Файл: Основная образовательная программа по направлению подготовки 40. 04. 01 Юриспруденция Магистерская программа Юрист в сфере административных и иных публичных правоотношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

-способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

-способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

-компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

-способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

в правоохранительной деятельности:

-готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

-способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

-способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

-способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно- консультационной деятельности:

-способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

в организационно-управленческой деятельности:

-способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

-способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

-способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

-способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

-способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

-способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

-способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).



Переход в типе научного знания влечет изменение в методологии.

Научная рациональность, методология представляет собой явление, обусловленное культурой, мировоззренческими доминантами. Решающим является той или иной парадигмы, в рамках которой формируется научная картина мира. Парадигма выполняет функцию исследовательской программы, задает направление научного поиска, организует научный процесс. В соответствии с парадигмой выстраивается научная картина мира в научном сообществе. Научная картина мира – система обобщенных и систематизированных научных представлений об исследуемой реальности, обусловленная научной парадигмой.

Юридическая наука очень отличается от всех наук. Естественные науки имеют дело с объективно существующими явлениями. Социально -гуманитарные науки – особая реальность. Право не существует независимо от человека. Природа сложна, право – нематериальная реальность. Раньше разницы между гуманитарными и естественными науками не видели.

Можно выделить три методологических принципа классической социальной науки: фундаментализм, редукционизм, эссенциализм.

Классическая наука в значительной степени упрощает картину мира, при ней возникали упрощенные варианты теорий права. Картина мира с точка зрения постклассической науки основывается на следующих положениях: мир сложен и сложность носит неорганизованный характер. Неклассическая наука приходит к относительности знаний об объектах. Наука интерпретирует объекты. Допускается истинность несколько отл д от др описаний реальности. допускается, что описание может содержать часть объективного знаний. Зависимость результатов познания от методов познания. Онтология объекта определяется применяемой методологий. Под каким углом мы изучаем объект, таким он и предстает. Сам объект науки, ввиду его сложности, рассматривается как сложная система. Социальные и гуманитарные науки – их объект – динамические системы – а не простые механические. Системы обладают потенциалом развития, есть саморазвитие. возникает представление о том, что из науки нельзя исключать случайность. объект не вещь, а процесс, который воспроизводит устойчивые состояния, который может менять ряд характеристик. Объект вводит ограничения на его полное рациональное познание. Субъект и объект не противопоставляются друг другу а признается их взаимозависимость. Субъект – это часть познаваемой системы. Результат исследования определяется инструментом – методологией. Огромное значение играет язык, на котором говорит наука. Язык становится самостоятельным объектом научного изучения. Возможности познания прежде всего социального мира определятся возможностями языком. Огромная роль отводится лингвистики, семиотике.


Классическая наука строится на представлении о том, что научное знание – высокоспециализированное, не доступное обыденному сознанию. Это знание противостоит обыденному. В классической науке присутствует стремление к четкости понятий. В рамках постклассической науки социальное познание, по мнению феноменологов, социальное познание исходит из того, что любое понятие обладает открытым горизонтом значений. Ни одно понятие не является полностью определенным и закрытым, любое понятие существует в контексте.

Студентам рекомендуется, таким образом, овладеть методами постклассической рациональности в сопоставлении с классикой и неклассикой, понимая современные критерии рациональности в социогуманитарных науках.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.


Тема 1. На занятие выносятся следующие вопросы:

1. Понятие науки и научного познания. Научная рациональность.

2. Понятие и особенности познания в социально-гуманитарных науках.

3. Понятие юридической науки и критерии ее научной рациональности.

4. Правоведение в системе наук.

5. Структура юридической науки.

6. Основные аспекты анализа методологической ситуации в правоведении.

Практическое задание:

На базе любых научных юридических работ (желательно по согласованию с преподавателем) письменно обосновать, насколько в них затронуты проблемы методологической ситуации в правоведении.

Семинар в интерактивной форме (1-й):

Анализ ситуации и дискуссия.

На базе любого юридического материала учебного или научного характера (желательно по согласованию с преподавателем) письменно разграничить предметы философии права и социологии права.

В начале занятия каждый из магистрантов письменно выполняют два задания. Первое подбирается с учетом наличия философско-правовых вопросов, второй – социолого-правовых вопросов указанной проблематики. Желательно, чтобы материал был одинаков у всех, чтобы впоследствии была возможность провести соответствующую дискуссию. Возможно также разделение аудитории на две части с двумя различными заданиями.

Первый обсуждаемый вопрос – каким предстает предмет философии права и какое отражение он имеет в исследуемом материале.

Соответственно второй обсуждаемый вопрос – каким предстает предмет социологии права и какое отражение он имеет в исследуемом материале.

Рекомендуемая литература:

Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001.

Волошинов В.А. Философия и социология гуманитарных наук. – СПб., 1995.

Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права. – СПб., 2004.

Семинарское занятие 2.

Темы 2 и 3.

На занятие выносятся следующие вопросы:

1. Характеристика основных этапов развития юридической науки в России и за рубежом.

2. Дореволюционный период развития отечественной юридической науки (вторая половина 19 в. – начало 20 в.).

3. Советская юридическая наука.


4. Постсоветский этап развития отечественной юриспруденции.

Практическое задание:

Ознакомиться с работой Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Авт. предисл. И. Ю. Козлихин. – науч. изд., [репринтное]. – М.: Юридический центр Пресс, 2003. – 430 с.

Определить, какой тип научной рациональности используется в работе.

Семинар в интерактивной форме (2-й).

Дискуссия на тему: Концепции современного отечественного правопонимания.

Необходимо обозначить моменты, которые подлежат обсуждению (из материалов лекций). Каждый из магистрантов по очереди приводит аргументы в защиту каждой из позиций. В данном случае не идет речь о реализации тех или иных положений научных концепций в реальной жизни. Необходимо выделить группы магистрантов, которые призваны отстаивать положительные черты основных концепций правопонимания в отечественной науке, в частности, либертарно-юридической теории, нормативной концепции, интегративного подхода, естественно-правового и пр. Контраргументы других групп должны касаться, наоборот, изъянов в научных построениях. Соответственно магистрантам необходимо заранее выявить сильные и слабые стороны как «своей», отстаиваемой концепции, так и других научных подходов. Тезисы студентов по поводу сильных и слабых сторон концепций должны учитываться преподавателем, ведущим дискуссию, для наиболее полного и правильного учета их самостоятельной работы.

Рекомендуемая литература:

Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. – М.: Юрид. лит., 2003.

Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. – М.: Юрид. лит., 1999.

Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. История философии права / Под ред. Керимова Д.А. – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.

Оль П.А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству. Моногр. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.

Семинарское занятие 3.

Тема 4.

На занятие выносятся следующие вопросы:

1. Критерии научной рациональности: преломление в юриспруденции.

2. Типы научного юридического познания и их преломление в концепциях правопонимания.

3. Особенности научного юридического познания в российской юридической науке.

Практическое задание:

Ознакомьтесь с работой Честнова И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права. – СПб., 2004. – 64 с. Каковы особенности научной рациональности в современной российской юриспруденции?


Рекомендуемая литература:

Оль П.А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству. Монография. – СПб., 2005.

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001. – 264 с.

Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права. – СПб., 2004.

Семинарское занятие 4.

Тема 5.

На занятие выносятся следующие вопросы:

1. Понятие объекта юридической науки.

2. Понятие предмета юридической науки и его соотношение с предметом.

3. Государственно-правовая практика: понятие, содержание.

4. Понятие и виды научных законов.

5. Эмпирические основания юридической науки.

Практическое задание:

На основе проводимой магистрантом научной работы по той или иной дисциплине (по согласованию с преподавателем) провести собственный подробный анализ предмета и объекта исследования.

Рекомендуемая литература:

Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. – М., 2011.

Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001.

Семинарское занятие 5.

Тема 7

На занятие выносятся следующие вопросы:

1. Юридическое понятие и категория: содержание, соотношение.

2. Уровни юридических понятий и категорий.

3. Методологическая роль понятий и категорий.

Рекомендуемая литература:

Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. – М., 1976.

Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001.

Семинарское занятие 6.

Тема 7.

На занятие выносятся следующие вопросы:

1. Понятие и принципы методологии юридической науки.

2. Многообразие методологических подходов в российской юридической науке.

3. Системная методология в юриспруденции.

4. Историческая методология в юриспруденции.

5. Культурологическая методология в юриспруденции.

Рекомендуемая литература:

Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. – М. : Изд-во СГУ, 2011.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.