Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) умений эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний о музыкальных стилях, жанрах, формах и т.д. [1,с. 2].

Доктор педагогический наук Л.А. Безбородова, исследуя развитие музыкально-слушательской культуры школьников, определила ее как «уровень музыкального восприятия, обеспечивающий приближение к верному истолкованию идейно-художественного замысла, воплощенного в музыкальных образах сочинения» [11, с.15].

В содержании (структура) музыкально-слушательской культуры школьника автор выделила опыт восприятия музыки, качественными показателями которого являются глубина и целенаправленность, музыкально-эстетические суждения и их доказательность, остроту музыкально-слуховой наблюдательности, способность к оценке музыки, интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в каком бы контексте авторы не упоминали об указанном личностном образовании, они едины в одном: развитие музыкально-слушательской культуры школьников является одной из главнейших задач современного музыкального образования, от ее решения зависит не только музыкально-эстетическое, но и личностное развитие школьника.

Л.Г. Дмитриева подчеркивает, что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы, и от сформированности музыкально-слушательской культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет [22, с.12]. По мнению Л.В. Школяр и ее соавторов, музыкально-слушательская культура школьников должна послужить в качестве предуготовленности детей к философскому осмыслению отраженных в искусстве явлений жизни, к присвоению возвышенного содержания музыкального искусства [52, с.25].

Историческое рассмотрение проблем слушания музыки, изучение методологических подходов к художественно-эстетическому развитию школьников, к исследованию содержания музыкальной и художественной культуры личности, теоретические выводы ученых явились определяющими в анализе сущностной характеристики музыкально-слушательской культуры младших школьников в рамках настоящего исследования и позволили нам определить музыкально-слушательскую культуру школьников как интегративное качество личности, проявляющееся в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в условиях учебной и досуговой деятельности.


Такое понимание музыкально-слушательской культуры напрямую работает на достижение общей цели музыкального образования в школе. Сказанное опосредует направленность процесса формирования музыкально-слушательской культуры младших школьников не столько на выработку узкопредметных знаний и умений, необходимых ребенку в слушательской музыкальной деятельности, сколько на становление духовного мира школьника, на развитие ценностно-смысловых структур личности ребенка через эмоционально-интеллектуальное общение с музыкой.


1.2 Анализ учебных программ музыкально-слушательской культуры младших школьников

Рассматривая развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников как образовательный, познавательный, воспитательный процесс, протекание которого невозможно без взаимосвязанного и взаимообусловленного функционирования всех его механизмов, необходимо отметить, что эффективность самого процесса напрямую зависит от качества современных учебных программ. Требования ФГОС для начального этапа образования явились основополагающими в ходе проведения анализа действующих учебно-методических программ по предмету «Музыка», главным образом для того, чтобы рассмотреть, каким образом происходит становление и дальнейшее развитие музыкально-слушательской культуры в общеобразовательных школах [34].

Появление новых учебных программ для начальной школы продиктовано:

- во-первых, изменениями в системе эстетического образования в стране и возможностью реализации вариативного обучения музыке;

- во-вторых, острой необходимостью в учебных пособиях, которые бы соответствовали последним требованиям Государственного образовательного стандарта по предмету «Музыка», предусматривающим «формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры; введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями» [3].

Прежде чем дать характеристику действующим учебным программам обратим внимание на следующий момент.

Образовательная программа, по определению педагогического энциклопедического словаря, — это документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

Основные задачи образовательных программ:

- формирование личности;

- социализация личности в обществе;

- выбор профессии и освоения профессиональных образовательных программ.

В рамках анализа программ обратимся к краткой характеристике действующих ныне учебных где представлены фрагменты развития музыкально-слушательской культуры

Важнейшим принципом организации развития музыкально-слушательской культуры является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства. Именно этот аспект включает в себя развитие музыкально-слушательской культуры обучающихся.


Приоритетным направлением музыкального развития школьников следует считать освоение опыта творческой деятельности: хоровое исполнение, пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, импровизации, освоение элементов музыкальной грамоты.

В российский общеобразовательных школах в начальных классах педагоги работают по разным учебным программам. При этом следует подчеркнуть, чтовсе пять линий программ гармонично сочетают концептуальную часть, где бережно сохранены живая мысль и взгляд Д.Б. Кабалевского [18]. В них четко прослеживаются сквозные темы:

Композитор – исполнитель – слушатель.

Интонация – развитие – формы.

Музыкальный образ, музыкальная драматургия [28].

Программа «Музыка. Начальная школа. 1 - 4 классы». Авторы: Алеев В.В., Науменко Т.И, Кичак Т.Н. (представлена в сборнике программ к комплекту учебников «Классическая начальная школа»)[6].

Курс открывает учащимся возможность творческого самовыражения, проявляющегося в различных формах исполнительской деятельности — хоровом пении, пластическом интонировании, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Учебно-методический комплект по музыке для 1 - 4 классов состоит из:

- Учебник «Музыка». 1 - 4 кл.

- Рабочая тетрадь. 1 - 4 кл.

- Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. 1 - 4 кл.

- Фонохрестоматия. Кассеты I, II. 1 – 4 кл.

Программа «Музыка, 1 - 4 кл.» Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
(представлена в сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века») [30].

Программа разработана в рамках модели образования «Начальная школа XXI века» (под научным руководством проф. Н.Ф. Виноградова), базируется на концепции Д.Б. Кабалевского. Методологическая основа построения программы (идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества) выводит на педагогическую технологию развивающего музыкального образования, т.е. вся познавательно-творческая деятельность школьников протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления. Программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями, пособиями для учителя и методиками.


Программа «Музыка. 1 и 4 кл.». Автор: Ригина Г.С. (представлена в сборнике программ для четырехлетней школы. Система Л.Н. Занкова) [29].

Данная программа связана с общей системой образования, которая много лет разрабатывается в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова. Предложен целостный подход к музыкальной деятельности, включающий не только слушание музыки, но и активную музыкальную деятельность детей: хоровое пение и доступный им вид сочинения музыки – двигательную, вокальную и ритмическую импровизацию.

Мировая практика музыкального воспитания опирается на свои национальные традиции. Хоровое пение – в традициях светского и духовного образования России. Кроме того, это наиболее массовый и доступный вид музицирования. Поэтому в данной системе хоровое пение занимает ведущее место в рамках урока «Музыка» и целостного подхода к музыкальной деятельности детей.

В целом, уроки музыки протекают как творческий познавательный процесс, включающий интересную и доверительную беседу, доброжелательное и уважительное общение с ребятами, косвенное управление их музыкальной деятельностью, умение давать возможность ребенку проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Учебно-методический комплект по музыке для 1 - 4 классов состоит из:

- Учебники (1 - 4 кл.).

- Рабочие тетради (1 - 4 кл.).

- Нотные хрестоматии (1 - 4 кл.).

- Книга для учителя (1 - 4 кл.).

- Фонохрестоматии. Комплекты кассет.

Авторская программа Н.А. Терентьевой «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 кл.» [34].

Задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования.

Специфика предлагаемого курса – это интеграция различных видов искусства: музыки, живописи, литературы, театра, кино, архитектуры.

Методические принципы:

  1. целостное представление об искусстве,

  2. целостность теоретической и практической деятельности,

  3. ассоциативное сопоставление,

  4. сюжетное и историко-тематическое построение уроков.

В программе Н.А. Терентьевой выделен весьма важный раздел – «Ключевые понятия» и «Этапные понятия», который дан в алфавитном порядке. В такой системе удобно работать учителю, когда реально видишь, что должен знать ученик.

Требования в подготовке учащихся по классам. В этом разделе программы «Музыка» Н. Терентьевой в 1 классе важнейшим фактором творческого развития детей является игра. Методически уроки построены на игровой ситуации. Это очень грамотно, так как ученики 1 класса с помощью игры легче адаптируются в новой для себя роли ученика. В программе Н.Терентьевой предлагаются тематические разработки уроков.