Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В День Покрова Божьей Матери верующие люди молят о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании благодати. В быту простой народ увязывает день Покрова Пресвятой Богородицы со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов.

Пограничное положение праздника Покрова между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьянина всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Покров - это первое зазимье, возможное наступление холодов, заморозков, снегопада. По народным приметам, отлет журавлей до Покрова - на раннюю и холодную зиму. На Покров ветер с востока - зима холодная; с юга - к теплой зиме, западный - к снежной. 'Коли белка вылиняла до Покрова, осень будет хороша'. «Если лист с дуба и березы упадет чисто – к легкому году, а не чисто – к строгой зиме». «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная». Характеризовалась двойственность погоды в этот день: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен (9/22 ноября) зима на ноги встает, налетают морозы»; «Покров – не лето, Сретенье (Благовещение) не зима», «Покров кроет землю то листом, то снегом»

Покров - конец летним хороводам, начало зимним посиделкам. Покров - время свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров. 'Если в день свадьбы на Покров выпадает снег - счастье молодым', 'Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест', 'Если выпадет снег, то это предвещает много свадеб', 'Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду!', 'Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает?', 'Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!'. Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники – положенные горизонтально жерди, на которых сушили снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися». При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посередине гумна и смотря в окно, через которое обычно бросают снопы в овин.


Кроме танцев и песен устраивались игры. Так, девушки бегали «нарятчикам» - «наряжались потехи ради, посещая в таком виде вечереньки». Иногда устраивалось угощение, часто оно носило характер складчин. Для чего собирали по всему селению различные продукты: молоко, масло, муку, пшено. Пекли блины, варили пшеничную кашу и петухов. Взрослые говорили: «Теперь девки женихов будут ждать». На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки:

О таких беседах говорили: «женихаются». Если девушка не выходила замуж около праздника Покрова, то говорили: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

После праздника Покрова молодежные гулянья переносились с улицы в избу. Покров – конец хороводам, начало посиделкам, при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло – засидки привело», «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».

В день Покрова старались совершить ряд охранительных действий. Так, молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, таким образом молодухи старались уберечь себя от «призора недоброго глаза». Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето. Старухи сжигали изншенные за лето лапти, считая, что, исполнив это, они «прибавят себе ходу на зиму».

Вопрос № 41. Организация СКД людей старшего и пожилого возраста.

Организация отдыха пожилых людей. СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.

Пожилые люди (55 лет и старше) в силу своего возраста не могут вести активный образ жизни, заниматься профессиональной деятельностью. С уходом на пенсию они, оторвавшись от работы и привычного круга общения
, рискуют оказаться изолированными от внешнего мира. Для того, чтобы пожилые люди чувствовали себя полноценными членами общества, существует отдельное ветвь КДД – работа с пожилыми людьми.

В городах существуют организации, занимающиеся отдельными направлениями работы с пожилыми людьми – советы ветеранов (войны, труда). Советы ветеранов также создаются при организациях, деятельность их направлена на поддержку людей старшего поколения.

Пути социальной адаптации пожилых людей::

1.Социальная работа (помощь малоимущим, квартирные вопросы, пособия и пайки, льготы)

2. Медико-социальная работа (бесплатная медицинская помощь, льготы на медикаменты, санаторно-курортное и профилактическое лечение, дома и интернаты для престарелых, комиссии по инвалидности)

3. Третий путь – включение их в культурно-досуговую деятельность. Работа эта имеет несколько направлений: 1. Включение пожилых людей в творческую деятельность. Люди старшего поколения с удовольствием участвуют в кружках и коллективах самодеятельного художественного творчества: в вокальных, хоровых, музыкальных кол-ах, в самодеятельных теарах и студиях, в клубах гармонистов и частушечников. Они занимаются живописью, флористикой, декоративно - прикладным творчеством, учатся шить и вязать, изготовлять мягкую игрушку. Причем, они не только сами учатся, но и с успехом учат этому других. 2. Создание условий для коммуникативной деятельности. Здесь, несомненно, первое место принадлежит клубным объединениям. У нас в Колпашево и в Мараксе действует значительное их число, и каждый из клубов имеет свои особенности. Так, клуб «Рябинушка» ГДК ориентирован на проведение литературно-музыкальных композиций, клуб «Хозяюшка» Новоселовского СДК ориентирован на проведение вечеров, где пенсионеры общаясь за чашкой чая, поют, танцуют, участвуют в Конкурсно-игровых программах. А в Мараксинском СДК в клубе «Ветеран» устраиваются выставки – продажи местных мастериц и умельцев. А накануне 1 сентября проводится выставка садоводов любителей на тему «Осенний букет». Активно работает литературный клбу при Колпашевский ЦБ. Их поэтические вечера собирают большое число гостей. В каждом ДК нашего города работают ветеранские хоры. Это хор «Ветеран» ГДК, «Сибиринка» ДК «Рыбник», хор «Тогурчанка» ДК «Лесопильщик». Все эти коллективы имеют звание «Народный», неоднократно становились лауреатами районных и областных конкурсов. Ни одно крупное мероприятие не обходится без их участия. 3. Организация просветительской работы. Здесь уместны такие формы работы, как лекции, беседы, встречи с деятелями культуры и искусства, специалистами в различных областях знаний, журналистами, представителями власти, музыкально-поэтические и литературные программы, экскурсии, тематические вечера и т.д. 4. В работе с людьми старшего поколения необходимо использовать весь спектр работы рекреационного направленности: вечера отдыха, посиделки, концерты, спектакли, конкурсы и игровые программы и т.д. При работе с пожилыми людьми
необходимо учитывать особенности этой аудитории, ее проблемы, интересы, запросы. Второе – наличие особых дней в году, о которых нельзя забывать: это День Победы, День пожилого человека, День инвалидов, так как среди пожилых людей много людей с ограниченными возможностями, общественно политические праздники, которые чтятся людьми старшего поколения. И, наконец, нельзя замыкать общение людей пожилого возраста только в среде себе подобных. Необходимо создавать условия для контактов людей всех поколений, т.к. это служит еще одним звеном объединения нашего общества, которое сегодня необходимо всем нам.



Вопрос № 42. Русский народный костюм и его использование в досуговых программах.

Костюм – это устойчивые формы одежды определенного народа, сословия, эпохи. Костюм выражает эстетический идеал эпохи. Слово и понятие «костюм» вошло в употребление в России после Петровских реформ(ХVШ в.)

В наше время костюм включает в себя: одежду, аксессуары, прическу, украшение, косметику, обувь. Костюм и одежда не одно и то же. Одежда – часть материальной и духовной культуры, она отражает развитие производительных сил конкретного исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности экономической и культурной жизни народа.

Костюм – выразитель социальной и индивидуальной характеристики человека, его

эстетического вкуса, характера, возраста, пола.
Одежда, судя по археологическим раскопкам, появилась 40-25 тыс. лет назад, на самых ранних этапах развития человеческого общества, она стала жизненной необходимостью, одним из средств защиты тела от капризов природы – снега, дождя, града и т.д. Чтобы защитить себя от холода человек начал использовать шкуры животных, древесную кору, листья. Также человек предохранял себя от непогоды и укусов животных тем, что мазал себя жиром, глиной, грязью, использовал растительные краски: охру, сажу, даже известь.

Кроме того, человек носил обереги, как средство защиты,- в ход шли кости, зубы, перья животных и птиц; для крепления оберегов человек прокалывал уши, губы нос, щеки. Позже обереги становились украшениями. Как украшение наносилась на тело краска, позже – татуировка. Эти вещи были предшественниками одежды, потом они выполняли эстетическую функцию, переносились на ткань . Кроме символического и эстетического значения украшения имеют и сословное значение, т.о. 3 значения.

Основные формы одежды:

  1. драпированная – наиболее древняя, окутывавшая все тело и укрепляющаяся с помощью поясов, повязок(Древняя Греция, Древний Рим).

  2. Накладная – более сложная, где полотнища ткани перегибали вдоль основы и сшивали по бокам, оставляя прорези для горла и рук(Византия).

  3. Распашная – форма одежды, имеющая разрез сверху донизу(Московская Русь).


Теперь обратимся конкретно к русскому народному костюму. Русский народный костюм, сохранившийся до начала ХХв является уникальным памятником материальной и духовной культуры нации, человечества и эпохи. Он представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное сложившимися традициями. Хранителями традиций народного костюма у русских, как и у большинства других народов мира, были крестьяне. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством,