Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основы законодательства РФ о культуре (1992г) раздел 4 «Национально-культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации». Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993г). Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (07.10.1997г) Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах Государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации» 22.03.1995 г. Положение о государственном своде особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации. Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг). Региональные и межведомственные проекты и программы возрождения народной и художественной культуры. (Архангельск, Белгород, Вологда, Тверь, Нижний Новгород и другие регионы. Разработка данных государственных документов в полной мере соответствует рекомендациям ЮНЕСКО. В части создания государствами – членами правовой базы сохранения фольклора и распространение в обществе воплощенных в нем духовно - нравственных ценностей и идеалов. Наряду с этим важное внимание уделяется в современной России и другим направлениям деятельности, предусмотренным рекомендацией ЮНЕСКО: выявлению фольклора, его хранению и рапространению в обществе, развитию международного сотрудничества в данной сфере. Конкретные результаты деятельности российских государственных и общественных организаций, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и других социальных институтов многообразны. Важное значение в сохранении традиций народной художественной культуры имеют научные исследования. В них участвуют: научно-исследовательские институты (Государственный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурологи, научно - исследовательский институт этнологии и антропологии АН РФ, Российский институт культурного и природного наследия и др.); средние и высшие специальные учебные заведения культуры и искусств, консерватории, музыкально-педагогические ВУЗы; Государственный Российский дом народного творчества и дома народного творчества во всех регионах страны; Государственный республиканский центр русского фольклора; центры традиционной культуры, дома фольклора, национальные культурные центры и т.д. С целью развития традиций народной художественной культуры проводятся фестивали, смотры, конкурсы народного творчества. Среди них: Международные фестивали фольклора (Калининград, 93, 94, 96гг). Международные фестивали народной музыки «Садко» (Новгород через каждые три года). Международный фестиваль фольклора «Жемчужина Севера» (Архангельск, Архангельская область ежегодно). Международный фестиваль стран Азиатско – Тихоокеанского региона (Красноярск 1995, 1997гг) Международный фестиваль тюркских народов (Москва и 10 городов Поволжья 1997г). Международный фестиваль детского танца «Ритмы планеты» (Хабаровск ежегодно). Всероссийский фестиваль детского творчества народов севера «Вслед за солнцем» (1995, 1996, 1999, 2000). Международный фестиваль народов Севера «Полярные маки» (Норильск 1993г). Всероссийский фестиваль народов Севера «Северное сияние» (Москва 1999г.). Всероссийский праздник народной музыки (г. Волжский, ежегодно). Всероссийские конкурсы юных исполнителей на народных музыкальных инструментах (Ярославль, Рязань, Тверь). Всероссийские выставки народной игрушки, вышитой картины, лоскутной техники, бисероплетения, гончаров и кузнецов, и др. Распространению фольклора способствую периодические издания (Журналы «Народное творчество», «Живая старина», «Этносфера» и др.) а так же телевизионные передачи (например «Русский дом»).


С 1977 г. на базе российских программ создаются региональные программы «Возрождение народно-художественной культуры и искусства».

1. Государственный институт искусств, 2. Российский исследовательский институт культурлогии. 3. Научно-исследовательский институт этнологии и антропологии АН РФ. 4. Средние учебные заведения и высшие учебные заведения культуры и искусства. 5. Дома народного творчества, государственный республиканский центр народного фольклора. 6. Центр традиционной культуры, дома фольклора и национально-культурные центры и т.д. На основе единой базы данных создается система различных фольклорных процессов, конкурсы, фестивали народного творчества.

В г. Томске этим занимается ОДНТ «Авангард»так как он является методическим центром для клубных учреждений области. Главные направления его работы: 1. сохранение и развитие самодеятельного художественного творчества, поддержка любительских объединений, клубов по интересам и других формирований. 2. Развитие многонациональной самобытности малочисленных этнический общностей, организации и проведению зрелищных мероприятий, праздников, фестивалей, смотров, гала-концертов, народных гуляний, выставок, ярмарок, других творческих акций областного и регионального уровня. 3. Развитию художественных промыслов и ремесел, традиционных для Томской области. 4. Разработка методических материалов и пособий по основным направлениям деятельности ОДНТ. 5. Обобщение и распространение положительного опыта, формирование банка данных в области культурно-досуговой деятельности. 6. Проведение экскурсий с целью изучения, обощения народного самобытного, этнографического материала (фольклор, народные промыслы, национальное культурное наследие), проведению учебно-методических мероприятий, творческих лаборатории, семинаров, конференций 7. Созданию творческих кофе, гостиных и т.п.

Вопрос № 12. Организация СКД с подростками.

Формы работы КДУ с детьми и подростками:

Во многих детских и молодежных КДУ основной формой работы в кружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Занятия в таких КДУ проводятся по четкому расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки полученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные, зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретают значение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы.


Задачей детских и юношеских КДУ становится правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Каждый ребенок или подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетом предполагаемой нагрузки – будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки, репетиции, концерты, выставки, срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей свободой общения или игровая досуговая деятельность. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становится прежде всего педагогом, главные качества которого – любовь к детям, мастерство, такт, порядочность. Часто в детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища в кружках и студиях доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога-руководителя – помочь такому ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью. В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

  1. Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

  2. Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

  3. Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера. Именно в каникулы КДУ наиболее насыщены работой – нужно сделать каждый день для ребенка незыбываемым и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны – от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:

Осенние, зимние, весенние каникулы

Творческие недели (детской книги, музыки, театра, кино)

Дни открытых дверей в КДУ – Домах культуры, Домах детского творчества, ДМШ, библиотеках, клубах

Конкурсно-игровые (иногда ежедневные) программы, костюмированные викторины, «Сладкоежки».

Рекреативный отдых – туристические походы, дни общения с природой

Экскурсионная работа – музеи, места боевой и трудовой славы, памятники искусства и архитектуры, дома-музеи известных деятелей


Детские тематические кинопоказы (неделя детского кино, «Молодежь в объективе кинокамеры»)

Концерты, выставки, конкурсы и фестивали самодеятельных детских творческих коллективов, организация «гастрольных» поездок коллективов художественной самодеятельности.

В период летних каникул основной упор в культурно-досуговой деятельности делается на сезонные особенности отдыха. Летние каникулы – время для экскурсионных поездок и туризма, отдыха в трудовых, спортивных и пришкольных лагерях, организации детских площадок и подростковых клубов по месту жительства. Цель КДД летом – максимально и социально заполнить свободное время детей.
Вопрос № 13. Мифологические истоки народного художественного творчества.

В эпоху Древней Руси, а так же в последующие исторические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф – это древнее сказание, в котором воплотились фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В дошедших до нас мифах содержится информация об устройстве Вселенной, о богах, правящих миром и являвшихся олицетворением природных стихий, о всевозможных духах. Совокупность мифов того или иного народа составляет его мифологию. В мифах идет речь не только о времени, а о мифическом времени, т.е. самой начальной точке, когда время только зародилось. Именно от того «правремени» идет отсчет настоящего отсчета времени. Мифы заставляли ценить гармонию порядка, но в то же время они утверждали, что порядок этот хрупок и его могли взорвать природные стихии. Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народов встречаются похожие сюжеты, герои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений и в тоже время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга, исходя из этого мифы различаются по своей принадлежности к тому или иному народу (этносу). Самые древние мифы – архаические – повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. Этиологические мифы, то есть «причинные», указывают на причины тех или иных событий, связанных с сотворением мира природы и людей. Особенностью этих мифов является то, что повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют откуда произошли горы, море, светило, рассказывают о том что были боги, герои, и они создали все окружающее. Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Космогонические мифы – центральная группа мифов, которые повествуют о происхождении космоса и его частей, связанных в единую систему. такие мифы по своему отвечают на вопросы о происхождении солнца и луны, земли и звезд, о строении Вселенной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, которые рассказывают о происхождении звезд и планет. В них созвездия и
отдельные звезды предстают в виде животных, например медведицы.

В этих мифах небесные животные могут легко перемещаться с неба на землю, превращаясь в обычных животных или людей, потом могли вновь возвращаться на небо. В них считалось, что звезды влияют на судьбу человека, на события в мире, на исход войн и др. Мифы тотемические составляют непременную часть верований в родство между людьми и тотемами (животными и растениями). В таких мифах люди и тотемы имеют общее свойство. Календарные мифы тесно связанные с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породило мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. Мифологическая смена дня и ночи, зимы и лета, повлияло на многочисленные сюжеты героических и эсхатологических мифов, рассказывающих о сменах мировых эпох. Героические мифы – в них рассказывается о судьбе героя, раскрывается его биография, может включаться его чудесное рождение. эсхатонические (с греч. Последние учение) повествует о конце мира, в них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Преступления и распри людей приводят их к гибели. Существенным признаком мифа выступает отражение в нем древних представлений о героях, к котором относятся первопредки (прародители рода или племени), культовые герои и т.д. Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которых отражались их вера в многочисленных богов – создателей и правителей мира. Среди богов существовала иерархия: был главный (верховный) бог – Сварог, и были боги, которые управляли отдельными стихиями, областями космической жизни или природными силами. Славянское язычество - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий. Если культуру феодального класса мы постигаем преимущественно по церковной литературе и искусству (чем несправедливо сужаем ее), то культуру простого народа на протяжении всех столетий феодализма мы можем понять только в свете анализа всего языческого комплекса. 1. Высшие (небесные) боги:Перун, движение эфира, гром. Златая Баба, тишина, покой.Световид, солнце, жизненная теплота. Знич, начальный огонь, эфир. Белбог, благо и доброе начало. Сильный бог, крепкий бог. Дажбог, благополучие, Живот, сохранение жизни Лед, война. Коляда, мир, Услад, удовольствие.