Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.


Правовое регулирование.

Осуществляя данный вид надзора, прокуроры руководствуются положениями Конституции РФ, закрепляющими в гл. 2 права и свободы человека и гражданина, а также определяющими общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью правовой системы России. Международными правовыми актами являются: Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г. и др.

К отечественным законодательным актам, которыми руководствуются прокуроры при осуществлении указанного направления прокурорского надзора, относятся:

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

  • ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

  • ФЗ от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

  • Кроме того, в данной сфере правовых отношений действует совокупность подзаконных правовых актов, принимаемых Правительством РФ и другими компетентными органами, например, Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» и др.

К ведомственным актам, регулирующим осуществление данного направления прокурорского надзора, относятся:

  • приказ Генпрокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,

  • Приказ ГП от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», в котором изложены требования Генпрокурора РФ к прокурорам, принимающим участие в рассмотрении в суде материалов об условно-досрочном освобождении.



104. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАДЗОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Это направление деятельности прокуратуры РФ, связанное с обеспечением законности администрациями указанных органов и учреждений, прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера и условий их содержания, а также незамедлительного реагирования на выявленные нарушения закона.

Предмет:

  • законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.

  • соблюдение установленных зак-вом РФ прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерах принудительного характера и условий их содержания

  • законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы (в основном, исправительные работы).

Особенность – инициативный характер проведения, императивность полномочий прокурора.

Объекты надзора:

  • органы и учреждения, исполняющие наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу

  • исправительные учреждения УИС

  • иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом.

Субъекты надзора – должностные лица администраций соответствующих органов и учреждений.

Прокурор вправе:

1. посещать в любое время поднадзорные органы и учреждения

2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера

3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами


4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

5. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Особенности полномочий:

  • повышенный уровень возможностей оперативного выявления и устранения нарушений

  • непосредственность воздействия правовых средств

  • безальтернативный характер предписаний прокурора

Средство выявления нарушений закона – прокурорская проверка.

Средства реагирования:

  • протест

  • представление

  • предостережение о недопустимости нарушения закона

  • постановление (об отмене дисциплинарного взыскании и освобождении из штрафного изолятора, о возбуждении дела об АП)


105. СТРУКТУРА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Организация работы органов прокуратуры в данном направлении прокурорского надзора осуществляется в соответствии с требованиями приказа Генпрокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6.

Организация прокурорского надзора включает в себя три составляющие (узкие направления):


— организация надзора за законностью нахождения лиц в местах лишения и ограничения свободы;

— организация надзора за соблюдением установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, содержащихся в названных учреждениях, порядка и условий их содержания;

— организация надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

На всех вышеуказанных направлениях статус прокуратуры имеет свою специфику.

В первых двух организуется надзор за исполнением закона в местах содержания под стражей (следственные изоляторы, изоляторы временного содержания), гауптвахтах и исправительных учреждениях (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения).

Что проверяет прокурор?

  1. Реализацию прав на получение информации о режиме содержания, личную безопасность, свидания с защитником и т. д.

  2. Соблюдение правил, касающихся режима отбывания наказания, общественно полезного труда осужденных, проведения воспитательной работы среди них, их общеобразовательной и профессиональной подготовки и др.

  3. Повышенное внимание прокуроры обращают на соблюдение администрациями указанных органов и учреждений обязательных медико-санитарных норм, обеспечивающих реализацию права на здоровье осужденных и лиц, заключенных под стражу. В ходе проверок прокуроры осуществляют личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

  4. Организация прокурорского надзора в данной сфере направлена на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений закона и режима содержания прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.

  5. Прокуроры должны обращать особое внимание и незамедлительно реагировать на факты (если они имеются) унижения человеческого достоинства, произвола, жестокости со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, следить за обеспечением гуманных условий содержания, соответствующих стандартным правилам обращения с заключенными.

  6. Прокурорам следует добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания, как основного условия исправления осужденных, имея в виду, прежде всего, изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания.