Файл: Анализ социальноэкономического развития Ивановской области до 2024 год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– содействовать реализации научного потенциала высших учебных заведений региона, укреплению прямых связей между предприятиями, вузами и НИИ, а также стимулировать создание интегрированных производственных структур и творческих групп с целью увеличения числа и объемов контрактов по внедрению технологий, в том числе за счет создания малых инновационных предприятий при вузах;

– развивать сотрудничество с российскими и зарубежными фондами поддержки научной и инновационной деятельности.

– разработать меры по закреплению в регионе талантливой молодежи, содействовать обеспечению ее трудоустройства в высокотехнологичных производствах и сфере услуг.

Переход к инновационной экономике – абсолютный императив развития Ивановской области, как и России в целом. Становление современной модели экономики в развитых и быстроразвивающихся странах в значительной мере обусловлено изменением роли инноваций. Формирование инновационных экономик стало результатом как ускорения прогресса науки и технологий вследствие глобализации, так и фундаментальных изменений в мировом разделении труда.

За последние годы в России созданы основные элементы инновационной инфраструктуры. Однако добиться существенных сдвигов не удалось, инновационные процессы слабо влияют на развитие экономики. Уровень инновационной активности российских предприятий не превышает 10%.

Для России характерна невысокая интенсивность затрат на инновации, а также низкая отдача от этих затрат: их рост не сопровождается повышением роли инновационной продукции в общем объеме продаж. Отечественный бизнес в целом проявляет невысокий спрос на инновации. Большинство компаний не встроены в глобальные рынки, инновационная деятельность сводится преимущественно к приобретению машин и оборудования, а не проведения исследований и разработок.

В этих сложных условиях формируется региональная инновационная система (РИС). Правительство Ивановской области последовательно проводит политику формирования инновационной инфраструктуры. Осуществляется активное взаимодействие с Российским фондом фундаментальных исследований, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника), ведущими ивановскими вузами и НИИ: Ивановский государственный университет (ИвГУ), Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ), Ивановский государственный политехнический университет (ИПТУ), Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина (ИГЭУ), Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.К. Беляева (ИГСХА), Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИГМА), Ивановский НИИ материнства и детства имени В.Н. Городкова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Ив НИИ МиД), Институт химии растворов им. Г.А. Крестова Российской академии наук (ИХР РАН). Оказывается организационная, методическая и информационная поддержка разработчикам проектов и производственным организациям по их участию в федеральных, международных и иных конкурсах инновационных проектов, выставочных и презентационных мероприятиях.


4.3. Ключевые проблемы перехода от стимулирования инноваций к росту на их основе.

В инновационной сфере региона немало проблем. Слабые позиции региона по показателям «внутренние затраты на научные исследования и разработки», «затраты на технологические инновации» и «удельный вес организаций, осуществляющих инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг, в общем числе организаций, осуществляющих экологические инновации».

4.3.1. Основные вызовы инновационного развития:

– низкая конкурентоспособность инноваций;

– недостаток «прорывных» продуктовых и процессных инноваций;

– слабое использование «догоняющих» инноваций;

– ориентация на высокотехнологичные отрасли, в ущерб инновационной деятельности в низкотехнологичных отраслях;

– неразвитость инновационной деятельности в легкой, пищевой и перерабатывающей отраслях, в сфере услуг;

– слабая связь фундаментальных и прикладных исследований;

– недостаточная взаимосвязь исследователей, разработчиков и предпринимателей;

– инновации редко внедряются в практику;

– длительные сроки создания и освоения продуктовых инноваций;

– незаинтересованность крупного бизнеса, крупных инвесторов в долгосрочных стратегических инновациях;

– дефицит высококвалифицированных инженерных кадров;

– отсутствие дипломированных специалистов в области инновационной деятельности, инновационных менеджеров, инновационных маркетологов и других специалистов инновационной сферы;

– низкая инновационная культура менеджмента и инновационная восприимчивость работников;

– неразвитость организационных форм инновационной деятельности и структур управления инновационными организациями (отсутствие технопарков, технологических платформ, инжиниринговых центров, региональных бизнес-инкубаторов и др.).

4.3.2. Возможные сценарии инновационного развития региона.

С учетом глобальных технологических изменений (начало новой технологической волны) для региональной инновационной системы возможны два базовых сценария развития до 2024 года:


- интенсивный;

- консервативный.

В случае реализации интенсивного сценария на базе достигнутых значений возможно ставить амбициозные задачи инновационного развития промышленности, а так же креативного сектора экономики региона на последующий период.

В рамках интенсивного сценария предполагается постоянное наращивание потенциала инновационного развития:

– активное привлечение в сферу инноваций внебюджетных средств (мягкое принуждение предприятий и организаций к инновациям, «выдавливание» устаревших технологий, реиндустриализация промышленности и др.);

– поддержка креативного сектора экономики (формирование в регионе общероссийского центра «нестоличной моды» и других амбициозных проектов);

– создание межвузовского центра координации, исследований и разработок в целях эффективного продвижения инноваций во всех секторах (высоко-, средне- и низкотехнологичных отраслях);

– преодоление разрыва между наукой, образованием и бизнесом путем создания региональной технологической платформы, технопарка, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров и др.;

– формирование и совершенствование регионального законодательства в сфере инновационной деятельности;

– подготовка и переподготовка корпуса инженеров, внедрение инновационных программ подготовки инженерных кадров (сертифицированные инженеры) с привлечением зарубежных специалистов и успешных российских предпринимателей;

– развитие благоприятной инновационной среды, повышение эффективности структуры инновационной деятельности.

4.3.3. Возможности региона.

- формирование конкурентного предложения для целевых инвесторов;

- использование транспортно-географического положения;

- сфокусированная работа с крупнейшими федеральными компаниями;

- достраивание региональных производственных цепочек.



Таблица 5

Ключевые параметры интенсивного сценария развития





Показатель

Единица измерения

2014

2018

2019

2020

2024

ВРП (в основных ценах соответствующих лет)

млн. рублей

151876,8

197839,8

208810,0

218476,3

272626,6

Индекс физического объема ВРП

% к предыдущему году

89,9

101,3

101,0

98,8

102,3

ВРП на душу населения

тыс. рублей

146,0

196,0

208,7

218,8

280,5

Объем инвестиций в основной капитал

млн. рублей

33075,5

29359,8

37992,3

33572,0

46873

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения

рублей

31802,8

29086,4

37965,7

33781,4

48218,3

Среднегодовая численность занятых в экономике

тыс. человек

487,5

444,9

443,4

422,3

433,7

Среднемесячная заработная плата

рублей

20592,2

25728,5

27553,0

27415,2

33636,2

Реальная заработная плата

% к предыдущему году

99,6

106,0

102,1

96,3

102,3

Численность населения

тыс. человек

1040,02

1009,4

1000,7

993,8

972,1».

В рамках консервативного сценария возможно сохранить сложившиеся тенденции и практики:


– акцентировать управление инновациями на ситуационных решениях, адаптации готовых технологических производств;

– обеспечивать поддержку предложений научных организаций в сфере инноваций в рамках традиционной модели, характеризующейся обособлением инновационной деятельности вузов и предприятий;

– постепенное наращивание вклада бизнеса в НИОКР, доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме производства;

– перенастройка подготовки профессиональных кадров в соответствии с возникающими запросами;

– «ручное» управление инновационными процессами, точечные реакции по улучшению инновационного климата.

Инструменты инновационной политики:


Консервативный сценарий

Интенсивный сценарий

Модели политики

- поддержка отдельных технологических и инновационных проектов в рамках установленных стратегических приоритетов;

- точечные решения верхнего уровня управления (ручное управление);

- вертикальная организация политики;

- универсальность инструментов.

- стимулирование массовых инноваций во всех секторах экономики;

- создание благоприятной среды для инновационных компаний и сектора креативной экономики;

- развитие сетевой кооперации;

- децентрализация с учетом включения в инновационную деятельность региональных бизнес-ассоциаций, институтов развития, общественных организаций;

- дифференциация инструментов по секторам экономики и типам инноваторов.

Рынки отраслевых приоритетов

- продолжение поддержки традиционных секторов экономики.

- приоритетная поддержка новой технологической волны и выхода на растущие рынки (нанотехнологии, новый хайтек, сфера услуг, «зеленый» рост и др.);

- содействие инновациям в науко-технологических отраслях;

- содействие развитию нетехнологических инноваций.

Приоритеты / критерии

- акцент на политические аргументы при принятии решений в сфере инноваций;

- тематические приоритеты.

- технологические и нетехнологические инновации для повышения экономической эффективности;

- социальные приоритеты – инновации в интересах общества, инклюзивные инновации;

- функциональные приоритеты (технопарк, индустриальные парки, инжиниринг, дизайн, мода, трансфер технологий, подготовка кадров и др.).