Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос № 5. Современная система досуговых учреждений и организаций в России.

Социально-культурный институт.

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.

Термином «социально-культурный институт» обозначают:

- семья

- государственные и муниципальные структуры

- производственные объединения и предприятия

- негосударственные общественные организации

- системы народного образования

- средства массовой информации

- специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений.

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

- государственные

- муниципальные (местный бюджет)

- общественные (профсоюзные, различных обществ)

- коммерческие

- частные (ЧП и др.)

- ведомственные

До 1917 г. сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин и др., конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830 – публичные библиотеки

1834 – библиотеки в 18 городах России

середина 19 в. – воскресные школы, народные театры и др., создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы – сельские, городские библиотеки (к 90-м годам – около 3 тысяч). Общедоступные профессиональные театры.

80-е годы – воскресно-вечерние школы для рабочих


90-е годы – народные дома и народный театр. Растет сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную. К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом к 1917 году создана сеть учреждений – школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает: - возрождается киносеть

- увеличивается музейная сеть

- сеть театров (в т.ч. негосударственных)

- сеть частных клубов игорного направления.
Вопрос № 7. КД среда. Роль среды в СКД.

Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Основными свойствами культурно-досуговой среды являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, форму существования и деятельности. По предметному и пространственным признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусства КДС можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное положение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и др. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство, ремесла, народные промыслы, художественные промыслы, орнаментальное искусство и др. Рассматривая СКД как самоценное образование, следует соотносить ее с культурно-досуговыми учреждениями, включающими учреждения культуры и искусства - Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы и т.д. КДС данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не
только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следовательно, КДС - это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. Духовное потребление культурно-досуговой среды составляет особую ценность художественного познания. Оно включает в себя непосредственную психологическую реакцию человека: компенсаторную (снятие напряжения, эмоциональную разгрузку, зарядку), гедонистическую (получение положительных эмоций, наслаждения) и катарсическую (очищение, возвышение). Без человека, без людей , без ситуации деятельности КДС представляет собой «мертвое» предметно-художественное пространство. Именно поэтому коммуникативная функция искусства должна рассматриваться как самостоятельный и важный аспект художественной деятельности в КДС и дизайнерском ее конструировании. Коммуникативная функция КДС определяется ее социальной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и осмысление. КДС является фактором активного формирования воздействия на человека, она формирует эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. КДС формирует свой особый язык. Его отличительная черта – сочетание особенностей художественного языка с языком рациональной информации. В первом случае язык служит для воплощения художественного содержания, в другом – для передачи практического сообщения. Восприятие КДС происходит последовательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа как системы единичных фрагментов, связанных ассоциативной цепью. Они суммируются, образуя синтетический сплав. Образ КДС складывается уже при первом знакомстве с учреждением культуры. При этом происходит процесс перехода от первоначального ощущения к знанию и привычке. КДС учреждений культуры можно типологизировать. Первая группа – это КДС, характеризующаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненным единым целям – созданию условий для индивидуального выбора занятий. Вторая группа – рекреационная КДС, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации людей, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы. Третья группа – музейно-выставочная среда. К четвертой группе отнесена концертно-зрелищная среда, характеризующаяся праздничностью, людностью, зрелищность протекаемого процесса. Пятая группа – театральная среда, имеющая глубокие исторические корни. Стихийно складывающаяся КДС открытых пространств, обусловленная своим существованием людностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок. С учетом потребностей населения создаются узкоспециализированные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д. Выбор в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из существующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалансированности системы культурной среды населенного места. Модель
культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений. Культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляет собой художественно-эстетический объект, композиционную структуру. Принципы создания композиционной структуры КДС культурно-досугового учреждения заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой КДС, учете особенностей учреждений культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения. Функция работников культуры – это создание социально культурной досуговой среды.

Вопрос № 10.Особенности ресурсной базы.

Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется в особенностях ее ресурсного потенциала.

Классификация ресурсов в сфере культуры:

- ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные);

- ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и резерв свободного времени).

Особенности производственных ресурсов:

  1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли, т.е сырье и материалы, как ресурс, представлены в ограниченном объеме.

  2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малыми материальными затратами.

  3. Трудовые ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование).

  4. Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяет замещать живой труд овеществленным.

Выделяют пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли:

- материальные

- энергетические

- природные

- финансовые

- информационно - творческие
Вопрос № 11. Система организации и руководства народным художественным творчеством в России.

НХТ – это воплощение характерных особенностей сознания того или иного народа, этноса в процессе индивидуальной или коллективной деятельности по созданию или исполнению различных произведений. Это коллективная память поколений, которая накапливается, систематизируется, и перерабатывается их опыт. Это система этнических интересов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведения народного творчества. Убедительным свидетельства повышения внимания государства проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций является содержание принятых за последние 10 лет и подготовленных к утверждению законодательных и нормативных документов, как: Конституция (основной закон РФ) (1993г), гарантирующая свободу художественного творчества, права граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а так же заботу о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры. (глава 2 ст. 44 п.1.3.)