Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос № 5. Современная система досуговых учреждений и организаций в России.
Социально-культурный институт.
Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.
Термином «социально-культурный институт» обозначают:
- семья
- государственные и муниципальные структуры
- производственные объединения и предприятия
- негосударственные общественные организации
- системы народного образования
- средства массовой информации
- специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.
Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.
Сеть культурно-досуговых учреждений.
Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.
Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.
Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:
- государственные
- муниципальные (местный бюджет)
- общественные (профсоюзные, различных обществ)
- коммерческие
- частные (ЧП и др.)
- ведомственные
До 1917 г. сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин и др., конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:
1830 – публичные библиотеки
1834 – библиотеки в 18 городах России
середина 19 в. – воскресные школы, народные театры и др., создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.
70-е годы – сельские, городские библиотеки (к 90-м годам – около 3 тысяч). Общедоступные профессиональные театры.
80-е годы – воскресно-вечерние школы для рабочих
90-е годы – народные дома и народный театр. Растет сеть школ для взрослых.
Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную. К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.
Таким образом к 1917 году создана сеть учреждений – школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.
С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает: - возрождается киносеть
- увеличивается музейная сеть
- сеть театров (в т.ч. негосударственных)
- сеть частных клубов игорного направления.
Вопрос № 7. КД среда. Роль среды в СКД.
Культурно-досуговая среда – это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Основными свойствами культурно-досуговой среды являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, форму существования и деятельности. По предметному и пространственным признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусства КДС можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное положение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и др. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство, ремесла, народные промыслы, художественные промыслы, орнаментальное искусство и др. Рассматривая СКД как самоценное образование, следует соотносить ее с культурно-досуговыми учреждениями, включающими учреждения культуры и искусства - Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы и т.д. КДС данных культурных объектов непрерывно взаимодействует с человеком, не
только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следовательно, КДС - это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. Духовное потребление культурно-досуговой среды составляет особую ценность художественного познания. Оно включает в себя непосредственную психологическую реакцию человека: компенсаторную (снятие напряжения, эмоциональную разгрузку, зарядку), гедонистическую (получение положительных эмоций, наслаждения) и катарсическую (очищение, возвышение). Без человека, без людей , без ситуации деятельности КДС представляет собой «мертвое» предметно-художественное пространство. Именно поэтому коммуникативная функция искусства должна рассматриваться как самостоятельный и важный аспект художественной деятельности в КДС и дизайнерском ее конструировании. Коммуникативная функция КДС определяется ее социальной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и осмысление. КДС является фактором активного формирования воздействия на человека, она формирует эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. КДС формирует свой особый язык. Его отличительная черта – сочетание особенностей художественного языка с языком рациональной информации. В первом случае язык служит для воплощения художественного содержания, в другом – для передачи практического сообщения. Восприятие КДС происходит последовательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа как системы единичных фрагментов, связанных ассоциативной цепью. Они суммируются, образуя синтетический сплав. Образ КДС складывается уже при первом знакомстве с учреждением культуры. При этом происходит процесс перехода от первоначального ощущения к знанию и привычке. КДС учреждений культуры можно типологизировать. Первая группа – это КДС, характеризующаяся полифоничностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненным единым целям – созданию условий для индивидуального выбора занятий. Вторая группа – рекреационная КДС, ориентированная на развитие досуговой самоорганизации людей, разнообразие видов занятий, учет актуального спроса на культурные программы. Третья группа – музейно-выставочная среда. К четвертой группе отнесена концертно-зрелищная среда, характеризующаяся праздничностью, людностью, зрелищность протекаемого процесса. Пятая группа – театральная среда, имеющая глубокие исторические корни. Стихийно складывающаяся КДС открытых пространств, обусловленная своим существованием людностью мест, формировавшихся под влиянием иных целевых установок. С учетом потребностей населения создаются узкоспециализированные объекты: дискотеки, ночные клубы и т.д. Выбор в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из существующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалансированности системы культурной среды населенного места. Модель
культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представления культурного пространства культурно-досуговых учреждений. Культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляет собой художественно-эстетический объект, композиционную структуру. Принципы создания композиционной структуры КДС культурно-досугового учреждения заключаются: в выявлении духовного содержания, сущности проектируемой КДС, учете особенностей учреждений культуры, его функционально-культурных задач, поиске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения. Функция работников культуры – это создание социально культурной досуговой среды.
Вопрос № 10.Особенности ресурсной базы.
Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется в особенностях ее ресурсного потенциала.
Классификация ресурсов в сфере культуры:
- ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные);
- ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и резерв свободного времени).
Особенности производственных ресурсов:
-
Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли, т.е сырье и материалы, как ресурс, представлены в ограниченном объеме. -
Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малыми материальными затратами. -
Трудовые ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование). -
Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяет замещать живой труд овеществленным.
Выделяют пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли:
- материальные
- энергетические
- природные
- финансовые
- информационно - творческие
Вопрос № 11. Система организации и руководства народным художественным творчеством в России.
НХТ – это воплощение характерных особенностей сознания того или иного народа, этноса в процессе индивидуальной или коллективной деятельности по созданию или исполнению различных произведений. Это коллективная память поколений, которая накапливается, систематизируется, и перерабатывается их опыт. Это система этнических интересов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведения народного творчества. Убедительным свидетельства повышения внимания государства проблемам сохранения и развития национально-культурных традиций является содержание принятых за последние 10 лет и подготовленных к утверждению законодательных и нормативных документов, как: Конституция (основной закон РФ) (1993г), гарантирующая свободу художественного творчества, права граждан на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям, а так же заботу о сохранении исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры. (глава 2 ст. 44 п.1.3.)