения сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;

— соответствия исполнительного документа требованиям закона;

— соблюдения требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;

— вынесения постановления об окончании исполнительного производства;

— соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей;

— соблюдения требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение),наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;


— способов оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов;

— законности действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов;

— обоснованности изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;

— решения вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).
Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:

1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей;

2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:

— не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;

— своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника;

— выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;

— соблюдаются ли требования о направлении исполнительных докумен тов по спорам неимущественного характера;

— обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом; вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.

Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:

— допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве;

— правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;


— утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица.
Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не КоАП и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности. Поэтому действие ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке.

Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:

— отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;

— формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.
Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:

— журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

— книга учета исполнительных документов;

— алфавитные указатели учета взыскателей;

— зональные книги учета исполнительных производств;

— реестр дел;

— журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;

— журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставамиисполнителями при исполнении судебных решений;

— книга учета депозитных сумм;

— книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;

— журнал регистрации жалоб и заявлений;

— отчетно-статистическая документация.
Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.

При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.


Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет.

Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом.
102. СООТНОШЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ С ИНЫМИ НАДЗОРНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" выделяет данный надзор в отдельное направление. Однако сам Федеральный закон не указывает на какие-либо специальные полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами имеет свою специфику.

Во-первых, в силу того, что в ходе исполнительного производства возможно существенное ограничение конституционных прав, свобод и законных интересов лиц со стороны судебных приставов, надзор носит инициативный характер. Во-вторых, поскольку при исполнении судебных решений административная деятельность тесно переплетается с судебной, надзор носит комплексный характер, включая отдельные элементы участия в суде. В этой связи одним из направлений деятельности прокурора в данной сфере является участие в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов.

Задачи:

  • принятие мер, направленных на соблюдение законности при обеспечении установленного прядка деятельности судов

  • обеспечение законности при осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов

  • защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства.


Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Полномочия не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными, т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

103. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу представляет собой направление деятельности органов прокуратуры РФ, связанное с обеспечением законности администрациями указанных органов и учреждений, прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных лиц и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера и условий их содержания, а также незамедлительного реагирования на выявление нарушения закона.

Данное надзорное направление прокурорской деятельности имеет важное значение для соблюдения норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок и условия содержания под стражей, исполнение наказания и мер принудительного характера, назначаемых судом, активно способствует достижению их целей.

В соответствии с положениями ст. 32—34 Закона о прокуратуре предметом надзора в этой сфере являются:

— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных и заключенных под стражу и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;