Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины педагогика Тема Проблемы оценки качества образования и обучения Фамилия студента Суменкова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные данные о работе

Содержание

Введение

Основная часть

1глава основной части

2 глава основной части

3 глава основной части Проблемы оценивания качества обучения Современная ситуация в обществе, а также опыт управления школой подтверждают, что главный путь развития системы образования - обеспечение конкурентоспособности каждого учебного заведения и его выпускников. Основой конкурентоспособности является качество образования.Проблема качества образования, прежде всего, должна рассматриваться с позиции общечеловеческой и социальной ценности образования, быть связанной с тем, чему мы учим и как мы учим.Ошибки в организации контроля и оценки делают невозможным формирование у ученика стремления учиться, преодолевая при этом объективные трудности процесса познания, становления и самоутверждения личности, которые невозможны без самоуважения.Система требований к осуществлению контроля полно раскрыта в работах В. Лозовой. Так, в учебнике "Теоретические основы обучения и воспитания" отмечается, что основными требованиями к контролю являются:1. Объективность оценки.2. Индивидуальный характер оценки.3. Гласность контроля, предусматривает мотивировки оценки.4.Всеcторонность оценки.5. Дифференцированность оценки.6. Разнообразие форм и методов.7. Этичность контроля.8. Подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля знаний и тому подобное.То, что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от осуществления контроля (его количества, качества, своевременности, глубины, полноты и объективности), в современной научной педагогической литературе доказано. Ведь именно контроль как способ обратной связи в управленческой деятельности позволяет получать информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса, его результативность. Поэтому система внутри школьного контроля в СОШ может быть рассмотрена как подсистема общей целостной системы управления школой, так и самостоятельная относительно целостная система.Повышение качества, осуществляемого внутри школьного контроля над состоянием учебно-воспитательной работы, является одним из эффективных путей совершенствования системы управления образовательным учреждением.В современных школах применяются такие формы контроля: добровольный взаимный контроль, самоконтроль, общественный смотр знаний, творческий отчет "портрет педагога", который позволяет не только представить себе профессиональные возможности учителя, но и раскрыть индивидуальные черты личности, творческое мышление и потребность формировать творческую личность ученика.Оценивания учебных достижений учащихся является одним из необходимых компонентов учебного процесса, поскольку дает возможность получить качественную характеристику усвоения учебного материала. Учитель имеет возможность оценить положительные и отрицательные аспекты своей работы и по возможности вносить изменения в методы работы, ища тем самым тот индивидуальный стиль, который и создает настоящего педагога. Но и ученик не стоит в стороне процесса оценивания, вырабатывая свое отношение к оценочным знаниям, ведь мнение друзей, товарищей, родителей о его школьных успехах ему не безразлично.Следует обратить внимание на трудности, которые возникают при оценке, а именно неумение почувствовать ту грань, за которой начинается качество, соответствующее другой оценке результатов оценивания. Это, в частности, касается как чрезмерной учительской требовательности, так и определенного либерализма, ограничивающие диапазон критериев оценки.Особые трудности возникают в том случае, когда приходится оценивать нестандартные ответы или результаты работы:определенная неуверенность, предвзятость, отсутствие собственного отношения к заданной системы оценивания;иногда молодые учителя грешат "рефлексом солидарности", то есть при любых условиях помогают ученику, щедро ставят высокие баллы. Предостережением таком оценке является то, что снисходительность развращает детей, а потому они нередко пренебрежительно начинают относиться к такому "доброго" учителя;учитель ориентируется не на реальный результат обучения конкретных учеников, а на сравнение с признанными им эталонами. Такая оценка происходит в условиях, когда учитель выбирает одного из учеников за "образец" и начинает ставить его всем в пример. Стремясь делать так же, дети еще больше ухудшают качество собственных знаний;отсутствие четкой системы в оценке, ориентация на какие-то случайные факторы. Это может проявляться в том, что учитель может гораздо больше опрашивать и выставлять оценок тем ученикам, фамилии которых записаны в журнале вверху. Еще учителя могут опрашивать детей не по журналу, а хаотично. Тогда, в основном, больше опрашиваемыми будут те ученики, которые сидят на первых партах. Дети, сидящие на последних партах, не попадают в зону внимания учителя, даже если и стремятся отвечать;учитель оценивает ученика независимо от жизненных обстоятельств, считая, что если ученик пришел на уроки, то должен работать наравне со всеми. Но возможно, что в классе есть ребенок, который часто болеет, но в первый же день посещения школы он вместе со всеми пишет контрольную работу по математике. Очевидно, что у него будет низкая оценка, которая к тому же будет выставлена в журнале. Это приводит к снижению учебной активности таких детей;учитель проводит акт непосредственного "воспитания" через оценку. Это проявляется в расширении сферы явлений, которые оценивает. Например, может поставить неудовлетворительную оценку ученику, который забыл тетрадь или ручку, а не послушно вел себя на уроке;учитель формирует зависимость ребенка от определенного уровня оценок, то есть поддерживает "легенду" о его зацикленности на определенном уровне, неспособность достичь высокого результата.Контроль и оценка всегда были важной составляющей учебного процесса. Между тем веками педагоги дискутируют о целесообразности оценки, его технологию, о том, что должна показать оценка - успешность ученика или преимущества, недостатки той или иной методики обучения.Проблемы внутренней оценки.Проблема оценки качества образования является наиболее обсуждаемой на самых разных уровнях: от первых лиц государства до конкретных учителей, учащихся и их родителей. Ей посвящаются научно-практические конференции, семинары, заседания педагогических советов, круглые столы и многие другие мероприятия. Казалось бы, что за те долгие годы, в течение которых идет эта дискуссия, уже должна наступить определенная ясность, согласованность в понимании принципов, методов 2 и использования результатов оценки качества образования. Но наш управленческий и педагогический опыт свидетельствует о том, что в настоящее время результаты ГИА, других внешних диагностических работ являются основным мерилом успешности деятельности школы. В ряде случаев на основе этих результатов формируется рейтинг общеобразовательных учреждений (далее — ОО). Проведенный нами анализ нескольких десятков официальных сайтов школ различных субъектов Российской Федерации показал, что на сайтах большинства ОО вообще отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие оценку качества образования. Там же, где они есть, их содержание относится прежде всего к внешней, а не внутренней оценке. Можно сделать заключение о том, что результаты внешней оценки являются определяющими и для самой школы. Этот факт подтверждается не только многочисленными неформальными беседами, которые вели авторы статьи с директорами школ, учителями, родителями, но и конкретными данными. В 2018 году мы провели опрос среди 200 педагогов из различных регионов России. На вопрос «Каковы наиболее значимые критерии для оценки качества образовательной деятельности школы?» были получены такие ответы: ⚫ результаты ЕГЭ — 66% респондентов; ⚫ профессиональный уровень педагогов, работающих в школе, — 63%; ⚫ процент выпускников, поступивших в вузы, — 46%. Налицо, с нашей точки зрения, дисбаланс, когда внешняя оценка либо подменяет собой внутреннюю оценку либо у школ внутренней системы оценки качества образования вообще не существует. Те локальные нормативные акты, которые нам удалось увидеть, в большинстве случаев однотипны, что также может указывать на формальный подход при разработке этого важного для школы документа. На важность наличия внутренней системы оценки качества образования указывают результаты ответов, которые были получены из указанного выше опроса. На вопрос «Кто может оценивать качество преподавания?» 66% респондентов указали на администрацию школы, 59% — на самого учителя, 58% — на учащихся, 38% — на родителей и лишь 25% — на органы управления образования. На наш взгляд, исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы: ⚫ качество преподавания является самым важным фактором, влияющим на качество образования (об этом говорят различные исследования в области образования), и наши педагоги считают, что главные оценщики в этом плане — внутренние оценщики; ⚫ представляется крайне важным фактом то, что педагоги указывают на обучающихся как на важных оценщиков их профессиональной деятельности (а нередко приходится сталкиваться с негативным отношением многих педагогов к опросам обучающихся). При разработке локального нормативного акта, регламентирующего внутреннюю систему оценки качества образования, авторы исходили из миссионерской цели внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО), которая призвана 3

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложения

на повышение качества образования,формирование «новой морали» в сфере оценки качества образования, при которой любая фальсификация данных признается недопустимой и отторгается обществом.Система оценки качества образования,отвечающая этим требованиям, должна строится на других принципах. К их числу можно отнести:реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;психологическая (с учетом возрастных особенностей) адекватность процедур и показателей оценки;учет типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей регионов входящих в состав Российской Федерации;«прозрачность» процедур оценки качества образования. Это предполагает широкое обсуждение в профессиональном педагогическом сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств; открытость их для критики и совершенствования;открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;повышение потенциала «внутренней» оценки и самооценки;осуществление «внешней» оценки структурами, функционально и ресурсно не зависимыми от системы управления образованием;централизованная разработка процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе российского и зарубежного опыта;соблюдение преемственности в образовательной политике, сохранение традиций российской системы образования.Имеющийся в отечественном образовании опыт позволяет рассматривать создание такой системы как реальную и вполне решаемую задачу. В частности, существуют глубокие традиции в области методологии и организации управления качеством образования. В работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина и других заложены теоретические основы формирования системы качеств знания и образовательного процесса. Существуют достижения в области квалитологии (науке о качестве любых объектов и процессов в общественной практике) и квалиметрии (науке об измерении и оценке качества), которые также способствуют решению этой задачи.Использование многочисленных каналов получения данных для оценки качества образования обусловлено резким расширением круга решаемых управленческих задач – от долгосрочных задач стратегического планирования развития региональных систем образования до задач текущего оперативного управления и возникающих специфических образовательных задач. На практике это приводит к накоплению избыточной информации. Известно, что только небольшая ее часть анализируется и полезно используется. Кроме того, одна и та же информация часто собирается различными службами, функционал которых пересекается. Отчасти это является следствием отсутствия в подавляющем большинстве регионов специалистов, способных дать квалифицированную консультацию, предложить оптимальную комплексную программу анализа и интерпретации собираемых данных, организовать и провести необходимые дополнительные обследования. На федеральном уровне оценка качества образования осуществляется преимущественно двумя организациями  Центром оценки качества образования (Г.С. Ковалева) и Центром тестирования (В.А. Хлебников).Частью реализации плана модернизации общего образования является комплекс работ по созданию независимой Государственной аттестационной службы и Федеральной службы оценки и контроля качества образования. Функции первой из них связаны с лицензированием, аттестацией и аккредитацией общеобразовательных учреждений, а второй - с проведением итоговой аттестации и сертификацией выпускников основной и средней школы. В систему этих мероприятий входит также Единый государственный экзамен по окончании средней школы. Можно надеяться, что реализация этих мер позволит получать объективные и сопоставимые на уровне РФ данные об учебных достижениях учащихся в рамках реализации образовательных стандартовНо в то же время, несмотря на реальные положительные результаты в плане совершенствования системы оценки качества образования, многое в этой области пока не соответствует ожиданиям и требованиям к этой системе. К числу наиболее значимых проблем и затруднений в этой области следует отнести:отсутствие единой концептуально-методологической базы для рассмотрения проблем качества образования и разработки подходов к его измерению;разобщенность деятельности различных организаций, занимающихся проблемами качества образования;не обеспечивается необходимый уровень научно-методического обслуживания задач оценки;недостаток квалифицированных кадров в данной области;оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего только к оценке качества обучения;не обеспечивается необходимый уровень научно-методического обслуживания задач оценки;недостаток квалифицированных кадров в данной области;оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего только к оценке качества обучения;оценка качества обучения не проводится в строгом соответствии с требованиями теории педагогических измерений; используется не стандартизированный инструментарий (авторские тесты или работы, не апробированные или не имеющие стабильных характеристик).




2 глава основной части


Организация системы оценки качества образования

Создание общероссийской системы оценки качества образования направлено на обеспечение эффективной обратной связи между системой управления образованием и различными образовательными подсистемами. Целью является получение и распространения достоверной и надежной информации.  Анализ показывает, что такая система направлена на решение следующих задач:оценку состояния системы образования страны;прогнозирование ее развития (с позиций обеспечения равного доступа к полноценному качественному образованию, достижения нового качества образования, повышения эффективности образования). Кроме этого, она должна служить механизмом развития системы образования и механизмом влияния социума на систему образования Система оценки качества образования включает следующие этапы:выделение показателей качества;определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта);формирование шкалы уровней достижения критерия качества;разработка инструментария;рганизация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;предоставление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;организация широкого общественного и профессионального обсуждения;подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятие управленческих решений.Организация системы оценки качества образования предполагает активное использование уже существующих механизмов и процедур, таких, как: экспертиза и сертификация, аттестация и аккредитация, централизованное тестирование, мониторинговые исследования, психолого-диагностические обследования, сбор статистических данных (при условии, конечно, что они будут модернизованы в соответствии со стратегией и целями развития системы образования). Основными направлениями модернизации существующих механизмов и процедур должны быть:упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности.Создание новых организационных структур и механизмов в Государственной системе оценки качества образования направлено на реализацию следующих функций:отслеживание с единых позиций соответствия достигаемого качества образования
утвержденным требованиям и нормативным показателям;осуществление итоговой аттестации обучающихся на основе единых нормативных требований, норм, критериев, аттестационных процедур;проведение единого экзамена при переходе от общего образования к профессиональному;разработка показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования;сбор, анализ и обобщение информации о состоянии системы образования, об основных факторах, влияющих на достигаемое качество и эффективность образования выявление проблем и тенденций развития российской системы образования (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований);подготовка ежегодного отчета о состоянии образования в России; разработка рекомендаций по развитию системы образования;введение процедур и механизмов самооценки на уровне образовательного учреждения как основного фактора его развития;разработка и введение системы сертификации педагогических измерительных материалов.Правительственный план мероприятий по реструктуризации и модернизации системы образования предусмотрено введение Единой государственной системы итоговой аттестации и сертификации учащихся и создание с этой целью независимой Государственной аттестационной службы, призванной обеспечить первые три из указанных выше функции. Выполнение других функций возможно в рамках службы мониторинга образования, которая становится ведущим структурным элементом системы оценки качества образования, осуществляющим фактически согласование деятельности различных структурных элементов всей системы. К задачам такой службы относятся:отслеживание с единых позиций соответствия достигаемого качества образования утвержденным требованиям и нормативным показателям;осуществление итоговой аттестации обучающихся на основе единых нормативных требований, норм, критериев, аттестационных процедур проведение единого экзамена при переходе от общего образования к профессиональному;разработка показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования;сбор, анализ и обобщение информации о состоянии системы образования, об основных факторах, влияющих на достигаемое качество и эффективность образования;выявление проблем и тенденций развития российской системы образования (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований);подготовка ежегодного отчета о состоянии образования в России; разработка рекомендаций по развитию системы образования;введение процедур и механизмов самооценки на уровне образовательного учреждения как основного фактора его развития;разработка и введение системы сертификации педагогических измерительных материалов Правительственный план мероприятий по реструктуризации и модернизации системы образования предусмотрено введение Единой государственной системы итоговой аттестации и сертификации учащихся и создание с этой целью независимой Государственной аттестационной службы, призванной обеспечить первые три из указанных выше функции. Выполнение других функций возможно в рамках службы мониторинга образования, которая становится ведущим структурным элементом системы оценки качества образования, осуществляющим фактически согласование деятельности различных структурных элементов всей системы. К задачам такой службы относятся:анализ и обработка данных, получаемых системой контроля и оценки учебных достижений учащихся,планирование, разработка и организация выполнения программ мониторинговых исследований, научно-методического и технологического обеспечения деятельности службы (методик, инструментария, технологий, процедур, программного компьютерного обеспечения), осуществление экспертизы и
контроля качества проводимых исследований;анализ полученных данных и подготовка ряда отчетов, из которых наиболее важными являются:технический отчет, содержащий описание использованного инструментария, технологий и процедур сбора и обработки данных;статистический отчет, включающий описание системы первичных данных и интегральных показателей;научно-методический отчет, содержащий результаты анализа, обобщения и интерпретации данных, а также оценки и рекомендации, адресованные различным категориям пользователей.Одной из проблем оценки качества образования в настоящий период является отсутствие надежной и сопоставимой информации о состоянии образования, разрозненность и несогласованность деятельности различных структурных элементов этой системы - как на вертикальных уровнях управления (федерация – регион – образовательное учреждение), так и на горизонтальном уровне (между системой управления и системами аттестации, инспектирования, мониторинга и диагностики, подготовки и повышение квалификации, материально-технического и учебно-методического обеспечения и др.). Решение этой проблемы, помимо разработки комплекса научно-методического обеспечения, требует осуществления ряда организационных мер. Более того, соблюдение единых методологических подходов в области оценки качества образования невозможно (как об этом убедительно свидетельствует анализ современного состояния проблемы) без создания головной организации, в функции которой входило бы обобщение и анализ всей имеющейся в стране информации.Реализация комплекса мер, намеченных Правительством РФ, позволяет ожидать уже в ближайшее время заметных изменений в ряде направлений оценки качества образования. Прежде всего, должна быть завершена комплексная программа, в рамках которой будет подготовлено новое поколение образовательных стандартов. Появление этих материалов, с одной стороны заложит основы нормативно-правовой базы системы оценки качества образования, с другой - потребует от нее оказания мониторинговой поддержки введению и корректировке стандартов.