Файл: Анализ социальноэкономического развития Ивановской области до 2024 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Численность работников, занятых в производстве текстильных изделий и одежды, по итогам 2019 года составляла 47,9% (24,7 тыс. человек) от общей численности занятых в обрабатывающих производствах.

Сформировавшийся имидж Ивановской области как текстильного центра России обусловлен следующими причинами:

- исторические факторы, обусловившие развитие текстильного и швейного производства на территории Ивановской области и их значимость как одних из ведущих отраслей, определяющих промышленный профиль региона;

- наличие родственных, вспомогательных и обслуживающих отраслей, таких как текстильная химия, машиностроение, приборостроение;

- наличие инновационной и кадровой инфраструктуры, отвечающей потребностям текстильной отрасли;

- географическая концентрация предприятий, взаимосвязанных в рамках полного производственного цикла от переработки сырья до пошива готовых изделий;

- социальная значимость предприятий текстильной и швейной промышленности, большинство которых расположены в городах с численностью населения до 50 тыс. человек и поселках и являются градообразующими.

Среди последних мировых трендов текстильной промышленности выделяются:

- партионность, тренд на малые партии продукции;

- кастомизация, каждое изделие становится уникальным, индивидуальным дизайнерским решением;

- цифровизация, переход на цифровые виды печати;

- борьба за экологичность характеризуется массовым внедрением производства из вторсырья, экосырья;

- переход от ткачества к вязанию;

- изменение сырьевой базы, натуральное уступает искусственному.

Производство становится ближе к конечному пользователю.

В последнее время наметилась тенденция переноса производственных мощностей в страны, которые расположены географически ближе к стране заказчика, что обусловлено ростом стоимости рабочей силы и транспортных расходов в Азии, а также удешевлением рабочей силы в ряде стран Восточной Европы. Перенос мощностей позволяет сократить затраты не только на производство продукции, но и на саму логистику, сделать перевозку мультимодальной, внедряя услугу «быстрая доставка».

В связи с высокой долей импорта текстильной продукции в Россию из стран Турции, Китая особо актуальным становится вопрос привлечения крупных компаний, ориентированных на сбыт продукции на российском рынке, к организации производств в стране.


Ивановская область будет уделять приоритетное значение привлечению инвесторов к локализации текстильных и швейных производств, которые в настоящее время экспортируют в Россию свою продукцию.

Наряду с этим, в связи с введением ограничений по уровню локализации производств для поставок продукции в рамках государственного заказа, а также заказов компаний с государственным участием, особо актуальным становится вопрос импортозамещения по сырью и тканям. В сегменте специализированных текстильных материалов большой сегмент иностранных производителей и продукции, не производящейся на территории Российской Федерации. Со стороны Ивановской области, с учетом достигнутого уровня компетенций в производстве хлопчатобумажных и трикотажных полотен, представляется актуальным привлечение потенциальных инвесторов в сегменте производства специальных тканей, фурнитуры и химических материалов для текстильной отрасли.

5.1.1.1. Производство медицинского текстиля.

Во время пандемии (COVID-19) Россия столкнулась с резким дефицитом медицинского текстиля. На рынке средств гигиены и медицинских изделий доминируют иностранные производители с большими объемами импорта.

Преимущества Ивановской области в производстве медицинского текстиля:

- развитый кластер легкой промышленности в регионе с наличием поставщиков и компетенций;

- наличие ТОСЭР и площадок в моногородах Ивановской области, значительно уменьшающих затраты проекта;

- партнером проекта может быть ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»;

- уровень заработной платы производственного персонала один из самых низких в ЦФО.

Ключевым процессом, определяющим конкурентоспособность компании является НИОКР и сбыт продукта. Бизнес-модель проекта может включать процесс производства нетканых материалов другого назначения. Большая часть медицинской продукции закупается через госзакупки.

Проект может быть реализован в ТОСЭР Наволоки на площадке greenfield с софинансированием со стороны фонда развития моногородов.

Параметры проекта:

- инвестиции – 0,6 млн. рублей.

- рабочие места – 100 человек;

- срок окупаемости –5 лет.

Рыночный потенциал:

- 13 млрд. рублей – потенциальный размер рынка медицинского текстиля к 2025 году. Прогнозный рост – 12% в год;

- драйвером роста станут последствия (COVID-19) на систему обеспечения больниц и населения средствами защиты;


- проект может занять 10% от прироста рынка и треть продукции будет возможно отправлять на экспорт;

- производство может быть диверсифицировано другими видами нетканых материалов;

- инвесторами могут быть как крупные иностранные компании, так и российские производители нетканых материалов.

Продукт проекта наиболее актуален в период пандемии (COVID-19) - многослойный медицинский текстиль для производства одноразовой одежды, средств защиты и расходных материалов (защитные костюмы, маски и респираторы, хирургические комплекты и салфетки, одноразовые простыни и одноразовая медицинская одежда, пластыри и средства фиксации).

Основным сырьем служат: полиэфирные волокна, полиолефиновая пленка, вискозные волокна.

Перспективы подотрасли: российский рынок медицинского текстиля из-за пандемии может вырасти в 4 - 5 раз по итогам 2020 года, мировой рынок после роста спроса в 2020 году будет расти не менее, чем на 5% в год (доля России составляет около 2%).

Несмотря на появление вакцины от COVID-19, спрос на средства защиты будет выше, чем до пандемии. В некоторых азиатских странах ношение медицинских масок с 2019 – 2020 годов стало повседневной нормой.

В лидеры по ношению масок вырвались и европейские страны. При этом производство масок фактически монополизировано Китаем.

Кроме того, медицинский текстиль используются для армирования бетона, производства труб и внешней защиты снаружи зданий.

К 2025 году выручка проекта может превысить 1 млрд рублей, срок окупаемости составит 5 лет.

При выходе на полную загрузку выручка проекта может составить более 2 млрд рублей.

5.1.1.2. Производство полиэфирных волокон

Самым масштабным сегментом рынка синтетического волокна является производство полиэфирных волокон.

1. Полиэфирные волокна останутся основным материалом на рынке тканей и будут постепенно вытеснять натуральное волокно

2. Для производства качественных синтетических нитей необходимо первичное волокно, которое в России не производиться.

3. Было заявлено несколько крупных проектов (от 17 до 27 млрд рублей), в том числе в Ивановской области, не один из которых так и не был реализован.

4. Основная причина длительные сроки окупаемости и зависимость от импортных поставок терефталевой кислоты.

5. Низкая прибыльность производства объясняется высокой концентрацией мировых производственных мощностей в Китае (более 60%) эффект масштаба и низкие страновые издержки удерживают цены.


6. Компания «Татнефть», согласно стратегии, планирует начать выпуск терефталиевой кислоты в 2021 году. Если это произойдет, окупаемость ПЭТФ проектов станет привлекательной.

7. Привлекательной остается ниша производства полиэфирных волокон из вторичного сырья с размером проектов в 1 - 2 млрд руб. для производства нетканых материалов и технического текстиля.

Привлекательными для локализации в регионе могут быть также стать проекты производства нитей из полипропилена и полиуретана.

5.1.1.3. Производство текстиля для автопрома.

Текстиль для автопрома останется самым большим сегментом рынка технических тканей.

Рынок транспортного текстиля охватывает широкий спектр продуктов, в которых присутствуют российские игроки. Наиболее масштабным и перспективным сегментом является рынок текстиля для автотранспорта. Автомобильный рынок является основным сегментом текстиля для транспорта, и, несмотря на снижение продаж автомобилей в последние 2 года, в перспективе этот рынок будет расти.

Рынок текстиля для автотранспорта может быть привлекательным для компаний из Ивановской области. Перспективным сегментом рынка автомобильного текстиля является искусственная кожа. В Ивановской области компания АО «Ивановоискож» в 2019 году расширила мощности по производству искусственной кожи, однако компания сфокусирована на материалах для тентов.

На российском рынке присутствуют единичные компании, специализирующиеся на тканях для автомобилей, их бизнес растет, но остается небольшим.

В сегменте авточехлов присутствует большое количество мелких игроков. Инвесторами могут быть как существующие производители, так и крупные поставщики автомобильный аксессуаров.

5.1.1.4. Производства outdoor одежды

В Ивановской области могут быть реализованы проекты как контрактного, так и самостоятельного производства outdoor одежды.

Outdoor одежда во многом определяет технологический тренды всей легкой промышленности. В России в силу особенностей климата накоплен уникальный опыт производства outdoor продуктов. Несмотря на высокую зависимость от импорта в России есть примеры конкурентных проектов. Производство значительно зависит от иностранных тканей.

Торговые сети заинтересованы в контрактном производстве в России, которое возможно в Ивановской области. В Ивановской области появилось уникальное для России производство мембранных тканей, которое работает в кооперации с производством одежды.


5.1.2. Текстильный логистический хаб.

В 2019 году предприятия и организации, зарегистрированные в Ивановской области, осуществляли торговлю со 106 странами мира. Их количество по отношению к 2018 году снизилось на 1,9% (на 2 страны).

Основными торговыми партнерами Ивановской области в 2019 году были: Узбекистан – 25,2% от всего товарооборота области (в 2018 году – 25,1%), Китай – 15,3% (14,1%), Беларусь – 10,7% (8,2%), Казахстан – 5,1% (4,7%), Германия – 4,6% (4,5%), Турция – 3,8% (3,5%), Италия – 3,7% (4,3%), Украина – 2,3% (2,5%), Таджикистан – 2,1% (2%) и Туркменистан – 1,8% (1,8%).

Стоимостные объемы импорта по отношению к 2018 году снизились на 5,2% и составили 537,4 млн. долларов США. При этом в структуре импорта Ивановской области в 2019 году наибольший удельный вес приходился на текстиль и текстильные изделия, который составлял 57,9%.

В целях улучшения контроля товаропотоков импортной текстильной продукции (пряжа, красители и т.п.), которые в любом случае придут в Ивановскую область, необходим специализированный многофункциональный складской комплекс.

5.1.3. Импортозамещение.

Еще одним актуальным вопросом является импортозамещение, в особенности в легкой промышленности, в которой по разным источникам доля импорта достигает 60 - 70%. Отечественные предприятия текстильной отрасли сегодня испытывают острую конкуренцию с иностранными производителями (например, Турции, Китая) как по качеству, так и по стоимости конечной продукции.

Для производства тканей в Ивановскую область импортируется 81% сырья (хлопкового волокна и пряжи). Основным поставщиком хлопка является Республика Узбекистан, удельный вес хлопка из Республики Узбекистана в общем объеме импорта в 2019 году составил 85,8%. При этом сокращается доля импорта хлопкового волокна и растет импорт суровых тканей, что связано с реализацией Республикой Узбекистаном комплекса мер, направленных на развитие в стране более глубокой переработки хлопка и импорт тканей и готовой продукции. Благодаря данным мерам цены на хлопчатобумажную продукцию, производимую в Республике Узбекистан, на 30 - 40% ниже, чем на аналогичную продукцию, производимую в России.

5.1.4. Модернизация производства.

Немаловажным вопросом отрасли является необходимость осуществления технологической модернизации производства. По данным Минпромторга России 50% оборудования на предприятиях легкой промышленности работает свыше 15 лет, 40% - от 10 до 15 лет, 10% - 10 и менее лет. Коэффициент обновления оборудования составляет 3 - 4%. В идеале - 70% оборудования на предприятиях должно быть «моложе» 10 лет.