Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос №1 СКД. Основные понятия предмета «СКД». Принципы СКД

В разные исторические периоды СКД называлась:

-внешкольное образование (до 1920.-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.).

-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов).

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).


Особенности СКД:- наличие профессионала для работы с аудиторией, -осуществляется в свободное время, -отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.- характеризуется многообразием видов-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

Отличительные черты СКД: - гуманистический характер -культурологический характер -развивающий характер

Функции СКД: -развивающая Информационно-просветительская; -культурно-творческая -рекреационно-оздоровительная

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Функции СКД:

  1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

  2. Физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом.

  3. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

  4. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

  5. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

  6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и

организациям.

Вопрос № 2. Фестивали. Технология.

Фестиваль – это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Занимают значительное место в любом художественном творчестве. Его многогранность позволяет рассматривать наравне с другими формами: концерты, праздники, конкурсы и др. Виды фестиваля: 1) по масштабам (международный, всероссийский, региональный, областной). 2) по жанрам (театральные, хореографические, вокала, музыкальные, кинофестивали и др.). 3) по степени мастерства (самодеятельного и профессионального творчества). Роль: воспитание, приобщение людей к культуре других народов


Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Технология организации и проведения фестивалей как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.

В Положении о фестивале указывают 1) название фестиваля, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа фестиваля, его этапы, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации могут относится: мастер-классы, досуг и развлечения.

Методика подготовки и проведения фестиваля:

1. Определение темы мероприятия (О чем?)

2. Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)

  1. Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель)

  2. Создание сценария

Определение масштаба мероприятия

Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)

Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

  1. Проведение мероприятия и его анализ.

Система учреждений для детей и подростков

Реализация:

1.Создание постановочной группы:

сценарист-режиссер

художник

музыкальный руководитель

осветитель


  1. Создание сценария:

=1 вариант - социальный заказ

=2 вариант - плановое мероприятие

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?)

Подбор и исследование материала (художественного

или документального). Написание сценария

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ, и афишах, репетиционный период)

  1. Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и

распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

  1. Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

  2. Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.



Вопрос № 4. Конкурсы. Виды. Технология.

Технология КДД – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей. Конкурс – одна из самых популярных видов КДП. Конкурс – это состязание, турнир, борьба за победу. Но это еще и игра – одна из форм непродуктивной деятельности, в результате которой определяется победитель. Виды конкурсных программ 1) зависит от содержания: сюжетно-ролевые (к ним относятся все «Мисс», мистеры, киски; к ним же относятся «Лучший по профессии». Все «А, ну-ка, девушки!».) к ним так же можно отнести «Устами младенца».

2) интеллектуально – познавательные: к таким можно отнести «Умники и умники, Перепутовы острова, За семью печатями, Сто к одному и т.д. Структура таких программ характеризуется множеством таймов, рингов, геймов. Сценарный ход идет через ведущего, на кону большой приз и поступенчатый ход до приза. Как правило, вид задания предусматривает ответ – вопрос. Таким конкурсам присуще зрелищность.

Следующий вид: азартно – коммерческие и развлекательные конкурсы, игры.

Аукционы. Бывают двух видов: 1) торг товаров (публичный торг с молотка), 2) забавные, шуточные, познавательного характера. В первом варианте ведущий – спикер определяет условия для покупателя. Торг бывает 1) согласный (звуковой) торг. 2) немой торг (жест, карточка) 3) заочный торг. Существуют остановки и ход аукциона. Используется черный ящик.


Технология организации и проведения конкурсов как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.; подсистема методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.

В Положении о конкурсах указывают 1) название конкурса, 2) определяются учредители и организаторы, 3)программа фестиваля, его этапы, 3) общие положения, сроки проведения. 4) возрастные ограничения, 5) жюри, 6) критерии оценок, 6) номинации, 7) награждение, 8) заявки и справочная информация. К такой информации может относится: мастер-классы, досуг и развлечения.

Методика подготовки:

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?). Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.)

Создание постановочной группы:

сценарист-режиссер, художник,

музыкальный руководитель,

осветитель

Создание сценария:

=1 вариант - социальный заказ

=2 вариант - плановое мероприятие

Написание сценария

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходов

Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и

распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.