Файл: Вопрос 1 скд. Основные понятия предмета скд. Принципы скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика проведения праздника:

Определение темы мероприятия (О чем?)

Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)

Определение масштаба мероприятия

Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель)

Создание сценария

Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)

Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)


Составление сметы расходов

Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ а афишах, репетиционный период)

Проведение мероприятия.

Анализ мероприятия


Вопрос № 39. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах. НХТ – это воплощение характерных особенностей сознания того или иного народа, этноса в процессе индивидуальной или коллективной деятельности по созданию или исполнению различных произведений. Это коллективная память поколений, которая накапливается, систематизируется, и перерабатывается их опыт. Это система этнических интересов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведения народного творчества. Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз.труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты. Праздный» - «пустой», «незанятый». Традиция – это действие, принципы, нормы поведения людей, которые переходят из поколения в поколение из всех сфер жизни. Фольклор – народная мудрость, знания, передача опыта. Обычаи – часть традиций, одна из форм передачи информации от одного поколения к другому. Было всегда традицией у народа отмечать праздники. Праздник – традиционная народная форма деятельности. В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением и танцами (плясовыми, хороводами). Само происхождение того или иного празднества, содержание и цель их решительно отделяет от церковных празднеств, так как большая часть праздников возникла еще во времена язычества. Календарные праздники: Святки, Масленица, Вербная неделя, Великий четверг, Пасха, Радоница, Семик, Иван Купало, Ярило, Петровки, Земледельческие праздники, Покров, Свадебные обряды и обычаи. Масленица. Пасха. Св.Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. В России на все дни недели устраивались качели, карусели, балаганы. Каждый город оглашался колокольным звоном до вечери, так как было дозволено упражняться всем желающим. Яйцо от первого христосования считается «наисященнейшим» и его сохраняют целый год.


Свадебные обряды. Это самые торжественные театрализованные пиршества. Свадебный цикл делится на несколько этапов: 1) досвадебные обычаи (знакомство, смотрины невесты, гадания) 2) предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник) 3) послесвадебные (второй день, визиты) Существовали обычаи: похищать невест, покупка невест, снимание сапога (невеста разувает супруга) и др.

По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). «Ряженье» же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья.

Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября). Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Народные обряды сохранили общий аграрно-магический характер. В их основе по-прежнему остались первобытная магия, разнообразные заклинания, нацеленные на предохранение от «нечистой» силы (магия профилактическая) и получение каких-либо ценностей: плодородия, урожая, богатства, благополучия (магия продуцирующая) В основе каждого праздника лежит свои традиции. В то же время, праздники народного календаря проходили в соответствии с традициями и обычаями, в них существовало множество обрядов и ритуалов. Обычай – это то, что принято делать в той или иной ситуации, у того или иного народа. Обряд. – это совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни, это своеобразный коллективный акт, который определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека. Зимние народные праздники. Рождество – один из любимых праздников русского народа и в православной Руси и в современной России. С него начинались Зимние святки (двухнедельный период от Рождества до Крещения). Рождество по времени совпадало с зимним солнцеворотом, когда по наблюдениям далеких предков начинал постепенно увеличиваться световой день. С рождественского дня в православной Руси принято колядовать. Точный смысл слова «коляда» кока не установлен. В одной из гипотез предполагается, что коляда происходит от слова «коло» - круг, коловорот и означает конец солнечного круга, его «поворот» на лето. На святки кроме колядования, принято гадать, рядиться, устраивать посиделки и игрища, на
которых пели хороводные и плясовые песни, частушки, устраивали всевозможные игры, сценки. Одним из любимейших праздников была масленица – древнеславянский праздник, знаменующий прощание с зимой и встречу весны, в котором сильно выражены черты аграрного и семейно-родового культов. Целый ряд обрядовых моментов показывает, что маслечные празднества были связаны с обращениями к солнцу, «идущему на лето». Весь строй праздника, его сюжет атрибуты призваны были помочь солнцу одержать победу над зимой – сезоном холода, мрака, временной смерти природы. Отсюда и особое значение солярных знаков в ходе праздника: образа солнца в виде катящегося горящего колеса, блинов, катания на лошадях по кругу. По сказаниям церковных историков, в эти дни все надевали на себя маски, костюмы, причем мужчины наряжались в женские костюмы, а женщины – в мужские. Иногда мужчины наряжались пугалами, чтобы казаться страшнее и такой наряд служил на масленице поводок к самому веселому разгулу, неистовству, в котором принимали участие все. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санях, на лошадях по площади, попойкам и пиршествам. А в старь предавались даже кулачным потехам. Всю масленицу пекут блины и оладьи.

Существовал еще один обрядовый обычай – сжигание чучела Масленицы. Огонь всегда очищал и оберегал. Теперь огонь призывали растопить снег и приблизить весну. 22 марта . вдень весеннего равноденствия на Руси праздновались Сороки. Существовало поверье, что именно в этот день сорок птиц, сорок пичуг возвращаются на родину и сорока начинает вить гнездо. 7 апреля народ отмечал христианский праздник Благовещенье. В этот день считалось большим грехом заниматься каким-нибудь делом. Главным христианским праздником является Пасха – «праздник праздника». Он отмечается христианской церковью в честь воскресение распятого на кресте Иисуса Христа. Со Светлого Воскресения начинаются праздничные гуляния, идет подготовка к свадьбам, которые справляются на Красную горку. Русский народ всегда почтительно относился к своим предкам. Одним из дней поминовения ушедших из жизни людей была Радуница, которая отмечается во вторник после Красной горки. В четверг на седьмой неделе после Пасхи на Руси отмечался семик. Он знаменует конец весны и начало лета. В основу обрядности праздника положен культ растительности. Сохранилось другое название праздника – Зеленые Святки. Они справлялись в рощах, лесах, на берегах рек, где молодежь плясала, завивала березки, плела венки и бросала их в воду. В воскресный день после Семика в России повсеместно отмечалась Троица или Пятидесятница.
Символом праздника стала русская березка, которую принято наряжать, заламывать, украшать окна свежими березовыми ветками. Иван Купала – следующий большой летний праздник. Накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно мыли у колодца или на реке «квашенки» - кадушки, в которых приготавливают тесто для выпечки хлеба. Праздник Ивана Купала является одним из главных языческих праздников славян. После принятия христианства он совпал с рождеством Иоанна Крестителя. В ночь на Ивана Купала молодые люди искали себе пару, выбирали свою судьбу: девушки бросали на воду венки с зажженными свечами, а юноши должны были их выловить — чей венок поймает, та девушка и станет его женой. Купальские обряды, в канун праздника, довольно просты и незатейливы: сбор трав и цветов, плетение венков, разжигание костров, гадания на суженого, купание. В Ночь Ивана Купала разжигали огромный костер на берегу реки и танцевали на пляже под живую музыку. В старину верили, что Рождество Иоанна Крестителя придает волшебные силы травам и цветам, и в ночь Рождества Иоанна Предтечи запасались разными травами и цветами. Их обычно приносили в церковь к обедне для освящения, чтоб «употреблять потом против наваждения нечистой силы, против переполоху». Следующий большой летний праздник – Ильин день, отмечаемый в честь Ильи-пророка, одного из почитаемых христианских святых. Этот праздник является ориентиром для проведения сезонных сельскохозяйственных работ. В августе русский народ отмечает три Спаса – праздника, посвященному Всемилостивому Спасителю: медовый Спас – 14 августа (Спас на воде), яблочный Спас – 19 августа (Спас на горе), ореховый Спас – 29 августа (Спас на полотне). Широко известна такая поговорка: «Первый Спас – на воде стоять, второй Спас – яблоки есть, третий Спас – холсты продавать». Осенние праздники начинались с Семенова дна – 14 сентября – совпадал с бабьим летом. В середине сентября праздновались Осенины. Рано утром выходили женщины на берег пруда или реки и встречали матушку Осенину с круглым овсяным хлебом. Среди осенних праздников следует отметить начало жатвы – зажинки и ее окончание – дожинок. На дожинки по деревням устраивали «мирскую складчину», пекли пирог из новой муки и праздновали окончание жатвы. Своего рода рубежным между осенью и зимой был праздник Покров Пресвятой Богородицы, который отмечался 14 октября. Для крестьянина Покров день – один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.