Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы прокуратуры в данном направлении надзора обладают повышенной императивностью. Это обусловливает право надзирающего прокурора в любое время посещать жилые и производственные помещения мест содержания задержанных, предварительного заключения, учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, включая штрафные и дисциплинарные изоляторы, карцеры, одиночные камеры, помещения камерного типа в исправительных колониях и тюрьмах. Данные посещения прокурор осуществляет систематически, независимо от наличия заявлений и жалоб осужденных и иных сведений о нарушениях закона. Прокурор проверяет не только места, специально отведенные для содержания задержанных, но и другие помещения, рабочие кабинеты, поскольку незаконно задержанных нередко содержат именно в таких местах.

Повышенного внимания требует организация надзора за исполнением законов за ОРД в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в рамках которого прокуроры, в первую очередь, следят за законностью проводимых на территории указанных учреждений мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проверяют выполнение сотрудниками оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы требований закона об обеспечении личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Согласно требованиям, содержащимся в п. 1.1 приказа Генпрокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6, прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, а военным прокурорам — на гауптвахтах, надлежит ежемесячно проверять законность содержания под стражей как подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так и осужденных.

При этом прокуроры обязаны незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований и лиц, срок содержания которых под стражей истек.

В п. 2 приказа Генпрокурор РФ потребовал не реже одного раза в квартал проводить проверки исполнения законов администрациями следственных изоляторов или исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей от прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним по статусу военных прокуроров. Нижестоящим по статусу прокурорам предписано проводить проверки исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей не реже одного раза в месяц, а в труднодоступных местностях — не реже одного раза в квартал. В этом же приказе Генпрокурор РФ предписывает подчиненным прокурорам практиковать проведение проверок
следственных изоляторов и исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время.

Важное значение имеет организация надзора за исполнением требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

Прокурорами регулярно проводятся проверки законности задержания и содержания задержанных в изоляторах временного содержания. При своей регулярности указанные проверки являются не плановыми, а внезапными, проводимыми в любое время суток.

Узким направлением, входящим в качестве составляющей прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, является надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Организация надзора в нем имеет свою специфику, обусловленную поднадзорными объектами и субъектами, и их полномочиями.

Перечень поднадзорных объектов, порядок исполнения и отбывания данных наказаний закреплен в ст. 25—67 УИК РФ. Основной объем прокурорской работы в данном случае приходится на осуществление надзора за исполнением наказаний в виде исправительных работ (ст. 39—46 УИК РФ).

Прокуроры проверяют в уголовно-исполнительных инспекциях и на соответствующих объектах порядок обращения приговора к исполнению и привлечения лиц к отбытию наказания, учет осужденных, привлечение их к труду, исчисление срока наказания, контроль за поведением осужденных, соблюдение их прав и т. д.

Осуществляя надзор за соблюдением законов при исполнении законов по исполнению наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а равно при контроле за условно осужденными и за соблюдением условий отсрочки осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей:

прокуроры обязаны не реже одного раза в квартал проверять исполнение законов в уголовно-исполнительных инспекциях, соответствующих службах органов внутренних дел
, а также в органах и учреждениях, участвующих в исполнении наказаний и осуществлении иных мер уголовно-правого характера, не связанных с лишением свободы.

При осуществлении надзора прокуроры акцентируют внимание на вопросах:

  • постановки на учет;

  • контроля за выполнением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов;

  • установления уголовно-исполнительной инспекцией обязанностей и запретов нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также наложения взысканий на осужденных;

  • контроля исполнения требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

  • проведения воспитательной и профилактической работы;

  • привлечения к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.

Актуальной является организация в прокуратуре деятельности по участию прокурора в разрешении судом ходатайств осужденных, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, об условно-досрочном освобождении. В соответствии с требованиями приказа Генпрокурора РФ от 25 декабря 2012 г. № 465 при рассмотрении в суде материалов об условно-досрочном освобождении осужденных в обязательном порядке принимают участие прокуроры.

106. СООТНОШЕНИЕ ДАННОГО НАДЗОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ С ИНЫМИ НАДЗОРНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ

Не знаю, что писать, ничего нет...
107. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Это направление деятельности затрагивает как надзорные, так и ненадзорные направления.

Международно-правовое и российское законодательство закрепляет приоритет прав и законных интересов детей во всех сферах жизни. Дети имеют право на особую заботу и помощь со стороны государства.

Правовая основа:

  • международные акты (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. и др.);

  • Конституция,

  • Кодексы: Уголовный и Уголовно-процессуальный, Семейный, Трудовой, Жилищный, КоАП,

  • федеральные законы, в т.ч. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и т.д.

  • Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов"


Сущность прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, выделение в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено необходимостью усиления надзорной функции прокуратуры в этой сфере.

В Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и в российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи — специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, являющееся частью отраслей прокурорского надзора и участия прокурора в судах.


Задачи прокуратуры состоят в том, чтобы, используя полномочия по осуществлению прокурорского надзора:

  • • обеспечивать гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи;

  • • улучшать работу по борьбе с преступностью и правонарушениями;

  • • выявлять и устранять причины и условия, им способствовавшие;

  • • добиваться возвращения к нормальной жизни каждого оступившегося подростка.

108. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи: общая характеристика надзорного направления деятельности прокуратуры

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних служит обеспечение прав, свобод и законных интересов детей в различных сферах общественной и государственной жизни. Кроме того, на органы прокуратуры возложены также задачи осуществления профилактической работы и пропаганды законов среди органов, учреждений и должностных лиц, обеспечивающих и защищающих права, свободы и законные интересы несовершеннолетних.

Поскольку несовершеннолетние в социальном плане представляют собой недостаточно защищенный слой граждан, государство создает им дополнительные гарантии. К числу правовых из них как раз и относится прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних носит инициативный характер независимо от отрасли или направления деятельности прокуратуры, в которой он осуществляется. Инициативный характер надзора объясняется тем, что несовершеннолетние не всегда могут сами добиваться восстановления нарушенных прав и законных интересов в силу возрастных особенностей (дети очень слабо ориентируются в социальном отношении, плохо знают свои права и реальные возможности их обеспечения) и зависимого положения от родителей, воспитателей и администрации соответствующих организаций и учреждений.

Кроме того, прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних носит комплексный характер, прокурор использует все правовые средства, предоставленные ему Законом о прокуратуре, а также иным федеральным законодательством.