Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос №1 СКД. Основные понятия предмета «СКД». Принципы СКД
В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920.-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.).
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов).
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.
СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).
Особенности СКД:- наличие профессионала для работы с аудиторией, -осуществляется в свободное время, -отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.- характеризуется многообразием видов-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Отличительные черты СКД: - гуманистический характер -культурологический характер -развивающий характер
Функции СКД: -развивающая Информационно-просветительская; -культурно-творческая -рекреационно-оздоровительная
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.
Функции СКД:
-
Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы) -
Физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом. -
Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности. -
Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ. -
Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов. -
Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и
организациям.
Вопрос № 2. Фестивали. Технология.
Фестиваль – это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Занимают значительное место в любом художественном творчестве. Его многогранность позволяет рассматривать наравне с другими формами: концерты, праздники, конкурсы и др. Виды фестиваля: 1) по масштабам (международный, всероссийский, региональный, областной). 2) по жанрам (театральные, хореографические, вокала, музыкальные, кинофестивали и др.). 3) по степени мастерства (самодеятельного и профессионального творчества). Роль: воспитание, приобщение людей к культуре других народов
Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Технология организации и проведения фестивалей как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.
В Положении о фестивале указывают 1) название фестиваля, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа фестиваля, его этапы, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации могут относится: мастер-классы, досуг и развлечения.
Методика подготовки и проведения фестиваля:
1. Определение темы мероприятия (О чем?)
2. Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)
-
Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель) -
Создание сценария
Определение масштаба мероприятия
Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)
Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)
Составление сметы расходов
-
Проведение мероприятия и его анализ.
Система учреждений для детей и подростков
Реализация:
1.Создание постановочной группы:
сценарист-режиссер
художник
музыкальный руководитель
осветитель
-
Создание сценария:
=1 вариант - социальный заказ
=2 вариант - плановое мероприятие
Определение темы (О чем?)
Определение сверхзадачи (Ради чего?)
Подбор и исследование материала (художественного
или документального). Написание сценария
Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)
Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ, и афишах, репетиционный период)
-
Постановка мероприятия:
Распределение обязанностей среди членов постановочной группы
Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов
Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
Репетиционный период (подбор участников и
распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)
-
Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку) -
Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.
Вопрос № 4. Конкурсы. Виды. Технология.
Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Конкурс – одна из самых популярных видов КДП. Конкурс – это состязание, турнир, борьба за победу. Но это еще и игра – одна из форм непродуктивной деятельности, в результате которой определяется победитель. Виды конкурсных программ 1) зависит от содержания: сюжетно-ролевые (к ним относятся все «Мисс», мистеры, киски; к ним же относятся «Лучший по профессии». Все «А, ну-ка, девушки!».) к ним так же можно отнести «Устами младенца».
2) интеллектуально – познавательные: к таким можно отнести «Умники и умники, Перепутовы острова, За семью печатями, Сто к одному и т.д. Структура таких программ характеризуется множеством таймов, рингов, геймов. Сценарный ход идет через ведущего, на кону большой приз и поступенчатый ход до приза. Как правило, вид задания предусматривает ответ – вопрос. Таким конкурсам присуще зрелищность.
Следующий вид: азартно – коммерческие и развлекательные конкурсы, игры.
Аукционы. Бывают двух видов: 1) торг товаров (публичный торг с молотка), 2) забавные, шуточные, познавательного характера. В первом варианте ведущий – спикер определяет условия для покупателя. Торг бывает 1) согласный (звуковой) торг. 2) немой торг (жест, карточка) 3) заочный торг. Существуют остановки и ход аукциона. Используется черный ящик.
Технология организации и проведения конкурсов как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.
В Положении о конкурсах указывают 1) название конкурса, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа фестиваля, его этапы, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации может относится: мастер-классы, досуг и развлечения.
Методика подготовки:
Определение темы (О чем?)
Определение сверхзадачи (Ради чего?). Подбор и исследование материала (художественного или документального)
Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.)
Создание постановочной группы:
сценарист-режиссер, художник,
музыкальный руководитель,
осветитель
Создание сценария:
=1 вариант - социальный заказ
=2 вариант - плановое мероприятие
Написание сценария
Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходов
Постановка мероприятия:
Распределение обязанностей среди членов постановочной группы. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
Репетиционный период (подбор участников и
распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)
Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)
Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.